Очень часто, осваивая одну дисциплину, люди параллельно овладевают еще какими-то: например, изучая математику, подтягивают геометрию, а углубляясь в дебри литературы, улучшают наыки владения русским языком.
А чем, кроме правил изображения человеческих лиц, может быть полезен онлайн-курс Дарьи Остапенко «Рисуем человека. Портрет»? Художница отследила прогресс своих учеников, проанализировала их отзывы и составила список из 10 причин научиться создавать портреты.
Дарья Остапенко
художник, преподаватель, автор серии курсов
Причина 1. Вы освоите базу
Как и всегда, на этом курсе мы начнем с основ! Курс выстроен так, что проходить его могут люди с любым уровнем навыков рисования. На занятиях мы узнаем о базовых основах построения, о светотени, о пропорциях лица. То есть вопроса «смогу ли я вот так просто нарисовать портрет, если до этого никогда не брал в руки карандаш?» быть не должно.
Посмотрите работы учеников в инстаграме по хештегу #портрет_онлайн — большинство из этих людей до курса не рисовали вообще. Отбросьте сомнения — новичок не просто потянет программу, но и в процессе наконец перестанет быть новичком ;)
Причина 2. Вы узнаете, почему ваше лицо — такое
На занятиях мы поговорим о строении мягких тканей лица. Начнем с самого глубокого слоя, с фундамента — черепа. Разберемся, почему у человека он именно такой, почему не другой формы, зачем подается вперед подбородочный выступ и как получаются на подбородке ямочка а-ля Траволта. Мы зададимся самыми разными вопросами. Для чего нужны надбровные дуги если мы ими ничего не делаем? Что нам может «рассказать» нижняя челюсть о своем владельце?
Например, знаете ли вы, что по черепу можно полностью и достоверно воссоздать лицо человека? Можно понять, был ли у него вздернутый нос или нос крючком, был ли разрез глаз миндалевидным или с опущенными внешними краями. По одному только черепу можно определить, были ли у его обладателя полные губки или тонкие и напряженные. Вообще изучение черепов — целая наука, и на курсе я поделюсь с вами некоторой полезной информацией.
Причина 3. Вы научитесь «читать» лица людей
Краткий курс чтения характера по лицу включен в программу ;)
Да, кто-то верит, а кто-то не верит в физиогномику. Но кое-какую часть этого учения я считаю полностью анатомически оправданной и доказанной. Почему, например, мы так легко считываем характеры персонажей мультиков — сразу можем определить героев и злодеев, трусов и храбрецов, тихонь и сорвиголов?
Дело в стереотипах восприятия лиц людей — склад характера и образ жизни непременно накладывают отпечаток на внешности. На занятиях мы поработаем по принципу нейросетей — потренируемся искать внешние сходства между людьми, живущими в примерно одинаковых условиях.
Разберемся, например, почему у активных и смелых парней обязательно выявленные надбровные дуги или желваки по бокам челюсти.
Спойлер: к ним крепится (или когда то крепились, в частности, к надбровным дугам) жевательные мышцы — самые сильные мышцы лица, архетипично отвечающие за поведение во время атаки и охоты. А что чаще бравые парни-охотникинапрягали, то сильнее и развилось!
Причина 4. Вы станете фейс-билдером
Разобравшись с черепами, мы окунемся в фейс-билдинг и изучение мускулов. Мышцы, кстати, отвечают не только за мимику, а в принципе формируют всю форму лица.
На этом этапе мы обсудим: почему у некоторых людей лицо выглядит приветливым, а у других — печальным? Почему какая-то улыбка выглядит искренней, а какая-то — искуственной, кукольной? Какие мышцы задействуются в обоих случаях, одни и те же или разные? Какие мышцы зовутся депрессорами и леваторами?
Как и почему форма лица меняется с возрастом? Где-то мышцы увеличиваются и растягиваются с годами, другие пребывают в постоянном тонусе и визуально дают устойчивые складочки на коже. С какими процессами в организме связано появление разных морщинок?
Зная это, рисовать натуру особенно приятно — смотришь на моделей уже со знанием дела, подмечая особенности физического строения каждого человека.
Причина 5. Вы дадите фору визажистам
После занятий по созданию портрета курсы мейкапа вам не понадобятся! Вы точно будете знать, как визуально сделать губы объемнее максимально естественно, как и где подчеркнуть острую форму лица и линию скул (на сленге художников — все это нужно будет вывести на передний план).
