Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Что такое мастихин и для чего он нужен при рисовании

Сегодняшний наш урок посвящён такому, казалось бы, простому незамысловатому инструменту как мастихин.

Что такое мастихин

Мастихин – это художественный инструмент, похожий на шпатель – металлическая лопаточка с ручкой. Собственно, это слово так и переводится с итальянского языка.


Изначально его назначение было лишь в том, чтобы смешивать на палитре краски и, при необходимости, соскабливать их с холста. Но со временем художники всё больше стали использовать этот шпатель не по назначению и появилось новое направление в искусстве – живопись мастихином. Некоторые мастера используют смешанную технику, работая кистью и мастихином одновременно. Но есть и художники, которые пишут свои картины только мастихином. Эти работы отличаются особой экспрессией и яркостью цветов. 


Даже мелкие мазки получаются фактурными и выразительными.

Мастихином можно написать всё что угодно – пейзажи, портреты, натюрморты - сюжеты ограничиваются лишь фантазией и мастерством художника.

Какими бывают мастихины

Мастихин для палитры – этот тип мастихинов предназначен как раз для смешивания разных цветов и очищения палитры и холста от излишков краски. 


Он похож на обычный нож для масла или на строительный шпатель. Важно не перепутать его с мастихином для живописи - этот вид мастихинов создан именно для палитры, и краски на холст им не наносят.


Мастихин для живописи – этот инструмент отличается от шпателя для палитры наличием изгиба около ручки и разнообразием форм лезвия. Мастихин для рисования нужен для переноса краски на холст, выполнения цветовых растяжек, нанесения густых пастозных мазков, заливки фона. Наиболее часто используемые инструменты:

  • ромбовидный – такой мастихин считается универсальным – им можно выполнить любые мазки, создать нужную фактуру или процарапать слой краски;
  • тонкий овальный мастихин или «рыбка» - помогает делать аккуратные фактурные или волнистые мазки. Так же считается универсальным вариантом, подходящим для всех этапов работы над картиной;


  • каплевидный – похож на ромбовидный, но не имеет острых граней – все углы скруглены.


  • Существуют ещё фигурные мастихины, многоугольники, округлые. Инструменты, так сказать, для «продвинутых пользователей», которые точно знают, что делают.

Всё в порядке с мастихином

В отличие от кистей, мастихин не требует особого ухода. После окончания работы его нужно протереть влажной тканью или промыть под краном, а затем высушить полотенцем.

Подбираем инструменты и материалы для живописи мастихином

Для работы с мастихином нам не требуется каких-либо особых приспособлений:


Мастихин - начинающим не стоит скупать весь ассортимент мастихинов,

поскольку для первых шагов в живописи достаточно обзавестись парой

инструментов - ромбовидной формы и «рыбкой» - разного размера. 


Более крупный мастихин для проработки больших поверхностей и рельефа, поменьше – для подчёркивания деталей. Однозначно можно сказать, что не надо брать пластиковые мастихины – их качество не порадует и может навсегда отбить желание писать в такой технике. 


При выборе металлического мастихина необходимо проверить его гибкость – он должен пружинить, но не быть слишком мягким. Так же стоит обратить внимание на качество крепления – ничего не должно болтаться и

проворачиваться. Подержите инструмент в руках – ручка должна быть удобной,

гладкой и без шероховатостей.


Краски – традиционно с помощью мастихина пишут масляными красками, но

сейчас всё чаще художники обращаются к акрилу – он даёт возможность работать пастозно, но при этом гораздо быстрее сохнет. 


Ещё стоит учитывать, что акрил при высыхании проседает, слой краски уплощается и становится менее фактурным. Так же мастихином можно писать и гуашью.


Основа для картины – для живописи мастихином идеально подходит холст, но

начинающим можно потренироваться даже на бумаге. Главное, чтобы она была

плотная, например, акварельная. Недостаточно плотную бумагу от большого

количества краски поведёт волнами, которые будут мешать работе и нервировать.


Так же бумагу необходимо закрепить на планшете или столе малярным скотчем и отклеивать только после полного высыхания.


Бумажные салфетки или обычная тряпочка – во время работы мастихин

необходимо постоянно протирать от краски, чтобы цвета не смешивались больше необходимого и не получалась грязь.

Техника рисования мастихином для начинающих

Несколько основных правил работы с мастихином:


1. Когда мы работаем мастихином, краски на палитре должно быть много.


2. Краску набираем на мастихин только на внешнюю сторону. Держим его изгибом от себя и никак иначе.


3. Не забываем вытирать мастихин тряпочкой при каждой смене цвета, а иногда и после каждого мазка.


4. Фактура, толщина, форма мазка формируется и регулируется углом наклона

мастихина к поверхности и силой нажима. Чем сильнее нажим, тем тоньше

получается слой краски. Но помним, что слишком сильно давить на него не стоит – можно случайно снять слой краски или даже повредить холст. Мазки могут быть прямыми, круговыми, точечными – всё зависит от поставленной художественной цели.

Каждый художник постепенно вырабатывает свои навыки и приёмы работы с

мастихином, однако можем выделить несколько основных техник рисования этим инструментом:


Крупные пастозные мазки. Краску набираем на мастихин, примерно на 1/3 его площади, и мягкими движениями, как будто намазывая масло на хлеб,

распределяем краску. Без сильного нажима, чтобы не процарапать холст и не снять уже положенную краску. При этом нельзя задерживаться на одном месте – мазнули и сразу убрали мастихин, снова мазнули. Если начать втирать краску в одной области, то можно смазать и перемешать все слои и получить незапланированную грязь.


Растушёвка красочного слоя. Здесь, наоборот мазки постепенно растушёвываются до гладкой фактуры и однородного цвета. Этот приём можно использовать для заливки фона, написания неба или водной глади.


