Кто хоть раз не фотографировал какой-нибудь аппетитный десерт перед тем, как его съесть? Или не хвастался в соцсетях своим кулинарным шедевром?
Все мы любим еду — и не только за вкус и сытность :) Эстетическая и, не побоимся этого слова, художественная ценность блюда порой не менее важна, чем его ингредиенты или калорийность.
Запечатлеть и поделиться этой ценностью с другими — столь модный ныне фуд-скетчинг этим и занимается.
Преподаватель скетчинга Анна Расторгуева рассказывает о самых типичных жанрах этого направления, дает советы новичкам и наглядно демонстрирует несколько приемов и подходов в рисовании еды.
Анна Расторгуева
скетчер, иллюстратор, преподаватель
Фуд-скетчинг можно считать производным от натюрморта, но в определённый момент рисование еды стало настолько популярным, что даже получило в английском языке собственное название (по аналогии с food photography).
Кстати, именно с модой на фуд-фотографию можно связать зарождение этого направления в скетчинге. Благодаря огромному количеству прекрасных снимков, у художников всегда есть исходники для полноценных иллюстраций, и можно даже не выходя из дома нарисовать шикарное и замысловатое блюдо.
Работа по фотографии исключительно детальная и продуманная. Есть возможность идеализировать натуру, добиться максимальной выразительности или уйти от реализма в область стилизации.
Одна из причин возрастающей популярности рисования еды связана с огромными возможностями коммерческого использования фуд-иллюстраций. Ведь при всем разнообразии фотографий, порой, найти снимок с нужной композицией или ингредиентами бывает сложно. В то время, как иллюстрация позволяет комбинировать множество деталей, произвольно менять ракурс и расставлять акценты в зависимости от целей. Такие рисунки нередко становятся основой для логотипов, используются в оформлении меню, сайтов и полиграфии.
С пылу с жанру!
Расскажу о самых распространенных направлениях в фуд-скетчинге.
Репортаж с аппетитом
Рисование еды с натуры — это отличная разминка и небольшая ежедневная практика для тех, кто хочет всегда оставаться в творческом тонусе. Заведите маленький блокнот и попробуйте в течение недели зарисовывать в нем всю свою еду — это очень занимательно!
Съедобный дневник
Как-то раз я купила большой набор разноцветных пончиков. Они были настолько хороши в своей глазури, что пришлось нарисовать их перед тем, как съеть! И для навыков рисования в них немало пользы — на похожих друг на друга объектах можно отслеживать изменение тональных переходов в зависимости от цвета и фактуры, сохраняя при этом неизменность общей формы.
Сладкая жизнь скетчера
Сюжеты в рисовании еды крайне разнообразны, каждый готовит и рисует на свой вкус. Но сладости по праву могут считаться лидером направления, ведь их хоть раз да рисовал каждый скетчер!
Начинаем рисовать еду
Сначала небольшой совет новичкам. Фрукты и овощи — вот, с чего стоит начинать. На простых формах легко проследить расположение светотени, а также можно попрактиковаться в отработке плавности градиентов. Начинайте с одного или двух объектов, старайтесь попасть в харакетр формы и проработать объем. После того, как почувствуете уверенность в своих силах, вносите разнообразие в постановку — сравнивайте разные фрукты и овощи, их масштабы, текстуры и детали.
Рецепт: композиция, сервировка
Первым делом нужно выбрать рецепт, который вы собираетесь проиллюстрировать. Некоторые блюда выглядят наилучшим образом в приготовленном виде, другие — на стадии ингредиентов.
Бэйгл или сэндвич может быть с разной начинкой. Чтобы разобрать рецепт подробно и наглядно, все ингредиенты нарисованы отдельно. Добавлять по вкусу!
Многие блюда красиво сервируются в традиционной посуде: узбекский плов, японские суши или даже американский фаст-фуд — присмотритесь нет ли для выбранного вами рецепта характерной тарелки.
Палитра на ваш вкус
После того, как вы определились с темой зарисовки, подобрали сюжет и референсы, самое время ограничить палитру. Как правило, весь эффект от рисунка строится на отношении двух-трех цветов.
Они могут быть подобные или контрастные. Например, рататуй — это карнавал красных томатов, зеленых кабачков и фиолетовых баклажанов. Мы сразу подбираем эти три цвета, и на их соотношении строим гармонию.
В этом развороте красно-оранженый лосось противопоставлен зелени авокадо и шпината. Блюдо выглядит праздничным и нарядным. В контрастных натюрмортах может быть использовано меньше полутонов, гораздо важнее уловить и передать саму разницу в цвете.
Другой вариант работы с цветом заключается в принципе подобия, когда блюдо едино в своем колорите, и мы лишь различаем оттенки.
В мохито раскрывается желто-зеленая гамма. Тут идет плавный перелив от бледных оттенков к насыщенным и глубоким, и главенствующая роль переходит к тональному контрасту.
Детали
Когда рисунок готов, время переходить к подписям и заголовку. Именно в теме рецептов эта часть становится особенно актуальной, так как выводит смыл иллюстрации на новый уровень — делает ее прикладной и функциональной.
Место для самых крупных объектов — названия блюда и текстового блока с описанием рецепта — лучше подготовить заранее. Можно даже имитировать журнальную верстку, чтобы придать рецепту более законченный и официальный вид.
Разворот с пошаговыми рецептами приготовления рыбы. Поэтапный подход позволяет упростить и систематизировать процесс, готовить по такой схеме столь же интересно, как и рисовать ее.
Варьируйте композицию. Например, суп интересно показать сверху, чтобы сфокусировать внимание на содержимом, а не на тарелке. А вот многослойный десерт, напротив, итереснее рассматривать сбоку.
Также важно продумать фон и окружение. Например, можно создать ощущение уюта, добавив в постановку фрагмент клетчатой скатерти, или привнести национальный колорит особенностями сервировки и посудой.
Еда — это отличная тема для оттачивания мастерства передачи текстуры и цвета. Ищите эффектные ракурсы, такие, чтобы блюдо наилучшим образом раскрывалось. Экспериментируйте с цветом. И приятного аппетита в рисовании!
авторизуйтесь