Акриловая живопись для начинающих - техника и основы
Акриловые краски дают практически безграничные возможности для творчества, как начинающих художников, так и профессионалов.

Акрил – это краска на водной основе, соответственно не требует дополнительных резко пахнущих растворителей, в отличие от масляных красок, и позволяет работать даже в домашних условиях. Это поистине универсальный материал, которым можно писать практически по любой поверхности, будь то холст, дерево или стекло.
Важной особенностью акрила является то, что он довольно быстро высыхает, поэтому работать с ним нужно не отвлекаясь и периодически увлажняя чистой водой из пульверизатора.
Если необходимо ненадолго прервать работу, то палитру накрывают пищевой плёнкой. После застывания акрил образует прочную полимерную плёнку, которая практически не выцветает, не трескается и отлично держится на основе. Так же акрил безопасен для детей и аллергиков – просто сказка, а не краска!
Акрилом можно работать как акварелью, нанося тонкие полупрозрачные слои краски, а можно писать плотно, пастозно, создавая объёмные и фактурные изображения. При этом акрил не такой капризный, как акварель и прощает много ошибок – даже если что-то сильно не устраивает в работе, можно подождать, пока слой высохнет и подкорректировать недочёты или полностью перекрыть их новым слоем.
Итак, давайте разбираться, как подступиться к акриловым краскам и приручить этот материал.

Для начала отметим несколько важных нюансов, которые стоит учитывать новичкам при работе с акриловыми красками:
- Акрил при высыхании немного темнеет, поэтому во время написания своей картины берите краски на полтона светлее.
- Краски на палитре лучше смешивать мастихином или отдельной кисточкой, которую не жалко испортить – от трения ворсинки могут распушиться и поломаться.
- Не стоит забывать про грунтовку основы для картины. Холст для акриловой живописи обязательно нужно грунтовать, чтобы краска не впитывалась в ткань и не проступала на обратной стороне. Если планируете писать картину на фанере, то грунт поможет уменьшить расход материала, поскольку дерево вбирает в себя довольно много краски. Грунтование стекла или металла позволит улучшить сцепление акрила с поверхностью. В грунтовке точно не нуждается только плотная белая бумага.
- После завершения работы картине обязательно нужно дать просохнуть, прежде чем перемещать её куда-либо или заниматься оформлением, иначе есть риск смазать слои. Поверхность не должна быть липкой. Скорость высыхания зависит от толщины красочного слоя - иногда нужно запастись терпением.
- Краски в наборе расходуются неравномерно. Титановые белила приходится докупать чаще всего.
- Выкладывайте краски на палитру в небольших количествах и плотно закрывайте баночки или тюбики с акрилом, чтобы не допустить высыхания.

