Блог школы рисования

Искусство за деньги, или НЕбедные художники

«В Средневековье художник — это творец, который проецирует Божий промысел, поэтому он обезличен, но всё равно отдавалось должное тому, что Бог наделил того или иного человека талантом. Да, это не всегда сопровождалось ещё и какими-то финансовыми бонусами и привилегиями, но такое, скажем так, особое внимание к этой группе людей имело место быть», — рассказывает искусствовед Татьяна Быковская.

Искусствовед Татьяна Быковская
Искусствовед Татьяна Быковская
<p>
		Портрет Микеланджело, работа Даниэле да Вольтерра. Ок. 1545. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк	</p>

Портрет Микеланджело, работа Даниэле да Вольтерра. Ок. 1545. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Микеланджело: бедный или экономный?

«Документы, которые были открыты американским специалистом Рэбом Хэтфилдом, говорят об огромном богатстве Микеланджело. (Хэтфилд написал исследование, которое называется „Wealth of Michelangelo“ — „Состояние Микеланджело“).


Переведя сумму накоплений из дукатов, которые хранились у мастера дома, в банках Флоренции и Рима на современные деньги, Рэб пришёл к выводу, что Микеланджело вероятно был самым богатым художником из когда-либо живших в мире.

«Рубенс — это очень талантливый менеджер и управленец. Его слава и количество заказов росли в геометрической прогрессии, поэтому он прекрасно понимал, что самостоятельно не справится.


Он действительно много заказов отдавал на аутсорс своим помощникам. Они выполняли их не полностью: над какими-то элементами Рубенс работал лично.


Рубенс сколотил большое состояние. Например, у него был огромный дом в Антверпене. Он выстроил его как венецианское палаццо, что было необычно для антверпенского архитектурного портрета. И это тоже был его способ выделиться среди жителей города, продемонстрировать свой особый статус. У Рубенса было огромное наследство, и наследников тоже много», — подчёркивает необычность положения художника Татьяна Быковская.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623 Холст, масло. 85,7 × 62,2 см Букингемский дворец, Лондон
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623 Холст, масло. 85,7 × 62,2 см Букингемский дворец, Лондон
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер Автопортрет. Около 1799 Британская галерея Тейт, Лондон
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер Автопортрет. Около 1799 Британская галерея Тейт, Лондон

Расчётливый Тёрнер

«Мой личный любимый кейс про финансовую грамотность художников — это Уильям Тёрнер. Человек, который также жил в достаточно аскетичных обстоятельствах, был скуп. При этом у него было много заказов, он был финансово успешен, и очень грамотно распоряжался деньгами: он покупал недвижимость, а еще он вкладывался в акции компаний.


В том числе, например, у него были акции в лондонской компании, которая занималась изготовлением противопожарного оборудования, потому что эта проблема стояла остро в Лондоне. И кому как не Уильяму Тёрнеру было знать о ней, потому что когда случился легендарный пожар в лондонском парламенте, он даже отправился по Темзе на лодке, чтобы писать этот пожар с воды», — делится увлекательной информацией наш искусствовед