Китайская живопись — отдельная вселенная в мире искусства. Со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками.
Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаем их сделать сейчас вместе с нами — начать знакомство с китайской живописью.
В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение? Наконец, какие четыре цветка начинающий художник должен нарисовать в первую очередь?
Разобраться в основах нам поможет Светлана Плакасова — художник направления
Се-И, автор специального онлайн-курса по китайской живописи в нашей школе.
Светлана Плакасова
художник
Конечно же, одной публикации не хватит, чтобы погрузиться в технику и теорию китайской живописи полностью. Поэтому я не буду пытаться объять необъятное, а постараюсь «прорисовать» самые значимые и интересные моменты. Постараюсь, чтобы вы прочувствовали самобытность этого вида искусства.
Особенности китайской живописи
Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия.
Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.
Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского —
вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.
А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.
Гармония Инь и Ян
Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия.
Сухой штрих с эффектом непрокрашенности, как бы с естественными пробелами, оставляемыми движущейся кистью, так называемый парящий или летящий белый —
это Ян. Влажная, широкая линия — Инь.
Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.
Сухая чёрная тушь, влажная светло-серая, влажная чёрная, сухая светло-серая... Их вариативность и сочетание, объединенное с линией и рождает гармонию изображения.
Помимо этого, природа ИньЯн выражается и в строении самого объекта изображения.
Например, цветущая слива Мэй (мэйхуа). Её толстый старый ствол или ветка — Инь, а молодые, направленные вверх побеги — Ян. Но об этом цветке поговорим отдельно чуть позже.
Сюжетное своеобразие и символизм
В разные времена на разных этапах развития китайской живописи, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции.
Это не значит, что китайскую живопись нельзя воспринимать непосредственно.
Просто в одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать».
Единство живописи и каллиграфии
Неразрывно связаны между собой два главных направления в искусстве Китая — живопись и каллиграфия. В Китае их даже называют «родными сестрами».
Каллиграфия и написание иероглифов — это целое искусство, которое не перестает развиваться на протяжении уже многих столетий. Каждый живописец Китая — это каллиграф, а каллиграф — самый настоящий живописец.
Каллиграфия — один из значимых элементов восточной живописи. Нередко каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения.
По убеждению художников Поднебесной, совершенное произведение изобразительного искусства — это связанные между собой элементы: живопись, каллиграфия, поэзия и печатная резьба (печать художника).
В живописной работе часто каллиграфией прописываются строки стихов. А личная печать художника — квадрат или другая геометрическая форма с вписанными в него иероглифами красного или белого цвета — становится полноправным участником общей композиции.
Больше, чем линия
Линия в китайской живописи не служит границей формы, она сама является формой. Художникам, воспитанным в европейской графической и живописной традиции, это сложно понять.
В европейской живописи для создания объёма и форм используют светотень, сочетание светлых и темных пятнен в границе формы или предмета, обозначенных линией. В китайской живописи передача целостной формы происходит с помощью единой линии.
Такая линия — воплощённая протяжённая непрерывная и динамичная живописная линия-форма. Она содержит в себе и сотканную тушью зримую, и незримую в окружающем пространстве часть образа.
Четыре благородных
Постижение техники китайской живописи начинается с написания четырех благородных цветков.
Следуя наставлениям древних, которые собраны в трактате «Слово о Живописи из сада с горчичное зерно», начинающий мастер должен нарисовать цветущую ветку сливы мэйхуа, бамбук, хризантему и орхидею.
Мэйхуа
Причудливо изогнутая ветка, покрытая нежными розовыми, белыми, желтыми цветами. В живописи мэйхуа скрыт и глубокий философский смысл, и поэтическая интерпретация явлений, и национальная этическая символика, и космогония. Каждый штрих, направление ветвей, количество лепестков и тычинок — все не просто так, а рассказывает о сотворении мира и о месте в нем человека.
На толстой старой ветке почки, бутоны — тоже сочетание ИньЯн. Бутоны — это ещё неразделённые Небо и Земля, тычинки ещё невидимы, но их основа уже существует внутри них.
Один из древних мастеров так пишет о мэйхуа: «Тайна живописи мэйхуа заключается, прежде всего в подробном обдумывании замысла, потом уже рука должна двигаться без колебаний, словно вдохновленная неким безумием».
Бамбук
В китайской живописи это символ крепости духа, стойкости, долголетия, верности, непреклонного характера, человека высоких моральных принципов, сыновней почтительности, преданности. Бамбук может согнуться под натиском ветра, но не сломаться.
Хризантема
Это живописный символ отшельничества и духа уединения. Она прекрасна, скромна и целомудренна, «гордая в инее», воплощение торжества осени.
Созерцание хризантемы окрыляет сердце человека, радует даосское сердце поэта, она — воплощение простоты Дао, круглая. подобно луне, она символ ближайшего друга поэта, вдохновляющее творческое начало
Орхидея
Цветки орхидеи изящны и просты. Они источают едва уловимый тонкий аромат. Орхидея растет в горных долинах, вдали от всех других цветов. Для древних китайцев орхидея была символом скромного достойного человека, который не будет выставлять себя на показ. Олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. Также символизирует женское начало и красоту.
«Тщательная кисть» или «живопись идеи»?
В китайской живописи выделяют два основных живописных стиля: гунби и се-и.
Гунби
В переводе с китайского означает «тщательная кисть». Работы этого направления отличаются тщательной детальной проработкой рисунка.
Стиль сформировался раньше остальных и считается академическим. В этой технике часто изображают фигурные композиции, храмы и повествовательные сюжеты.
Се-и
Живопись идеи, не подразумевающая проработки деталей. Я работаю в этом стиле.
Штрих работ может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Это передача идеи и чувств художника. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее невозможно, их пишут без предварительных эскизов.
Один из самых известных художников традиционной китайской живописи XX века мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.
На специальном онлайн-курсе по китайской живописи мы изображаем четыре благородных растения как раз в традиции школы Се-И — живописи идей. Учимся спонтанности и свободе.
авторизуйтесь