Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход
Как научиться рисовать карандашом лицо человека
Портрет - это одно из самых сложных художественных направлений. Но не нужно бояться сложностей! Мы подготовили для вас урок о том, как научиться рисовать лицо человека с нуля, в котором расскажем о правилах построения рисунка, о пропорциях и этапах работы.
Подбираем материалы
Карандаши
Напомним, что карандаши бывают различной твёрдости, которая обозначается буквами «Н» - твёрдые, или «В» - мягкие и цифровым значением. Чем оно выше, тем твёрже или мягче карандаш. Для построения вспомогательных линий нам потребуется карандаш 2Н, для прорисовки основных форм – НВ или 2В, а вот для штриховок и проработки деталей – 4В, 5В. Чем мягче карандаш, тем более насыщенный цвет он даёт на бумаге.
Точилка
Профессиональные художники используют для заточки карандашей канцелярский нож, поскольку точилкой нельзя варьировать длину и форму грифеля. На первых этапах обучения можно не усложнять себе жизнь и воспользоваться точилкой, для поддержания остроты карандашей. Постепенно вы поймёте, чего вам не хватает в такой заточке, и научитесь работать с канцелярским ножом.
Плотная бумага
Обыкновенная офисная бумага не подходит для рисования – вам часто придётся пользоваться ластиком и можно протереть её до дыр. Лучше выбирать гладкую бумагу с плотностью не менее 120 гр/м2.
Ластик
Без ластика – никуда. Подойдёт мягкий ластик для карандашей – для большей точности стирания можно срезать уголок, сделав его острее.
Линейка
Конечно, профессионалы все линии проводят от руки, но новичкам не зазорно воспользоваться линейкой, особенно при построении осей и линий симметрии, чтобы рисунок изначально «не поехал» и был ровным.
Немного о штрихах

Для придания изображению человеческого лица объёма используются такие художественные приёмы как: 


  • штриховка – линии разной длины, формы и направления;
  • растушёвка – растирание штриховки, чтобы отдельные штрихи стали неразличимы и переходы от света к тени были плавными. Для растушёвки прекрасно подходит обычная бумажная салфетка.

Виды штриховки:


  • параллельная;
  • перекрёстная;
  • круговая;
  • точечная.
Приступаем к построению анфас

Чтобы легко научиться рисовать портрет, важно запомнить основные пропорции и стараться их соблюдать. 


Рассказываем, как научиться рисовать лицо человека карандашом поэтапно.

Основные линии построения

Вооружаемся твёрдым карандашом, ставим две точки друг над другом и легко проводим вертикальную линию по центру листа – это наша основная ось симметрии. Расстояние между точками – это расстояние между макушкой и подбородком.


Горизонтали.


Получившийся отрезок делим пополам и проводим горизонтальную линию, примерно равную ширине лица. На этой линии будут находиться глаза.
Нижний отрезок снова делим пополам и отмечаем горизонталью линию основания носа. Так же линия носа и линия глаз будут нам нужны при прорисовке ушей, поскольку место их «крепления» к голове как раз совпадает с этими линиями.


Опять делим нижний отрезок, но уже не пополам, а на три части. На уровне второй трети намечаем линию губ. 


Намечаем линию подбородка по крайней точке. 


Вернёмся к линии глаз и немного выше проведём горизонтальную линию бровей – вспомним, как выглядят глазницы черепа, и представим, где должны быть брови.


Поднимаемся ещё выше и, замерив расстояние от подбородка до основания носа, отступаем такое же и намечаем линию роста волос.


Мы построили основные горизонтальные линии, на которые мы будем ориентироваться при построении портрета.

Вертикали


Теперь нужно наметить вертикали – возвращаемся на линию основания носа, отмечаем точками его ширину – она равна расстоянию между глазами – и проводим две вертикальных линии до предыдущего уровня – здесь будут находиться внутренние уголки глаз. Расстояние между глазами не должно быть лишком большим – оно близко к ширине одного глаза. Сразу можно наметить точками внешние уголки глаз. На отрезках, которые отмеряют границы глаз, так же ищем середину – здесь будут зрачки.


Ширина губ равна расстоянию между радужками глаз – намечаем её двумя вертикальными линиями.


А вот ширину подбородка намечаем по уголкам губ. Можно лёгким штрихом обозначить скулы.

Небольшая шпаргалка по пропорциям человеческого лица:


  • ширина лица – ширина четырёх глаз или чуть больше;
  • расстояние между глазами – ширина одного глаза;
  • расстояние между подбородком и нижней губой – ширина одного глаза;
  • ширина лба – расстояние от основания носа до бровей или от основания носа до подбородка – это три равные величины;
  • верхний край места «крепления» уха к голове совпадает с линией глаз, а нижний – на уровне кончика носа.

