20 и 21 января 2018 года у нас в Школе — настоящее событие!
С мастер-классом «Скетч и акварель» приезжает Феликс Шайнбергер — один из самых экспрессивных, самобытных и успешных иллюстраторов Европы. Перед приездом мэтра мы поговорили с ним о его творческом методе, ночной жизни Берлина, любимых художниках, сути портрета как жанра и тенденциях скетчинга.
Информации о Феликсе в русскоязычном интернете не так много, так что это интервью вполне можно считать эксклюзивным!
Феликс Шайнбергер — современный иллюстратор, художник и дизайнер из Германии.
Родился во Франкфурте в 1969 году. Изучал искусство иллюстрации в Гамбурге. Несколько лет Шайнбергер провел на посту вице-президента Союза иллюстраторов Германии. Преподавал искусство рисунка в Гамбургском университете прикладных наук, в Майнце и в Висбадене. За последние 10 лет проиллюстрировал более пятидесяти книг для детей. Его работы публиковались в таких журналах, как Harvard Business Manager и Psychology Today. С 2010 года Шайнбергер преподает искусство рисунка и иллюстрации на кафедре дизайна Вестфальского университета им. Вильгельма в Мюнстере.
Российским любителям живописи Шайнбергер известен как автор бестселлеров «Альбом ваших идей. Учимся делать эскизы в дороге» и «Акварельный скетчинг».
— Как и почему вы стали художником?
— Изначально я занимался музыкой и был ударником в разных панк-командах. Параллельно с этим рисовал, по большей части афиши и иллюстрации в фанзинах. А в двадцать лет поступил в гамбургскую Академию дизайна, где начал изучать иллюстрацию уже серьезно.
— Что для вас главное в творчестве?
— Самое главное — это экспрессия. Меня не очень интересует реалистичный подход, несмотря на то, что я еще занимаюсь фотографией. Меня интересует то, как люди выражают себя в разных ситуациях. Этот момент я и пытаюсь поймать в своих иллюстрациях.
— Какой самый любимый момент или этап в рисовании?
— Я очень люблю как-то взаимодействовать с людьми, люблю разговаривать с ними пока их рисую. Иногда мне кажется, что скетчинг — это только повод для меня, чтобы пообщаться с человеком.
— Вы сделали несколько работ как художник-оформитель в театрах. В чем особенности этой работы?
— Да, я просто обожаю делать театральные афиши. Мне нравится искать и находить одну картинку, которая выражала бы идею целого спектакля.
— Ваш стиль узнаваем и отличается от многих коллег по цеху. Как вы пришли к нему? Что на вас повлияло и сформировало?
— В молодости я очень любил французского художника Tomi Ungerer. Думаю, его манера рисования повлияла на меня больше всего. Также мне близка манера Ralph Steadman и стиль Hörst Janssen. Но на самом деле я не заморачиваюсь над собственным стилем. Рисую так, как мне рисуется. Правда в том, что я сам свой стиль никак определить не могу!
— Что самое главное в рисовании человека?
— Самое главное — разговаривать с тем, кого рисуешь. Узнавать его. Я думаю, главное в портрете — это не правильно скомпоновать глаза, уши, рот и «похоже» нарисовать человека. Главное — с помощью рисунка заглянуть ему в душу.
— Как-то вы сказали, что работа закончена тогда, когда дальше можно сделать только хуже. Как вы сами понимаете, что этот момент настал?
— Да, я уверен, что есть момент, когда нужно остановиться, так как дальше работу можно только загубить. Нельзя бесконечно улучшать. Сложно объяснить это рационально. Лично я просто чувствую этот момент. Похоже на серфинг, когда ты на гребне волны.
— Вы работаете еще и в качестве книжного иллюстратора. Есть какой-то проект, который вам особенно ценен?
— Конечно, мне дороги те книги, что я сам и написал — «Акварельный скетчинг» и «Альбом ваших идей». Они очень популярны. Особенным проектом для меня стала книга Hedo Berlin, в которой собраны мои зарисовки берлинской ночной жизни.
— Как возникла идея книги Hedo Berlin? Почему решили исследовать именно эту сторону берлинской ночной жизни?
— Я постоянно делал какие-то афиши и прочий арт для берлинских клубов Berghain и Kitkat Club. В них запрещено фотографировать, так что я стал брать на тусовки свой скетчбук и рисовать. Было интересно и непредсказуемо — люди отдыхают, употребляют... скажем, не только алкоголь, занимаются сексом — мне было интересно просто зафиксировать их в подобные моменты.
— Куда движется современная иллюстрация? Какие главные тенденции и тренды жанра можете отметить?
— Сейчас столько разных трендов, что выделить что-то определенное просто невозможно. Можно смело считать, что трендов нет! Всегда будет цениться ярко выраженный индивидуальный стиль, хороший сюжет, идея.
— Что вы категорически не преемлете в иллюстрации?
— Терпеть не могу чисто коммерческий подход к рисованию, ремесленный. Это же творчество, в конце концов! Еще считаю несправедливым, что начинающим иллюстраторам платят меньше. Это порочная практика — платить иллюстратору меньше, только потому что он недавно в профессии.
— Вы неоднократно были в России? Что вас привлекает в нашей стране?
— У меня много русских друзей в Берлине. Я люблю ваш образ мыслей, характер — глубокий и неподдельно дружелюбный. Люблю русскую литературу, изобразительное искусство и, конечно, люблю рисовать в России!
— Что посоветуете начинающим (и не только) художникам?
— Просто продолжайте рисовать!
Блиц
Любимое занятие (помимо рисования):
Готовить!
Любимая музыка:
Классика, инди-музыка 70-х, 80-х годов и техно.
Любимый режиссер и фильм:
Ридли Скотт, «Бегущий по лезвию».
Любимое блюдо:
Люблю разные «кухни», включая и русскую.
Любимый напиток:
Односолодовый виски.
Ежедневное правило:
Один день — один рисунок!
Любимое место:
Kitkat Club и заповедник Шварцвальд.
Ваша «фишка» как скетчера:
Навыки в акварели и рисовании тушью.
Двухдневный воркшоп Феликса Шайнбергера «Скетч и акварель» пройдет 20 и 21 января в Москве в студии Школы рисования Вероники Калачевой на улице Вавилова, 65а.
авторизуйтесь