Что такое энкаустика: техника живописи для начинающих
Энкаустика – что за зверь такой? Это художественная техника, уходящая корнями во времена Древней Греции, Древнего Рима и, по некоторым источникам, даже Древнего Египта. В переводе с греческого слово «энкаустика» означает «вжигание». В энкаустике основным связующим веществом в красках является воск. Краски наносятся на основу в горячем виде и, после застывания, сохраняют яркость и насыщенность долгие века.

Немного истории
Свидетельством удивительной древности энкаустики являются обнаруженные при раскопках древнеегипетских гробниц росписи, исследование которых показало, что она была выполнена восковыми красками. Росписи датированы 3 тысячелетием до н.э.!
Самым знаменитым памятником в истории энкаустики являются так называемые «Фаюмские портреты», найденные при раскопках некрополя в Фаюмском оазисе в Египте. Эти погребальные портреты датируются I-III веками н.э. Несмотря на такой солидный возраст, краски на портретах по-прежнему яркие и свежие.
Позднее техника энкаустики применялась в иконописи, однако затем она была совершенно вытеснена масляной живописью и темперой. Археологические раскопки XIX века возродили в художниках и исследователях интерес к энкаустике. Многие мастера пытались разгадать утерянные секреты этой техники заново. Исследования и эксперименты позволили возродить древнюю технику.
Современная энкаустика по-прежнему актуальна и даже набирает обороты – всё больше мастеров обращаются к ней.

Материалы и инструменты для энкаустики
Восковые мелки – конечно, профессиональные художники используют для работы не детские мелочки, а художественный воск, но для новичков для первых шагов в энкаустике достаточно их.
Белый мелованный картон небольшого формата, например, А5.
Утюг для энкаустики. С утюгом могут возникнуть проблемы – есть специализированные утюги для энкаустики, но если в планах нет приобретения такого оборудования, можно взять маленький дорожный утюжок. Важным условием является отсутствие дырочек для пара на подошве и наличие регулировки температуры.
Салфетки – бумажные или тканевые.
Газета или другая бумага для подложки.
Для дальнейшего совершенствования мастерства понадобится инструмент под названием каутерий. Современный каутерий немного напоминает паяльник. Однако новичкам смело можно обойтись без него. Каутерий используется для проработки мелких деталей изображения. Так же детали можно проработать нагретым мастихином.
Острые деревянные палочки, зубочистки или канцелярский нож – для процарапывания рисунка, при необходимости.
При работе в технике энкаустики нельзя ни на секунду забывать про безопасность! Инструменты горячие, поэтому невнимательность может привести к ожогам. Маленьких детей вообще не стоит допускать к такому виду творчества, а дети постарше должны работать только под присмотром взрослых.

Энкаустика. Техника рисования
Воск наплавляется на горячую поверхность утюга, а затем наносится на бумагу или картон. Можно выделить несколько техник нанесения воска:
- Разглаживание – утюг с нанесёнными красками опускается на поверхность и плавно, без нажима ведётся из стороны в сторону, как при обычной глажке белья. Таким способом можно создать фон будущей картины.
- Оттиск – утюг прикладывается к поверхности и сразу убирается без проглаживания – создаётся отпечаток. Этим способом на рисунке создаются, например, горы.
- Работа ребром утюга – позволяет прорисовывать тонкие линии. Так можно создавать, например, траву и ветки деревьев.
- Работа кончиком утюга – помогает проработать мелкие детали. Например, нарисовать цветы или птиц.
- Обратная техника – когда на утюге размещается лист картона, прогревается, а затем по прогретому листу рисуют мелками.
- Техника сграффито – процарапывание изображения по уже нанесённому красочному слою.

Энкаустика для начинающих
Начнём знакомство с техникой с простых абстрактных сюжетов и попробуем различные приёмы создания картины.
Подготовим поверхность – кладём газету, а на неё лист картона. Газета нужна для того, чтобы не запачкать красками стол. Разогреваем утюг. Держим утюг горизонтально, подошвой вверх и наносим мелки разных цветов, например, синего и красного, горизонтальными полосами на всю поверхность. Воск должен плавиться, но не течь.
Затем переворачиваем утюг и плавно проглаживаем поверхность листа. Если цвета недостаточно, можно повторить процедуру. После каждого цвета необходимо протирать подошву утюга салфеткой, чтобы не было грязных сочетаний.
Снова наносим краски на подошву утюга и попробуем прогладить картон волнообразно – наблюдаем, какой эффект даёт такое движение. Так же можно описывать утюгом окружность – краски распределяются каждый раз по-разному.
Попробовав технику разглаживания, давайте потренируемся с оттиском. Наносим воск на утюг и плашмя касаемся поверхности картона. Сразу убираем утюг строго вертикально, чтобы не смазать получившийся узор.
Отпечатываем ещё раз, не вытирая воск. Можно оставлять отпечатки всей подошвой, а можно только носиком. Экспериментируем и наблюдаем за результатом.
Теперь можно попробовать порисовать ребром – наносим воск только на одно ребро утюга и прорисовываем на картоне хаотичные линии. Так же можно рисовать ребром без воска – просто чертить им по готовому красочному слою.
Мы попробовали основные техники рисования горячим воском.

