Портфолио — это визитная карточка творческого человека.
Наличие хорошо собранного портфолио — это и первый шаг к получению заказа, за который заплатят, и наглядное подтверждение того, что вы умеете делать.
Словари дают такое определение слову «Портфолио» — это собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т. п. (художника, иллюстратора, фотографа, дизайнера и т. п.)
Само наличие портфолио помогает принять тот факт, что вы являетесь настоящим профессионалом. Это прямое доказательство, что вы не просто рисуете, а можете и деньги на этом зарабатывать.
Есть огромное количество художников, которые потрясающе рисуют, но у них нет портфолио. И за счёт этого их работа либо не заметна, либо не выглядит профессиональной.
Если у вас есть задача зарабатывать творчеством деньги, то логично стремиться к тому, чтобы ваша работа выглядела максимально профессиональной.
«Портфолио — это про профессионализм.
То, как мы общаемся с заказчиком — это тоже про профессионализм.
Когда к нам приходит заказчик, мы начинаем говорить: „Ой, ну мы там только, вот я только начинаю“, это сразу же убирает 50% гонорара. потому что все хотят работать с классными профессионалами, — рассказывает о важности портфолио иллюстратор Саша Балашова, — Мало кто хочет работать с новичками, которых надо ещё в процессе чему-то научить. И за счёт этого, чем увереннее мы будем себя чувствовать, тем лучше и выше наш гонорар будет, лучше к нам будет отношение как к профессионалу.
Поэтому портфолио это супер важная штука, это база, это прям нужно всем. Даже если еще немножко страшно брать заказы, но портфолио точно надо даже на начальном этапе карьеры!»
Как собирать портфолио?
Портфолио — как витрина магазина, без неё о магазине будут знать только единицы избранных. Поэтому, оформляя портфолио, важно учитывать несколько правил:
Собирайте в портфолио самые любимые работы. Если в портфолио будет всё подряд, то вы никогда не вырветесь из ловушки неинтересных заказов. Если у вас есть крутая работа, но вам не нравится, например, стилистика или техника, в которой она выполнена, то не надо её показывать (вы же не захотите повторять такое ещё раз?).
Покажите свою работу «в деле». Например, если это принт, то продемонстрируйте его на кружках, текстиле, упаковке.
По почте отправляйте ссылку на портфолио (и чтобы по ссылке клиенту не нужно было регистрироваться и что-то заполнять) и, как вариант, легкий PDF с картинками, кому-то удобно сохранить информацию о вас.
В портфолио хорошо смотрятся фото процесса работы над проектом, особенно, если все снято эстетично. Такие фотографии лучше поставить в самый конец.
На что обратить внимание при оформлении портфолио?
Первое — смотрите на качество фотографий. Одна из самых частых ошибок при подготовке портфолио, это какие-то фотографии, мокапы, на которые накладываются иллюстрации, а они не резкие. В итоге картинка не поменялась, но это добавляет минусов общему впечатлению. Вроде проект от этого хуже не стал, но на самом деле — стал хуже. Поэтому всегда качественные фотографии, ведь общее впечатление должно быть очень хорошими.
Второе — это работа с ракурсами и объектами. Когда нам нужно показать работу, нам нужно показать иллюстрацию, но не нужно показать объект.
«Очень много мокапов в интернете, где объекты расположены как-то по диагонали, с какого-то очень интересного ракурса и так далее. Ну, при таком ракурсе видна не иллюстрация, виден сам объект, например, книжка, которая напечатана. Вам надо, чтобы вашу иллюстрацию, вашу работу было хорошо видно, — делится секретами оформления портфолио иллюстратор Саша Балашова, — Важно понимать, что потенциальному заказчику интересно посмотреть на иллюстрации, но чаще всего он не может себе представить, как их использовать. То есть вот у вас классные картинки, заказчик это видит, но ему и в голову не приходит, что вообще-то вы, оказывается, могли бы эти картинки использовать в каком-то совместном проекте. То есть надо показать, что это не просто картиночки красивые, а что это может быть, календарём, принтом для одежды, что это может быть обложкой для книги, что это может быть меню и так далее».