Подготовим инструменты и материалы.
Нам понадобятся:
Плотная бумага. Идеальной основой для картины, написанной акриловыми красками, считается грунтованный холст, но волшебство акрила в том, что он прекрасно выглядит и на бумаге. Просто нужно, чтобы она была достаточно плотная – тонкий лист от краски деформируется волнами. Можно взять бумагу для черчения или акварельную. Не стоит замахиваться сразу на большой формат – для начала достаточно А4 или даже А5, иначе будет сложно проработать весь объём пространства.
Краски. Не нужно покупать сразу множество цветов – достаточно купить набор из 6-8 основных – акриловые краски прекрасно смешиваются между собой и из базовых цветов можно намешать всё, что душе угодно. На красках лучше не экономить и покупать именно художественные, а не детские – в них намного качественнее пигменты и остальные составляющие.
Кисти. Для акриловой живописи отлично подойдут кисти из синтетики. Лучше подготовить несколько круглых и плоских кисточек разного размера – покрупнее для фона, наброска и основного сюжета, помельче – для проработки деталей. Для начала достаточно 3-4 кистей. В процессе освоения материала вы поймёте, какие кисти ещё стоит докупить – их существует великое множество.
Мастихин. Универсальный инструмент, с помощью которого можно не только смешать краски на палитре, но и делать фактурные и выразительные мазки, добавляющие работе живописности. Некоторые художники работают< исключительно мастихином, но новичкам справится с такой техникой будет непросто.
Малярный скотч – для закрепления бумаги на поверхности стола или планшета. Так же скотчем можно заклеивать части изображения, чтобы добиться ровных и чётких границ или поделить картину на сегменты с разным сюжетом – так называемый резерваж.
Губка для посуды. С её помощью можно придать изображению зернистую фактуру или выровнять цвет, добавить неожиданные акценты.
Палитра. Можно купить палитру в магазине, а можно воспользоваться одноразовой тарелочкой или дощечкой, обтянутой пищевой плёнкой. Если планируете использовать пластиковую палитру, то имейте в виду, что после первой картины она навсегда утратит первоначальную белизну, поскольку краски после высыхания будет невозможно отмыть без специального растворителя.
Пульверизатор. Акриловые краски очень быстро сохнут, поэтому и работу, и палитру нужно своевременно увлажнять, сбрызгивая холодной водой, чтобы краски не засохли раньше времени.
Банка с чистой холодной водой. Как и в работе с акварелью, для акриловой живописи требуется большое количество воды для промывки кистей перед каждым новым цветом и для разведения краски, при необходимости. Важно использовать именно холодную воду, поскольку горячая ускорит застывание краски. После работы с акрилом кисти нужно тщательно промывать, а до этого – держать в воде.
Салфетки или бумажные полотенца. Пригодятся для удаления лишней влаги с кистей. Так же ими можно промокнуть работу, если вдруг на неё попала случайная капля.
Одежда для работы. Акриловые краски размываются водой только до тех пор, пока не высохли и с одежды их вывести практически невозможно, поэтому лучше запастись нарукавниками и фартуком или выделить специальную одежду, в которой не жалко заниматься творчеством.

Вот такой длинный список материалов получился. Добавим ещё пару слов о рабочем месте. Важно хорошее освещение. Идеально – естественный рассеянный свет. Для правшей свет должен падать слева, а для левшей, соответственно – справа, чтобы не затенять работу рукой во время рисования. Подготовьте и разложите все необходимые материалы и инструменты поблизости, чтобы не тратить драгоценное время на поиски.
Техника живописи акриловыми красками
Самыми распространёнными техниками акриловой живописи являются:
Техника сухой кисти. Заключается в том, что краска набирается на кисть, не смоченную в воде. Мазки в этой технике подчёркивают фактуру основы и получаются неровными, прерывистыми, с чёткими переходами между цветами.
Импасто. Эта техника предполагает накладывание неразбавленной краски плотными, ярко выраженными рельефными мазками. Картины, выполненные в технике импасто, удивляют почти скульптурным объёмом и фактурой. Для этой техники как раз очень удобен мастихин.
Размытие. Эта техника приближает акрил к акварели – если добавить большое количество воды, то краски становятся прозрачными и нежными. В отличие от акварели, акрилом можно писать светлым по тёмному, главное, чтобы тёмный слой высох, иначе может получиться грязь.
Лессировка. Схожая с размытием техника, заключающаяся в нанесении на основной, уже подсохший цвет дополнительных более тонких и полупрозрачных слоёв краски. Лессировка добавляет изображению глубины, но здесь важно не перестараться со слоями, чтобы картина не получилась слишком тёмной или грязной.
Разбрызгивание. Разбавленную водой краску набирают на кисть и разбрызгивают либо постукиванием об руку или другую кисть, либо пальцем. С помощью разбрызгивания можно очень живописно изобразить, например, звёздное небо или падающий снег.
Отдельный пункт стоит выделить под стремительно набирающую популярность технику флюид арт (fluid art). Это, чаще всего, абстрактная живопись жидким акриловыми красками, разбавленными специальным медиумами. Подготовленные краски наливаются на холст в нужном для задумки автора порядке. Затем они распределяются на холсте путём покачивания в разные стороны или с помощью вспомогательных инструментов. В этой технике основное внимание уделено именно цветам, а не формам. Сочетание цветов, их перетекание друг в друга, смешивание – всё это создаёт неповторимый и затейливый узор. Для создания сетки из хаотично разбросанных по холсту ячеек используется силиконовое масло и горелка или фен. Каждая картина в технике флюид арт уникальна, поскольку добиться одинакового рисунка в разных работах практически невозможно.
Точечное нанесение краски. Для этой техники подойдёт кисть из щетины или старая, растрёпанная кисть из синтетики. Акрил набирается на сухую кисть и наносится на основу точечно. Кисть при этом держится строго вертикально, мазки не делаются. Такая техника позволяет реалистично прописать, например, крону дерева или шерсть животного.
Сграффито. Суть техники в процарапывании графического рисунка на ещё влажном красочном слое до предыдущего цвета или до холста.
Смешанная техника. Особую прелесть акриловой живописи придаёт сочетание сразу нескольких техник в одной работе. Главное – не бояться экспериментировать.

