Для всех, кто спит и видит, как их картины продаются на мировых аукционах за миллионы, популярный художник Евгения Войнар рассказывает, из чего складывается стоимость картин на современном арт-рынке, и раскрывает секрет, как продать картину за миллион >>
Евгения Войнар (Мельникова),
художник, автор курсов по живописи
Как продать картину за миллион?
Если вы только вчера взяли в руки кисти и краски, то — никак. Почему? Вы не можете продать картину за миллион, пока у вас нет имени (имеется в виду имя художника: известное, интересное, продающее).
Как сделать имя? Заработать!
Имя зарабатывается количеством и качеством картин, участием в выставках, узнаваемостью в онлайн и через нетворкинг в арт-сообществе.

Участвуйте в выставках
Если вы наработали достойное портфолио, участвовали в выставках (и эти выставки проходили НЕ в торговых центрах и на заднем дворе кафе), то шансы продавать картину за интересные деньги есть.
Принципиально важно не количество выставок, а какие и где они. Выставки музейные, галерейные — очень хорошо влияют на узнаваемость, востребованность и рентабельность художника. Помните: чем престижнее выставки, в которых вы участвуете, тем больше шансов, что цены на ваши картины будут повышаться.
Примечание автора: Обратите внимание на следующие ярмарки:
Cosmoscow
blazar
|catalog|
Контур
1703
Когда прошло несколько успешных персональных выставок, где продавались ваши работы, тогда можно поднимать свою стоимость. Но не забывайте советоваться и взаимодействовать с галеристами и кураторами, с которыми вы сотрудничали на этапах создания персональных выставок, завязали деловые контакты и дружбу.
Организуйте продажи онлайн
Размещать информацию о себе и свои картины на просторах интернета — это рабочая история. Вы можете вести соцсети художника, завести страницу в Instagram*, Telegram-канал, параллельно сделать свой сайт и/или продавать картины, например, на онлайн-маркетах — это всё хорошие инструменты.
Качественно представив своё творчество онлайн, вы набираете аудиторию. Ваши страницы начинают смотреть люди, они что-то запоминают, что-то сохраняют.
Меня часто спрашивают про Pinterest — лично мне эта соцсеть не близка. Потому что я не хочу, чтобы меня пинили 24/7 — в Pinterest очень много перерисовок друг за другом, и мне это не очень нравится.

На вашем персональном сайте тоже можно сделать привязку к продажам. Предположим, у вас есть какое-то небольшое количество бюджетных работ, которые вы можете продать от первого лица. Они не на контракте с галереями, они ещё пока нигде не выставлялись: например, у вас есть какая-то небольшая подборка графики и вы хотите за эти работы получать деньги только себе, не отдавая процент галерее. И при этом вы сами не на эксклюзивном контракте, который подразумевает реализацию любых ваших произведений через галерею. Соответственно, тогда вы выкладываете эти работы у себя на сайте, оформляете страницу как онлайн-магазин, тогда у вас и будут личные продажи. Либо вы продаете свои работы через соцсети.

Погружайтесь в арт-сообщество
Коммуникация и нетворкинг очень важны. Для хороших продаж важно погружение в арт-сообщество. Через общение и активное участие в творческом событийном процессе вы сможете понять в том числе, когда и насколько повышать стоимость своих работ.
Через комьюнити современного искусства (я сейчас говорю именно про него), где вы будете знакомиться с коллекционерами, галеристами и арт-дилерами, вы можете продавать свои работы за более интересные деньги.
Но я не советую ставить себе цель именно «заработать денег несмотря ни на что». Искусство ценится прежде всего интеллектуальным вкладом, эмоциональной сложностью, наполненностью и игрой с эстетикой или ее отсутствием.
Вокруг действительно хорошего произведения цены соответствующие. Поэтому, несмотря на заявленную «меркантильную» тему, советую смотреть в глубину, а не на поверхность.

