22 и 23 сентября польский художник Михал Яшевич проведет в студии Школы воркшоп «Акварельные пейзажи». Мы поговорили с Михалом о его становлении как художника, об акварели, вдохновении и творчестве.
Я родился в очень живописном регионе, в городе Новы-Сонч, что недалеко от Кракова, и всегда посвящал много времени наблюдениям за природой. Рисовал с детства. Мы с родителями часто отправлялись в пешие походы, так они воспитывали во мне любовь к природе. Мой отец архитектор, он научил меня основным принципам живописи, научил делать наброски. Серьезно рисовать я стал во время обучения в Университете, примерно 20 лет назад.
Изучал архитектуру в Краковском Технологическом Университете. В списке предметов живописи не было, вместо этого мы делали очень много набросков. Как архитектор я всегда уделял много внимания перспективе и корреляции между разными формами и тенью. Очень важно воспринимать картинку как набор абстрактных элементов, которые не только создают иллюзию реальности, но и в гармонии друг с другом складываются в целостную композицию.
В 2010 году я смог организовать несколько персональных выставок и, кажется, именно с этого момента начал ощущать себя человеком, чья жизнь профессионально связана с искусством. Вскоре после этого я стал членом Польского акварельного сообщества.
Акварель one love!
Люблю акварель за непредсказуемость и практически безграничные выразительные возможности. Чтобы писать акварелью, не нужна отдельная специально оборудованная студия с тоннами материалов. Достаточно стола и нескольких инструментов. Но наиболее важен свет, который гораздо проще передать в акварели, нежели в других техниках.
Вдохновение — везде!
Для меня существует множество источников вдохновения: и классические художники, и современные... Трудно однозначно выделить наиболее авторитетных. Каждый из них может быть в чем-то великолепен и быть источником вдохновения для меня в определенный момент. Каждый день в интернете я нахожу потрясающие картины художников, о которых ранее не слышал вообще. Можно сказать, и интернет — мое вдохновение.
Особенности акварели
В акварели важна дисциплина. Хороший набросок с тонкими элегантными линиями влияет на следующие этапы работы. Важно помнить, что в акварели конечный результат складывается из ранних решений, точно так же, как в скульптуре. Поэтому важно каждый шаг делать настолько элегантно, насколько вы можете.
Любимые художники
Их очень много. И классические и современные художники. Я восхищаюсь Эдвардом Сигоу (Edward Seago), его фантастической способностью упрощать комплексность теневой передачи. Я восхищаюсь Эндрю Вайтом, его поэтичностью. Мне нравятся европейские пейзажисты 19 века, например Josef Chelmonski и Исаак Левитан. Конечно же, я обожаю импрессионистов. И я получаю заряд творческой энергии, просматривая работы моих друзей в интернете.
Своя любимая работа
Мне очень нравится вот эта. Она старенькая и, скорее всего, если бы я писал ее сегодня, я бы изменил композицию. Мне нравится ее свежесть, спонтанные штрихи и прекрасно пойманный зимний свет и течение воды, показанное с необычного ракурса.
Самое важное
Наиболее важным в живописи я считаю тональные отношения. Очень важно правильно распознать светлые и темные участки в композиции перед тем, как начать работу. Важно осознавать, каким образом свет определяет иерархию элементов картины. Это ключ к достижению реалистичности работы: что светлее и что темнее. Вот и все. Все сводится к правильному применению цвета в правильном месте.
Правила не работают!
Несколько лет назад, когда я только собирался давать уроки, я попытался проанализировать весь свой опыт, чтобы выделить несколько ключевых правил. Что-то типа «Делайте так и не делайте вот так, если вы хотите получить хорошую картину».
Когда я составил такой «список», я был очень горд собой и начал просматривать свои собственные работы, как иллюстрации моих правил. И глядя на одну из своих лучших работ я понял, что правила не работают. Ну может на 50%. Все просто — это искусство! Мы можем говорить о правилах на каком-то базовом уровне, то есть элементарные правила использования техник или перспективы, но следование этим правилам не гарантирует результат. Четкого рецепта нет.
Краски, кисти и бумага
В основном я использую акварель в тюбиках, потому что они позволяют легко получить необходимую концентрацию пигмента. В основном это Maimeri Blu, Winsor&Newton, Daniel Smith, Sennelier и некоторые другие бренды. Я также пользуюсь российскими крассками, у них лучшее соотношение «цена-качество».
Кисти. У меня, можно сказать, коллекция. Я часто использую плоские кисти, которыми можно делать идеальные заливки с четко очерченными границами. И синтетические, и кисти с натуральным волосом. В качестве базового набора у меня 3 плоские кисти разного размера: одна большая и несколько средних беличьих, несколько круглых. Также я пользуюсь китайскими кистями.
Бумага. Только 100% хлопок, в основном Fabriano Aristico, Arches, 140 lb, CP, rough.
Традицинный совет начинающим
Рисуйте, только когда вам этого хочется. И не «старайтесь» слишком сильно. Не позволяйте средствам ограничивать вас.
Рисование акварелью похоже на процесс лепки скульптуры. Скульптура — это избавление от лишнего, пока не останется только необходимое. Также и в акварели мы избавляемся от белого пространства бумаги, покрывая ее пигментом, пока непокрытые части не начнут «играть» и светиться. Все сводится к свету.
Акварель это техника немного непредсказуемая. Ей надо давать свободу, чтобы часть работы она сделала за вас. Тотальный контроль убивает всю сущность акварели — спонтанность и свежесть.
Воркшоп Михала Яшевича состоится по адресу улица Вавилова, 65а.
Два дня (22 и 23 сентября) интенсивных занятий с 11:00 до 17:00 с перерывом на обед.
Общение с художником будет проходить через переводчика.
авторизуйтесь