Пастелистка из орегонской пустыни — в Москве 23 и 24 марта с мастер-классом!
Читайте наше эксклюзивное интервью с Доун Эмерсон о смелости, Дега и ее пути к пастели.
Она часами экспериментирует в студии с разными материалами и техниками. Ради удовольствия пробовать новое она смело отказывается от приемов, которые приедаются, становятся «узнаваемыми» и характерными. Позволяет работе самой проступать на полотне, отдаваясь интуиции и импровизации.
Легкость, свобода, динамика, экспрессия, удивительные открытия в смешанных техниках — всем этим Доун Эмерсон готова делиться и делиться!
Доун Эмерсон — современный американский художник, почетный член американского сообщества пастелистов. В своих работах Доун совмещает реализм и абстракции.
Доун выросла в городке Марблхед, Массачусетс. Получила степень бакалавра по английскому языку и искусству. Начала карьеру в области графического дизайна и иллюстрации.
В 1992 году Доун Эмерсон открыла для себя мир пастели и начала посещать мастер-классы с известными мастерами пастели Шейлой Рейман, Харли Брауном, Альбертом Хэнделлом, Салли Стрэнд. И уже через пять лет, в 1997 году она получала главные награды за картины, выполненные пастелью, начала писать статьи для различных художественных изданий и вела собственные мастер-классы. А также много экспериментировала с пастельными техниками в своей студии в Орегоне.
Возможности современных материалов, а также постоянный поиск новых приемов и техник, вдохновили Доун Эмерсон на написание книги «Экспериментальная пастель» в 2017 году для издательства NorthLight. Именно эта книга вышла в России в 2018 году в издательстве МИФ.
— Доун, расскажите, с чего все началось?
— Я выросла на севере Бостона, штат Массачусетс, у берегов Атлантического океана. Всегда что-то мастерила и рисовала... Я даже не помню того времени, когда бы я не рисовала. Однако «цвет» в мою жизнь пришел значительно позднее.
В старшей школе я каждый день рисовала с натуры. Посетила множество художественных занятий во время обучения в колледже и после, но так и не получила какую-то степень в искусстве. Мне нравилось все: анимация, графический дизайн, типография, скульптура, китайская живопись.
Мне нравилось все, кроме пастели и масла!
— Помните свою самую первую встречу с пастелью?
— Да-а! Мне было четыре года, моему брату — пять. Мой отец был талантливым художником, изучал искусство в Бостонском музее искусств, и однажды он повел нас к своему учителю, чтобы тот сделал наш пастельный портрет.
До сих пор помню запах старой фабрики, где находилась мастерская, бесконечное количество коробочек и ящичков с пастельными мелками и свое удивление от того, каким реалистичным получился портрет. Еще помню, что нам с братом было ужасно тяжело сидеть неподвижно, пока он писал нас.
— А с чего началось ваше увлечение пастелью уже как художника? Как произошел этот перелом?
— В 1992 году я впервые увидела, как Harley Brown работает пастелью плавными мазками и достигает потрясающей выразительности, я была поражена. Я сразу вспомнила наш с братом пастельный портрет, и это было чувство сродни возвращению домой.
— Расскажите о своей технике в том виде, как она существует сейчас? Когда и почему вы решили отказаться от пастели в чистом виде?
— Отличный вопрос! Примерно 10 лет назад в наш город Бенд, штат Орегон, переехала Пэт Кларк. Раньше она преподавала в арт-школах, а потом ушла на пенсию и приехала сюда из Калифорнии, чтобы открыть типографскую студию. Тогда ей было 75 лет! Она потратила свои сбережения на строительство студии и стала обучать всех желающих типографскому делу.
Она показала мне монотипию и коллотипию — как чувствовала, что моя быстрая и экспрессивная манера очень подходит к этим техникам. Она считала, что типографское дело должен изучить каждый художник.
Пэт стала моим наставником, я очень уважала ее мнение. Как только я начала практиковать типографские техники, все мое представление о рисовании изменилось. Я начала экспериментировать, как сумасшедшая. Я чувствовала, что мне нужно заново учиться видеть и рисовать.
Я начала смешивать техники, добавлять пастель к монотипии. Стала по-другому думать и рисовать — накладывать слои, наращивать, стирать их. Я больше не зацикливалась на «правильности» создания изображения!
— Кого еще можете назвать своими учителями?
— Что касается пастели, это Harley Brown, Albert Handell, Sally Strand. Я посещала их воркшопы. Из современных художников нравятся Rick Bartow, Deborah Butterfield.
— Расскажите, что вас вдохновляет? Как вы можете описать свой творческий процесс?
— Меня вдохновляет движение, музыка, цвет, танец, лошади, дикие животные, полет, свет, поэзия, хищные птицы...
Хотя по-моему, художнику больше нужно не столько вдохновение, сколько страсть, упорство и самодисциплина.
Мне нравится вырывать вещи из контекста и позволять картине материализовываться, буквально проступать из плоскости холста, это практически магия. Я могу сказать, что в большинстве случаев, когда я рисую, я не знаю, что из этого получится, и это удивительно. Я всегда пробую что-то новое: материалы, объекты, инструменты, новые способы рисования.
Процесс для меня более важен, чем результат.
— Как обычно проходит ваш творческий день?
— Мы живем на маленьком ранчо в пустыне. После того, как все дела по хозяйству закончены, я беру двух своих такс, иду в студию. Стараюсь проводить там минимум 6 часов в день. Иногда, конечно, на творчество не остается времени, но я стараюсь все-таки рисовать ежедневно.
— В вашей технике и темах заметно влияние Дега и Тулуз-Лотрека. Почему они вас вдохновляют?
— Эти два художника с детства были моими учителями. Я росла в пригороде Бостона, на берегу Атлантического океана, мой отец часто брал меня с собой в Бостонский художественный музей и показывал мне их работы.
Дега — мой абсолютный герой. Обожаю его манеру изображать объекты, смешивать материалы и техники, рискуя композицией.
— Почему для пейзажей вы по большей части выбираете абстрактный подход?
— Мне нравится совмещать абстракцию с реализмом. Меня не интересует фотографическая точность. Моя цель — выразить эмоции посредством каких-то штрихов и намеков, абстракция позволяет это сделать.
— У вас есть «любимчики» среди брендов пастели?
— Да, я люблю Great American из-за цветов, состава и размера. Diane Townsend Terrages мне нравится за то, что в составе есть пемза — она делает цвет укрывистым и непрозрачным. А Pan Pastels напротив люблю за их «утонченность» и прозрачность.
— И наш традиционный вопрос: что посоветуете начинающим, да и не только начинающим художникам?
— Не советую творческим людям принимать себя слишком всерьёз.
Учитесь принимать критику, пробуйте что-то новое. Анализируйте, как то, что вы делаете, отражает вас как личность. Стремитесь быть самим собой в своем творчестве, и пусть ваши работы отражают ваши эмоции
Каких бы высот вы ни достигли, вы должны постоянно учиться. Многие застревают в рутине, продолжая создавать одно и то же, потому что просто боятся выйти из зоны комфорта. С возрастом человек меняется, эволюционирует, почему же его работы должны оставаться неизменными?
авторизуйтесь