Третье — если у вас несколько разных направлений творческой деятельности, которую вы хотите монетизировать (например, вы пишете маслом классические пейзажи, создаёте в digital шутейные иллюстрации и рисуете в графике супергеройские комиксы) — собирайте разные портфолио под каждое отдельное творческое направление.
«Я работаю с буквами, рисую леттеринг, всяческие обложки для книг, логотипы, какие-то вывески, надписи для дизайнов каких-то, упаковок для книг и прочего. Кроме этого, я рисую иллюстрации. И у меня есть... личное творчество и живопись. Иногда я участвую в каких-то выставках. Соответственно, если я заведу какое-то общее портфолио на своем сайте и накидаю в него всё, то это будет каша. Если я людям буду присылать ссылку на свое смешанное портфолио, они могут вообще не совсем понять, чем конкретно я занимаюсь, — говорит дизайнер и леттерер Анна Цымбал, — Поэтому у меня есть отдельные PDF-файлы моей творческой деятельности и есть публичное портфолио, где собраны проекты, касающиеся иллюстрации и леттеринга. Портфолио с живописью на данный момент лично у меня нигде в открытом доступе не выложено, просто потому что я не так заинтересована продавать свою живопись, она мне больше для души, для участия в выставках, чем для заработка».
Что надо знать, собирая ПЕРВОЕ портфолио?
Во-первых, портфолио — это пластичная структура.
Первое портфолио, как правило, собрано из каких-то кусочков. Очень быстро вы поймёте, что надо что-то поменять. Нужно нарастить количество проектов, необходимо добавить описания, или убрать лишнее...
Запомните: портфолио — это динамичный процесс, всё может поменяться. Говорить о том, что «оно должно быть идеально и только после этого я отправлю его потенциальному заказчику», не стоит, потому что иначе можно никогда ничего никому не отправить.
Во-вторых, портфолио должно быть всегда на том уровне, чтобы вы были готовы отправить его по первому зову заказчика. Время до сих пор — деньги! Лучше иметь портфолио наготове, и когда у вас его попросят, вы сможете быстро отправить, чем дождаться неловкого момента, когда попросят портфолио, а у вас ничего нет, и вы в панике начинаете рассылать какие-то ссылки на соцсети, которые выглядят абсолютно непрофессионально.
В-третьих, подумайте, где размещать портфолио. Важно, чтобы портфолио было удобно смотреть.
Например, многие заказчики ищут иллюстраторов на Illustrators.ru — это очень рабочий вариант. Есть сайты типа Behance, которые параллельно работают ещё немножко как соцсети: все смотрят друг у друга портфолио, ставят какие-то лайки и так далее.
Также интересно смотрится и какой-то персонализированный сайт, созданный отдельно на платформах типа Tilda или какие-то другие сайты-конструкторы, где можно собрать свой сайт с портфолио, создать свою «визитку». Такой вариант портфолио хорош тем, что заказчик не отвлекается ни на кого другого, но, с другой стороны, так ваше портфолио может быть сложнее найти.
НО! Важно понимать: соцсети — не портфолио! По соцсетям вас могут найти заказчики, но если вы отправляете ссылку на портфолио, то страничка в соцсетях смотрится не очень профессионально.
Хорошо иметь портфолио в PDF-формате. Документ, который можно всегда отправить в формате файла. Некоторые заказчики просят именно PDF, и такой формат тоже должен быть у профессионала под рукой.
Вместо заключения
Портфолио — это место, где вы показываете свои самые сильные стороны и где вы храните только те проекты, которые вам действительно было суперинтересно и важно сделать.
Если в портфолио встречаются проекты, которые сами по себе получились классно, но вы понимаете, что больше такого делать не хотите, повторять не собираетесь, то значит нельзя добавлять такой проект в портфолио. Показывать заказчикам надо только самое любимое, самое вкусное, самое интересное. И всё это должно классно вместе сочетаться, выглядеть единообразно, стильно.
«Даже если мы в своих работах используем разную технику, то вполне можно иметь в портфолио работы в digital и, например, нарисованные от руки гуашью, но при этом надо следить, чтобы это всё вместе выглядело цельно и единообразно, чтобы чувствовался ваш авторский стиль», — акцентирует внимание Саша Балашова.
авторизуйтесь