Возможно, вы удивитесь, но залог хорошей акварельной работы — это бумага. И сразу, главное правило акварелиста: на бумаге не экономим!
Одна и та же бумага не подходит и для «ботаники», и для экспрессивной живописи. Подготовили материал о том, что важно знать про бумагу. Какие бы дорогие ни были у вас кисти и краски, если бумага плохая — работа не получится.
Состав: хлопком единым
Во всем, что касается акварельной живописи, хлопковая бумага — это выбор, не имеющий альтернатив.
Целлюлозные и смешанные варианты (бумага состоящая, как из хлопка так и из целлюлозы) не дает таких возможностей, краска на ней течет не туда, цвета смешиваются неправильно, а картинка не получается.
Мы неоднократно видели восторг учеников, которые в первый раз переходили с целлюлозной бумаги на хлопковую. Всё начинало получаться само собой: и наливные яблочки, и морские пейзажи.
Все аспекты бумаги, которые мы будем обсуждать в этой статье, относятся именно к профессиональной хлопковой бумаге.
Плотность
Первая характеристика бумаги — плотность. Измеряется в граммах на квадратный метр и варьируется от 150 до 850 г/м.
Чем выше плотность, тем больше акварельных слоев выдержит бумага. Плотность = впитываемость!
Пожалуй, самый оптимальный вариант — это 300 г/м. Она достаточно плотная, но не слишком дорогая. На ней получаются и экспрессивные работы в технике по-сырому, и картины с большим количеством слоев. Кстати, она подходит для рисования с двух сторон, если вдруг рисунок не удастся :)
Кое-что про фактуры и прессование бумаги
Несмотря на большое разнообразие сортов бумаги, существуют основные фактуры единые у разных производителей. Чтобы понимать, какая поверхность бумаги скрывается за красивыми названиями, вот вам шпаргалка.
Фактура Нot Pressed или Satine
Гладкая бумага изготавливается способом «горячей печати», когда лист высушивают, пропуская между нагретыми металлическими цилиндрами. Эта бумага позволяет полностью контролировать процесс — можно штриховать, растушевывать, делать множество слоев. Отлично подходит для реалистичных или ботанических зарисовок с детальной проработкой.
Если на такой бумаге работать по-сырому, то цвет будет перетекать стремительно, и можно делать красивые разводы.
Фактура Cold Pressed или Grain Fin
Бумага холодного прессования имеет более выраженную шероховатость. Подходит и для мокрых техник, и для детальных прорисовок. На ней можно прорабатывать тонкие детали, смело делать заливки — цвета очень хорошо смешиваются.
Фактура Rough или Torchon, Grain Torchon
При изготовлении лист высушивают без отжатия, сохраняя ярко выраженную шероховатость. Такая бумага долго не сохнет, и на ней надо работать с большим количеством влаги и лучше на больших форматах. Она хороша для сюжетов, где сухие штрихи смотрятся выгодно: блеск волн, природные мотивы.
Производители
На рынке присутствуют множество марок бумаги. Увы, на данный момент все они иностранные: российские производители пока не делают качественную хлопковую бумагу. Но мы верим все измениться со временем :)
Поиск идеального листа долгий и очень личный процесс. Мы просили ведущих художников-акварелистов нашей Школы — Веронику Калачеву и Анастасию Лобуз — рассказать о своих фаворитах.
Рекомендации Вероники Калачевой
Я выбираю бумагу в зависимости от сюжета и замысла работы. Бумагу плотностью 300 грамм Grain Fin средней шероховатости я считаю самой универсальной.
Очень нравится Canson Moulin Du Roy. Это хлопковая бумага, но с нее легко вымывать цвет. Она как будто совмещает в себе свойства и целлюлозной, и хлопковой бумаги.
Бумага фактуры Torchon от Arches идеальна для сухих штрихов, но для заливок в этом случае я развожу побольше колера.
Рекомендации Анастасии Лобуз
Из любимчиков на данный момент Saunders Waterford Cold Pressed, это шикарное сочетание не слишком выраженной фактуры, мягкой поверхности и возможности вносить изменения в рисунок. Если что-то пошло не так — Saunders спокойно дает возможность исправить ошибку — смыть водой или кистью.
Второй мой фаворит, Arches Cold Pressed. Бумага, с которой нужно быть всегда на высоте — тут уже не исправить и не смыть :) Поверхность ее более жесткая — идеальна для графичных работ и уверенной руки.
Чтобы на практике разобраться, какую бумагу для каких сюжетов лучше выбирать, рекомендуем вам обратить внимание на онлайн-курсы акварельной живописи Вероники Калачевой и Анастасии Лобуз — записаться на ближайший поток можно уже сейчас!
авторизуйтесь
Два года рисовала на Палаццо, думая, что до хорошего снаряжения нужно сперва дорасти .
На днях, впервые, купила лист Hannemue для мастер-класса по-мокрому и была собой разочарована: краска неконтролируемо текла, архитектура расползалась, цвета из коробки...
Читать дальшеЛюди! Это фантастика!
Два года рисовала на Палаццо, думая, что до хорошего снаряжения нужно сперва дорасти .
На днях, впервые, купила лист Hannemue для мастер-класса по-мокрому и была собой разочарована: краска неконтролируемо текла, архитектура расползалась, цвета из коробки впитывались по-разному, при правках тон зданий становился все темнее и страшнее… В итоге, осталась при мнении, что «мастерство не пропьешь», а «чайникам» и проф.инвентарь не поможет…
В общем, приготовила испорченный лист на выброс и вернулась к своему обычному Бейруту.
Прочитав статью, отправилась помыть слегка испачканную изнаночную сторону. Ну, а раз терять уже нечего - попробовала помыть и лицевую. И, о чудо!
Это не бумага – это практически ткань, даже лучше! Границы между мокрым и сухим не образуется.
Я смогла смыть верхнюю часть рисунка, не затрагивая передний план. Губкой!!!
Эврика! Вот, где «собака порылась», теперь понятно, за что деньги платят. До такого знания несколько часов труда летели в помойку. Но, оказывается, с хлопковой бумагой все поправимо!
Вот что получилось у меня после смывки и теперь можно заново поправить весь дальний план.
Знание – сила! Восхищаюсь вашими ценными советами!