Простой пейзаж
Приступаем к первым работам и попробуем изобразить простой пейзаж.
Наносим на всю подошву утюга голубой и белый мелки в случайной последовательности, хоть пятнами. Затем проглаживаем лист картона в верхней части. Уголком утюга можно сделать несколько оттисков – получатся облака.
Протираем утюг и наносим на подошву горизонтальные полосы коричневого и зелёного цвета, можно добавить немного охры. Проглаживаем, немного заходя на небо. Если хочется изобразить холмы, то движения должны быть волнообразными, если равнину, то строго горизонтальными.
Добавляем несколько оттисков чистым утюгом. Вытираем подошву утюга и наносим тёмно-зелёный мелок только на одно ребро. Чёткими линиями прорисовываем травинки на первом плане.
Ждём, когда воск остынет, и полируем изображение мягкой тряпочкой, для придания блеска и сочности краскам. Это неотъемлемый этап работы в технике энкаустики.
Первый простейший пейзаж готов.

Усложняем задачу
Теперь давайте добавим пейзажу разноплановости. Как и в первой картине рисуем небо, а затем наносим на утюг светло-зелёный мелок. Разворачиваем лист картона так, как нам удобно и проводим утюгом волну, оставляя с одной стороны между небом и землёй непрокрашенный участок.
Затем снова наносим зелёную краску и проводим волну в другую сторону, закрывая непрокрашенную часть и уводя утюг вниз в противоположном углу. Теперь наносим на часть поверхности утюга тёмно-зелёную краску и горизонтально рисуем первый план картины по нижнему краю листа. Всего в четыре движения мы создали многоплановую картину.
Давайте добавим деталей. Делаем оттиски чистым утюгом и наблюдаем, как проявляется фактура изображения. На кончик утюга наносим зелёный мелок и намечаем растительность на дальнем плане. Ребром утюга добавляем травинки на первом плане. Наносим на кончик утюга красную краску и точками намечаем цветы в траве.
Добавляем ещё жёлтых и фиолетовых точек. Можем составлять из точек соцветия или просто хаотично «раскидать» их по полю. Помним про перспективу – от неё никуда не деться даже в энкаустике. Чем предметы на картине дальше от нас, тем они выше, меньше и бледнее по тону.
Ждём остывания и протираем картину салфеткой.

Закат над озером в технике энкаустики
Нанесём на подошву утюга полоски воска разноцветные, начиная с жёлтого. Затем оранжевый, красный, фиолетовый и синий. Проглаживаем горизонтальным движением верх листа. Небо готово.
Теперь на половину поверхности наносим коричневый, чёрный и тёмно-зелёный мелки. Проводим волнообразную дугу от края до края, немного загибая её, но оставляя чистое пространство внизу листа. Наносим воск синего цвета и переносим краску, создавая лёгкую волну. Не страшно, если берег немного «потянется» в воду – появится иллюзия отражения. На переднем плане добавляем волну в противоположную сторону воском более тёмного цвета.
Вытираем подошву утюга и на самый кончик наносим оранжевую краску. Аккуратными движениями добавляем несколько оранжевых штрихов на воде – отражение вечернего неба. Можно так же добавить несколько жёлтых и красных мазков.
Наносим на кончик утюга чёрную краску и ставим на небе несколько точек. Так же кончиком аккуратно прорисовываем из этих точек крылья птиц. Наносим на ребро утюга тёмно-зелёный воск. Прорисовываем травинки по берегу. Те, что ближе к нам, делаем крупнее и чётче.
Если больше ничего не хочется добавить, то ждём, когда воск застынет и полируем.

Волшебный цветок
Сначала наносим на утюг цвет фона, например, зелёный с жёлтым. Горизонтальными движениями наносим краску на картон. Вытираем подошву утюга и наносим розовую краску только на половину поверхности, начиная с кончика. Круговыми движениями рисуем на картоне пять крупных лепестков, чуть ниже середины листа. Затем наносим на носик утюга красную краску и делаем оттиски на лепестках, направляя кончик утюга в центр цветка.
На ребро наплавляем жёлтый мелок и лёгкими движениями прорисовываем несколько тычинок. На кончик утюга наносим белый воск и дорабатываем тычинки белыми крапинками. Вооружаемся зубочисткой и аккуратно процарапываем тоненькие прожилки на лепестках. Тёмно-зелёный стебель прорисовываем ребром. Так же можно наметить несколько листьев лёгкими мазками.
Дорабатываем фон. Можно сделать его темнее в нижней части или добавить несколько оттисков, чтобы он не выглядел совсем плоским. Фон не должен «забивать» основной сюжет. Добавляем такие цвета, которые подчеркнут красоту цветка.
Если больше ничего не хочется добавить, то дожидаемся полного остывания работы и снова полируем тряпочкой.

Вместо заключения
Техника энкаустики, несмотря на кажущуюся простоту, нуждается в постоянном совершенствовании и тренировке. Новичкам важно помнить, что делая первые шаги в любом искусстве, можно ошибаться и на этих ошибках учиться. Первые работы не получатся шедеврами, но с каждым новым мазком мастерство будет неуклонно расти.
Творчество – это прекрасно! Никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Записаться на курс