Лето в самом разгаре, а значит есть прекрасная возможность выбраться с семьёй на свежий воздух и с удовольствием предаться творчеству.
Замечательный художник-акварелист и скетчер Анастасия Мамошина делится бесценным опытом, как увлечь детей рисованием на пленэре и рассказывает, чему можно у них поучиться>>
Что вижу, то рисую
Я увлеклась зарисовками на улице в далеком 2013 году.
Моим мальчикам было тогда 5 и 2 года соответственно. Учитывая их возраст, не трудно догадаться, что моими первыми объектами для рисования были детские площадки, формат блокнота — карманный, а материалы — те, что легко plug and play, то есть максимально простые и быстрые в применении.
В этом возрасте дети охотно повторяют за мамой, поэтому вскоре мы втроём стали охотиться на лучшие виды для зарисовок и возвращаться с прогулок с добычей в блокнотах.
Позже у моих детей появятся персональные трэвелбуки, которые они будут брать в поездки.
Свой взгляд на мир
Важно помнить, что дети смотрят на мир по-своему, и не пытаться навязывать своё видение натуры. Даже не подсказывать, что рисовать. Именно в момент принятия решения они почувствуют свою связь с местом и запомнят его.
Приведу мои любимые примеры. В Праге, пока я рисую средневековую архитектуру Староместской площади, смотрю одним глазом, что рисуют дети и прихожу в ужас. Вместо готических шпилей мои мальчики вырисовывают развлекающую туристов «живую статую» в виде синего джинна.
Но спрашиваю младшего спустя 5 лет, что он видит «за сценой»: «Прага, большая площадь, собор, башня с часами, домики вокруг». Правда, здорово?
В то же время, наш фокус на разных объектах позволяет заметить необычные детали, которые я (со своей любовью к панорамам) обязательно бы пропустила. Например, старший ребёнок, рисуя циферблат часов собора Святого Вита, обратил внимание, что римская цифра IV написана в виде «IIII».
В Афинах, поднявшись на Акрополь, мы сделали скетч-остановку. Была прекрасная погода, контрастные тени, туристы, говорящие на разных языках и огромный развевающийся греческий флаг, размером с половину Парфенона (ну почти :) )
Выбор натуры был очевиден! И опять повторю свою мысль — дети помнят всю сцену не зависимо от фрагмента, который они рисовали. Пусть к детским тэгам «городгдееликрабанамосту», «городгдеянашёл80евро», «городгдебесконечныеулицы» добавится «городгдеярисовалсмамой».
Из свежей практики хочу привести пример как Грего самостоятельно решил вопрос со сложной перспективой.
Мы вдвоём рисовали в Угличе церковь Димитрия-на-крови.
Задача непростая — церковь на холме, справа Волга и ещё вдалеке ГЭС, которую тоже хочется вместить в кадр. Меня поразил его ракурс сверху! Мы, взрослые, часто боимся сделать шаг в сторону от реализма. Рисование с детьми — лучшая прививка от зашоренности.
Собираемся на пленэр
- Заведите детский блокнот для пленэров в твердой обложке. Моим детям его торжественно подарил Дед Мороз :) Блокнот бережно хранит зарисовки из кафе (кусок пиццы, стакан с водой, красивая солонка и пр.), из аэропортов, с площадей, с улиц, из музеев, из зоопарка, из портов, из парков, видов с балконов.
- Держите под рукой телефон/планшет, которые можно дать ребенку, чтобы выгадать время и дорисовать свой скетч. Идеально, если дети могут занять друг друга сами, или рядом папа, который поведёт их есть мороженое после такого сложного дела :)
- Расширяйте их диапазон материалов. Дети предпочитают рисовать карандашами, так как ещё со школы уясняют, что акварель — это что-то трудоёмкое и неаккуратное формата А3. Купите им толстые яркие линеры (1.0), «взрослые» хорошие кисточки и привлекательный походный набор акварели. Научите вводить цвет маркерами (сейчас такой большой выбор приятных оттенков) как альтернатива фломастерам. Дети постарше их избегают из-за ядовитости палитры. Купите несколько не режущих глаз оттенков для неба, травы — дети любят, когда рисунок заполнен на 100%, без белого.
Помогаем, а не заставляем
- Совсем маленьким детям можно предложить рисовать пятнами.
- Внимание детей постарше можно обратить на детали или отдельные объекты. Посоветуйте представить сложные архитектурные объекты в виде кубиков и блоков. Именно этот совет помог моему 10-летнему ребенку справиться с архитектурой Ростовского кремля
- Хвалите и при нём делитесь с другими взрослыми, как рады вы были рисовать вместе с ребёнком. Для моего Грего, Афины — это город, где он нарисовал лучше мамы. (И это правда! Смотрите!)
- Возможно, ребенок откажется рисовать с вами. Ну как «возможно» — 95%, что так и будет. Урбанскетчерами не рождаются :) Главное — его втянуть в процесс, пусть и силой своего авторитета. 😈 После первой линии у любого ребенка просыпается азарт. А потом аппетит. Поэтому после рисования из сумки мамы должна появиться любимая конфетка :)
Если вам близка идея быстрого акварельного скетчинга и вы хотите освоить важные скетчинговые приёмы, приходите на замечательные онлайн-курсы Анастасии Мамошиной «Рефлекс скетчера» и «Рефлекс скетчера 2».
Погрузитесь в волшебный мир быстрой акварели!
авторизуйтесь