Многие художники пренебрежительно относятся к выставочной деятельности и отмахиваются, что выставки — это не для них. Однако наш преподаватель, художник-пастелист Ирина Климова уверена, что это заблуждение.
Недавно прошла 9-я выставка Национального союза пастелистов «Пересечения 2022», на которой работа Ирины Климовой заняла второе место. О пользе выставок, о любимых сюжетах и вообще про творчество читаем от первого лица>>
Заявить о себе
Я участвую в выставках Национального союза пастелистов с первой выставки (уже четыре года). Большая зимняя выставка — это такой годовой финал, где можно посмотреть, что наработали коллеги за год.
Выставка состоит из двух блоков. В первом представлены профессионалы — художники, которые работают в этой технике достаточно давно. Они не обязательно имеют высшее художественное образование, но каким-либо образом зарекомендовали себя, в том числе участвуя в русских и международных проектах и занимая призовые места.
Второй блок — это непрофессионалы — люди, которые только начинают своё движение в направлении пастельной живописи. Так же это могут быть и профи, но которые совсем недавно присоединились к Союзу пастелистов.
Второй блок — это прекрасная возможность для начинающих попасть на выставку и показать свои работы. Для кого-то это может быть первая выставка и отличный шанс посмотреть на свою работу в галерее, на стене рядом с картинами сильных мастеров — сразу приходит понимание того, на каком ты уровне находишься, и куда тебе хочется расти.
Выставки мотивируют
В этом году я совершенно не ожидала победы — из-за маленького ребёнка я не рисовала специально для выставки, а взяла летнюю картину, которую делала на даче. Она называется «Дачные букеты».
Мой папа любит собирать для меня полевые цветы, и я всегда их ставлю в банки, в вазы. У меня очень много цветов — они меня вдохновляют, я делаю зарисовки и фотографирую. В моменты сна ребёнка я за несколько дней на даче нарисовала эту картину, и она прошла отборочную комиссию. Она зацепила жюри своей яркостью и, даже где-то наглостью цветового сочетания. Ольга Абрамова, президент пастельного сообщества и председатель жюри по отбору призёров в первом блоке, сказала, что моя работа поразила её тем, как эти яркие, открытые, кричащие цвета гармонично сочетаются в одной картине. Это было очень приятно и неожиданно.
Участие в выставках и, тем более победы на них, дают вдохновение творить дальше, понимать, что картины твои нравятся, их рассматривают, фотографируют и пишут о них восторженные отзывы.
Поэтому настоятельно рекомендую всем художникам не говорить, что выставки их не интересуют, а хотя бы для личного роста в них участвовать. Так же было приятно получить призы от спонсоров, их было достаточно много, и небольшой денежный приз — это тоже всегда мотивирует.
Не натюрмортом единым...
Я считаю, что натюрморт — это некая художественная лаборатория. Рисуя натюрморты, очень легко отстраивать видение цвета, тона и композиции, если ты сам их составляешь.
На начальном этапе очень полезно работать с натюрмортом, но так же он может перейти в зону художественного выражения, если он становится каким-то необычным или ты самостоятельно составляешь его, подбирая некие цветовые гаммы, цветосочетания, стилизации.
Мне очень интересна тема натюрморта, но почему-то мне кажется, что натюрморт менее интересен публике, чем пейзаж. Хотя, когда я сама хожу на выставки, я восхищаюсь натюрмортами, но теми, в которых есть что-то авторское, необычное. Это могут быть экспрессивные, яркие работы или, наоборот, сложные, в сдержанной цветовой гамме. В дальнейшем я хочу развивать натюрморт, но именно в таком интересном, авторском ключе.
Периодически художникам надоедает одна и та же тема и хочется переключиться на что- то другое. И тут нам на помощь приходят пейзажи. На них гораздо сложнее учиться, поскольку состояние природы постоянно меняется, если ты работаешь на пленэре. А если рисуешь по референсу, то он сужает тоновой и цветовой разбег, градиент, фотография всё уплощает, поэтому здесь нужно вспоминать свои художественные знания.
Начинать работу с пейзажем всё же лучше с преподавателем.
На моих курсах мы рисуем очень много пейзажей, и я всё время обращаю внимание учеников на тон, на цвет, на воздушную и линейную перспективу. Пейзаж — тема многогранная и на моём новом курсе «Все оттенки пастели» мы рассматриваем его в разных аспектах, не просто срисовывая картинку, а ограничивая себя по гамме.
Например, только в серых тонах или подбирая контрастный колорит, где противоположный оттенок используется в очень маленьком проценте, для максимального эмоционального воздействия на зрителя — например тёмный пейзаж с контрастным закатом.
То есть, рисуя пейзаж на курсе, ученики будут более вдумчиво подходить к выбору цвета и понимать, почему именно эти цвета используются в данном колорите.
А вот людей я рисую только как стаффаж — маленькие люди, которых я вставляю в композицию. Мне интереснее работать с композицией в природе, в натюрморте, самой режиссировать композицию и с помощью этих жанров выражать себя.
Любовь к цвету
Максимально мои сюжеты — это сюжеты, нарисованные по горячим следам. Самые удачные картины — нарисованные на эмоциях, например, ты приехал из поездки или ещё находишься там, ты настолько впечатлён атмосферой, что сразу же переложил её на бумагу.
Например, мне кажется, что моя работа «Дачные букеты» победила на выставке, потому что в тот день было настолько пронзительное солнце, настолько оно ярко подсвечивало цветы и давало ажурные тени, что меня переполнило эстетическое удовольствие и захотелось это изобразить. Это было передано тут же, сразу.
Мне кажется, что эта честность в картинах очень чувствуется — нарисован сюжет «изнутри» или высосан из пальца, такое тоже бывает, но это неотъемлемая рутинная часть жизни художника.
Я обожаю цвет и, наверное, мои картины — это сюжеты цвета и струящегося света. Не важно, что изображено, не важен жанр, но мне всё время хочется передать красивую, переливчатую игру оттенков и струящийся свет. Зрители, которые останавливаются у моих картин именно это и чувствуют — как будто бы из моих картин льётся свет. Эту любовь к цвету я стараюсь передать своим ученикам.
В завершении хочу сказать, что рисуя по курсам в Kalacheva School совершенно несложно вступить в Национальный союз пастелистов — это позволит быть в сообществе художников, заинтересованных людей и постоянно расти и развиваться.
Когда ты постоянно участвуешь в проектах, участвуешь несколько раз в год в выставках, стремишься нарисовать какую-то интересную работу, смотришь на коллег, происходит стремительный рост в художественной сфере, поскольку есть понимание к чему стремиться и в какую сторону двигаться.
Если вам близка художественная философия Ирины Климовой, то приходите на её изумительный курс «Все оттенки пастели». Все подробности о курсе здесь>>
авторизуйтесь