Из чего складывается стоимость картины?
Давайте порассуждаем насчёт цифр в искусстве. Вот вы работаете-работаете и в какой-то момент просто так решаете, что ваша картина размером 100×100 см. будет стоить, например, от 100 000 рублей.
Если вы вполне реализованный молодой художник, имеющий некоторое имя, то для картины 100×100 см. 200 000 рублей — это очень средняя, но вполне приемлемая цена (я рассуждаю на уровне российских цен в рублях на живопись, и, в целом, эти суммы могут быть переведены в другие валюты).
А если вы отчаянный новичок, то для картины такого размера 70 000 рублей вполне ок. Тем более если вы действительно старались и даже участвовали в первых, не особенно приметных выставках, то я бы ставила 70 000, а если уже есть какой-то интерес вокруг вас, то можно поставить 100 000 рублей.
Далее — продолжать выставляться и выходить на сотрудничество с галереями, участвовать в резиденциях и ярмарках, постепенно поднимая цены.

Если вы сотрудничаете с галереями, то 50% от стоимости продажи переходит к ним, поэтому от условных 100 000 рублей вам остается 50. Для самых первых стартовых историй сотрудничества с какой-нибудь маленькой начинающей галереей это нормально, а дальше надо расти.
Но повышать цены просто так вы не можете. Нельзя просто встать с дивана и сказать: «Сегодня моя картина стоит миллион». Это будет достаточно неуважительно по отношению и к себе, и к своему росту, и к покупателям. Имя посыпется и случится мыльный пузырь самобахвальства. Важно создавать прирост цен постепенно, обязательно опираясь на развитие своих собственных достижений.

Почему нельзя сразу продавать за миллион?
Потому что создавая картину, вы даёте рынку продукт, в который можно вкладываться «на будущее». С вашим творческим ростом цена вашей работы будет постепенно повышаться. Коллекционер, когда-то заплативший вам 100 000 рублей, подумает: «Недаром я вложился» — и вы вырастете в цене в его глазах ещё на сколько-то денег.
Если ничего невероятного в вашей карьере не произошло, не случилась, например, персональная выставка или попадание в крупные галереи, участие в музейных проектах, если ваша работа не попала в музейную коллекцию — то нельзя значительно и резко повышать цену своих картин.
Надо расти постепенно. После ряда выставок и проектов, поставить цену 200 000, например, за 100×100, потом 250 000, потом 300 000.
Размер имеет значение
Можно увеличивать формат самой работы и пропорционально цену. Но в рамках одного медиума (живопись-живопись, графика-графика, скульптура-скульптура и так далее).
При этом живопись и графика одного размера будут стоить разные суммы. Живопись дороже графики и, кстати, по статистике продолжает быть самым рентабельным и продаваемым медиумом.
Поэтому в данном случае я рассматриваю ценообразование на ее примере. Например, берем формат не 100×100 см., а уже 3×4 метра, или, условно, 2×4 метра — здесь можно подключать такое понятие как цена за квадратный сантиметр. Составить пропорцию. Если изначально за картину 100×100 была 200 000 рублей, то можно посчитать, сколько стоит 1см2 и затем посчитать стоимость полотна 300×400 см.
Но это, конечно, не жесткие правила, а скорее советы как удержать логику в ценах и самому ну запутаться.

И самое важное
Запомните, вы повышаете цену на свои картины в зависимости от вашего статуса, популярности и количества реальных продаж. И, конечно же, учитывайте для ценоформирования коллекции, в которые попадают ваши картины.
Если ваши картины продаются хорошо, если в ваше творчество готовы вкладываться галеристы, которые предлагают вам различные истории развития, тогда ваша работа, в принципе, может спустя какое-то время стоить миллион.
_____________________
*Instagram — продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России
В программе «ВХШ. Монетизация творчества» Евгения Войнар ведёт блок про выход современного художника на арт-рынок
Годовая программа о том, как научиться зарабатывать деньги на творческом хобби. Популярные художники научат на реальных кейсах монетизировать творчество.
авторизуйтесь