Вы узнаете ответы на самые волнующие вопросы: как сделать щеки худее, а глаза больше, как сузить и выровнять носик, как скрыть высокий лоб?
Скульптурирование лица и рисование портрета — это связанные вещи: и там, и там работают одни и те же законы формирования объемов. Только в одном случае мы рисуем на бумаге карандашами, а в другом — косметикой на лице.
Причина 6. Вы научитесь эмпатии
Не все художники умеют чувствовать и передавать характер и настроение модели, но мы на занятиях этому научимся. И речь идет не про шаржирование, а про навык схватывать мимолетное настроение, даже жизненную философию модели, считывать по лицу и передавать в рисунке ее образ жизни.
Мы подчеркнем гладкую фактуру молодого наполненного светящегося лица и покажем консервативность взглядов и закостенелость в портрете сдержанного поджарого старика. Научимся считывать и передавать еле уловимые нотки сарказма в улыбке яркого персонажа среднего возраста.
Ну и, конечно, мы обсудим, какие материалы лучше подобрать для всех этих образов, чтобы удачно передать суть.
Всего у нас, кстати, будет 6 моделей совершенно разных возрастов, типажей и национальностей! И в каждом образе — своя изюминка, которую нужно уловить и отразить в своих работах.
Причина 7. Вы перестанете беспокоиться о возрасте
Курс «Портрет» — это профилактика страха старения! Вы присмотретесь и заметие, что все морщинки очень красивые, колоритные. Вы узнаете, откуда берутся все эти «носогубки», «сомовьи морщины», «морщины гордеца», «морщины марионетки» или «гусиные лапки». А еще посмотрите, как с возрастом меняются сышцы, производящие все эти складочки, и поймете, как этого избежать.
Я расскажу, почему некоторыми морщинами («носогубками» или морщинами на лбу, например) можно гордиться — они must have в определенном возрасте. И объясню, почему другие выглядят не очень приятно и придают взрослому лицу недовольный вид.
Мы будем рисовать каждую складочку на пожилых лицах с приятным осознанием, что уже почти знакомы с моделью — знаем ее историю, можем прочувствовать ее эмоции и разгадать тайны ее характера, хотя нам видно только лицо.
Причина 8. Вы познакомитесь с великими
Как со всеми этими премудростями справлялись великие мастера? На курсе мы узнаем и это! Проанализируем творчество скульптора Анны Голубкиной, художницы Зинаиды Серебряковой, художника Николая Фешина — посмотрим, какие методы и инструменты они использовали, чтобы все-все-все учитывыть, создавать реалистичные портреты и не сходить при этом с ума. Ну и унаследуем пару приемчиков, конечно ;)
Причина 9. Вы попробуете себя в этнографии
Да, на этнологические различия мы тоже посмотрим! Ведь портретируемые модели могут быть не только разных возрастов, разных характеров, но и очевидно разных национальностей.
Мы раскроем много тайн и развенчаем немало мифов. Например, знали ли вы, что у представителей азиатской расы глазницы черепа гораздо больше, чем у людей других национальностей? И это несмотря на то, что многие привыкли считать азиатов людьми с самыми небольшими глазами!
Самые маленькие глазницы, кстати, у представителей негроидной расы, у них же есть еще одна особенность — очень пухлые губы. Обсуловлено это особым строением прикуса: череп устроен так, что нижняя челюсть выдается вперед, от этого губы кажутся больше.
Причина 10. Вы полюбите свою внешность
В конце курса мы рисуем автопортрет... Если честно, это лакмусовая бумажка отношения к себе. Почти всегда художникам сложно взглянуть себе в глаза, а тем более нарисовать их, передать особенности носа, губ.
Это задание я специально оставила на десерт, даю его в самом конце курса — оно требует подготовки. И очень многие, даже самые преуспевающие и талантливые ученики стараются его избежать.
Но в процессе работы над этим рисунком происходят удивительные вещи, судя по отзывам учеников. Длительное рассматривание своего лица в зеркале приводит к массе открытий и огромному удивлению: «Я только сейчас увидела, какой необычной формы у меня то и это, я вообще никогда не замечала, что у меня есть вот тут вот такое».
Это задание — настоящий тренинг по развитию любви к себе и по принятию себя.
Когда присоединитесь к курсу и дойдете до этой непростой задачки, сидя перед зеркалом, обязательно скажите себе «я люблю тебя». И все в вашей жизни начнет меняться к лучшему!
авторизуйтесь