Записаться на курс по акриловой живописи
Акриловая живопись для начинающих
Не стоит начинать знакомство с акрилом со сложных сюжетов. Можно попробовать написать простенький пейзаж без большого количества деталей, уделив больше внимания цвету, например, закатного неба. Отличный сюжет для начинающих – глубокий космос. Россыпи звёзд и галактик, отсутствие верха или низа, полная свобода в выборе цвета. Завораживающие космические пейзажи довольно просты в исполнении и очень эффектно выглядят.
Выложим на палитру синюю, красную, жёлтую, чёрную и белую краски, понемногу, чтобы успеть использовать до полного высыхания. Краски нужно выкладывать на небольшом расстоянии, чтобы было удобно смешивать цвета. Начнём работу с необычной техники – возьмём губку для посуды и наберём на уголок красную краску.
Теперь переносим краску на бумагу, не растирая, а просто прикладывая губку к поверхности. Начинаем писать от центра и закручиваем по спирали, постепенно её расширяя. При необходимости добавляем краску. Сделав несколько витков красным акрилом, набираем на губку синий и проходимся им так же от центра – краски частично перемешаются, дав фиолетовый оттенок, а частично останутся чистыми. Перемешаем на палитре синий и красный, с капелькой чёрного, чтобы получился насыщенный фиолетовый цвет.
Набираем его на губку и переносим на бумагу, закрашивая фон. Ближе к краям добавляем всё больше чёрной краски, чтобы получался плавный переход цвета. Пока первый слой красок сохнет, вооружаемся кисточкой и перемешиваем на палитре небольшое количество белой и жёлтой краски.
Набираем на кисточку воды, затем краску. Если фон уже подсох, аккуратно разбрызгиваем над ним краску или постукивая кисточкой об руку, или оттягивая щетинки пальцем. Можно двигаться так же по спирали. Получается настоящее звёздное небо.
Берём тоненькую кисточку и точечно добавляем несколько ярких звёздочек и даже комет. Вот так быстро, просто и из минимального набора красок у нас получился космический пейзаж. Можно поэкспериментировать с цветами и начать работу, например с сочетания жёлтого и синего, тогда получится не такой тревожный красноватый цвет, а зеленоватый.
Можно взять трафарет и добавить пару планет. Сначала наносим их контур белым акрилом, а затем постепенно расширяем освещённую часть, растягивая белый цвет, делая его темнее к центру.
Так же синим цветом прописываем теневую часть планеты. Можно так же промокнуть изображение губкой – это позволит сделать фактуру более рельефной и сгладить переходы между светом и тенью.

На этом простом примере мы убедились, что акриловые краски – это универсальный материал, позволяющий написать любой сюжет, на который только способна ваша фантазия.
Залог успеха в постоянной работе – чем чаще вы берёте за кисти и краски, тем быстрее растёт мастерство. Не бойтесь экспериментировать! Каждая ошибка – это бесценный опыт.