Точечные мазки. Краска набирается только на кончик мастихина и накладывается короткими движениями, без растирания. Можно использовать краски разных цветов, создавая живописную мозаику. Эта техника может пригодиться для написания, например, осенней листвы или цветов, или бликов на воде.


Смешивание цветов, выполнение градиента – выкладываем на холст прямо из тюбиков близко друг над другом два цвета и аккуратными горизонтальными

движениями влево и вправо распределяем краски, держа мастихин плашмя.

Постепенно проявляется градиент – плавный переход между цветами.


Так же цвета можно смешивать между собой непосредственно на холсте, но не

равномерными движениями туда и обратно, а хаотичными мазками в разных

направлениях.


Неоднородные по цвету мазки можно так же сделать, если смешать краски не до конца или сразу нанести на мастихин два или три чистых цвета и перенести на холст. Таким образом создаётся очень необычная, живая текстура.


Вдавливание цвета. Ещё один интересный способ смешивания цветов, когда на холст сначала наносится основной тон, а затем в него постепенно, мягкими

растирающими движениями, добавляется дополнительный цвет.


Создание фактуры – на мастихин набираем немного краски и быстрыми лёгкими движениями накладываем мазки, едва касаясь поверхности, получая неоднородные мазки с рваными краями и непрокрашенными областями. Такие фактуры можно накладывать как на чистый холст, так и на уже нанесённый фон.


Линии – набираем краску ребром мастихина, опускаем на холст под углом в 90

градусов, чуть наклоняем и проводим тонкую прямую линию. Чем больше наклон, тем толще получится линия. Этот приём поможет изобразить ветви, стебли, даже натянутые провода – в общем, всё то, что можно изобразить тонкой линией.


Сграффито - ещё один способ рисования линии – это наоборот не нанесение

краски, а процарапывание уже готового слоя кончиком мастихина.


Обобщение. Очень интересный приём, заключающийся в смазывании

прописанного изображения лёгким и быстрым движением мастихина. Таким

образом, границы нарисованного предмета размываются, и он отступает на второй

план.

Учимся рисовать маслом

Ирина Смирнова
Цвет настроения пейзаж
15 августа — 14 сентября
Ирина Смирнова
На языке цветов
15 августа — 14 сентября
Владислав Татаринов
Фокус на масло
22 августа — 21 сентября
Анастасия Ермакова
Основы масляной живописи
5 сентября — 19 октября

Работа мастихином для начинающих

Прежде чем приступать к работе над первой картиной, начинающим художникам желательно попробовать «поиграть» с мастихином, приноровиться к нему, попробовать разные способы нанесения краски и смешивания цветов. Для этого можно взять лист плотной бумаги формата А3 и краски нескольких базовых цветов. Бумагу закрепляем на планшете и, вооружившись мастихином, экспериментируем с мазками, растушёвками и замесами. Пробуем наносить краску, меняя угол наклона инструмента, и наблюдаем, какие при этом получаются мазки. Можно попробовать написать кончиком лопатки цветы, добавить к ним стебельки ребром мастихина, процарапать тычинки и прожилки.


Пожалуй, самый несложный сюжет для живописи мастихином – это горный пейзаж. Мастихин позволяет максимально эффектно передать скальные выступы и снежные долины, не требуя при этом детальной проработки. Для такой картины нам понадобится совсем скромный набор красок: белила, чёрная, ультрамарин. Можно всю работу выполнить мастихином, а можно кистью прописать небо и набросать силуэты гор, чтобы было проще ориентироваться, куда потом накладывать мазки. Выдавливаем на палитру краски. Для начала только белую и синюю, чёрную добавим чуть позже, чтобы она зря не высыхала. Это касается только акрила или гуаши, поскольку масляные краски сохнут очень медленно и можно не беспокоиться за их сохранность на палитре.


Замешиваем ультрамарин с большим количеством белил, чтобы получился голубой цвет. Набираем на мастихин и переносим на основу для картины широкими фактурными мазками или наоборот растушевать красочный слой до гладкости. Небо пишем примерно до середины листа.


Добавляем в замес красок на палитре ещё немного ультрамарина, чтобы цвет получился темнее, чем небо, набираем краску кончиком мастихина и резкими, неровными мазками намечаем силуэт гор. Теперь можно добавить ещё немного синего цвета и фактурными мазками прописать горы. Мазки накладываем по направлению склонов, а не вертикально. Не возим мастихином по поверхности – движения должны быть четкими и даже резкими. После того как основные формы намечены, добавляем на палитру чёрную краску и подмешиваем небольшое количество к синему. Представим, что слева светит солнце. 


Набираем немного краски на мастихин ближе к кончику и закладываем густые тени на склонах гор с противоположной от света стороны. На инструмент практически не нажимаем, поскольку у нас уже нанесён первый слой краски и сильный нажим может всё смазать.


Затем набираем белила и такими же фактурными мазками прописываем на склонах гор свет. Можем добавить несколько светлых, но с примесью синевы, пятен на тёмной стороне. В целом, картина готова. Можно набрать на кончик мастихина чистый чёрный цвет и добавить самые затенённые места, чтобы картина стала максимально контрастной. Но важно не переусердствовать с чернотой, чтобы работа не получилась мрачной и угнетающей.

Осталось окинуть своё творение взглядом и, при необходимости, дополнить новыми мазками. После окончания работы не забываем, что ей надо высохнуть. Первая картина, написанная мастихином закончена, но это не повод останавливаться.


Экспериментируйте, пробуйте другие формы инструмента, разные материалы, усложняйте сюжеты. Это очень увлекательный и творческий процесс, а творчество прекрасно!

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2023

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›