Все эти пропорции являются усреднёнными, поскольку у каждого человека индивидуальны и размер носа, и ширина рта, и остальные параметры. В процессе создания портрета мы можем их корректировать.

Набросок отдельных частей лица

Возьмём карандаш НВ и начнём с построения глаз. На нашей первой горизонтальной оси отмечены точки расположения глаз. Работайте поэтапно с каждым глазом. Прорисовываем верхнее веко – это не просто дуга - к внутреннему уголку глаз немного напоминает по форме каплю. Затем прорисовываем нижнее веко с той же оговоркой.


Ориентируясь на вертикали, которые отмечают ширину губ, и точки, которыми отмечены зрачки, рисуем радужку. 


Немного отступив от линии роста ресниц, проводим плавную линию верхней границы верхнего века. Намечаем ресницы. 


Обозначаем брови. Это пока только набросок – не нужно увлекаться прорисовкой.


На линии основания носа рисуем крылья носа и слегка обозначаем переносицу. Для большей реалистичности не стоит прорисовывать нос слишком тщательно – форму мы чуть позже подчеркнём тенями.


Намечаем губы и наконец-то очерчиваем форму лица. Для упрощения задачи, можно нарисовать её в виде овала или яйца. 


Рисуем уши – их основание располагается на уровне между кончиком носа и линией глаз.


Дорисовываем шею.


Намечаем штрихами линию волос и прорисовываем основную форму причёски.

Прорабатываем детали

Стираем все линии построений и прорисовываем более детально все части. У нас получилось схематичное изображение человеческого лица. 


Теперь, чтобы это лицо оживить, нам необходимо наметить основные тени. Их мы будем наносить мягким карандашом с помощью штриховки.


Накладываем лёгкие тени на область возле основания носа и глубокие тени, проявляющие ноздри. Переносицу оставляем светлой и подчеркиваем тенями область вокруг глаз. Не переусердствуйте с тенью под глазами, чтобы не получилось синяков, но и оставить нижнее веко без внимания тоже нельзя. Штрихуем радужку глаз – помним, глаза блестят – добавим блики для реалистичности, оставив свободные от штрихов участочки.


Подчеркиваем скулы – стараемся штриховать, не чирикая, а так, чтобы каждый штрих получался отдельным и аккуратным. Желательно накладывать не прямые штрихи, а повторяющие контуры той области, которую прорабатываем – так лучше передаётся форма.


Затеняем небольшую область подбородка под нижней губой. Делаем темнее складку между губами и прорабатываем контур.


Слегка затените область шеи под подбородком.


Можно приступать к прорисовке волос. Стараемся штрихами передать направление роста волос, завитки и кудряшки. Не штрихуем хаотично, прорисовываем волосинки – тогда волосы получатся живыми.

Накладываем тон

Основные тени мы наложили и теперь предстоит затонировать светлые участки, чтобы они не оставались просто белыми. Даже белки глаз смотрятся неестественно, если их оставить незаштрихованными. В штриховке лучше использовать короткие линии. Не забываем, что штрихи по форме и направлению совпадают с очертаниями поверхности – форма черепа, форма глаз, складочек и выступающих частей.


Чтобы не ошибиться с тоном, работаем от тёмного к светлому – вы всегда сможете затенить слишком светлые места, а вот высветлить тени будет довольно проблематично.


Взглянем на наше изображение в целом и подправим возможные недочёты. Растушёвываем слишком резкие тени и линии салфеткой.


Наш первый портрет готов! Согласитесь, научиться рисовать лицо человека не так сложно даже начинающим, если знать основы построения и нужные пропорции.

Те же формы только в профиль

Теперь поговорим о том, как научиться рисовать портрет человека в профиль.


Помним, что все построения мы делаем твёрдым карандашом и очень бледно.


Форма головы в профиль тоже напоминает яйцо, только острая его часть направлена не вниз, как в положении анфас, а чуть в сторону. Основные пропорции лица тоже сохраняются. 


Рисуем яйцо, слегка отклонённое в сторону, и проводим по центру вертикальную линию. Острый кончик яйца – это подбородок. Можно сразу наметить шею, чтобы было легче ориентироваться. Проводим горизонтальную линию на уровне подбородка и получившийся вертикальный отрезок снова делим пополам – мы нашли линию глаз. 


Когда рисуем человека в профиль, важно правильно расположить ухо – его основание будет примерно на вертикальной линии симметрии, верхний край – на уровне глаз, а нижний – на уровне основания носа.


Намечаем линии бровей, основания носа, губ, линию роста волос.

И снова детали

После построения основных пропорций можно приступать к прорисовке.

 
Примерно на линии глаз намечаем переносицу, рисуем очертания глаза, обрисовываем контур носа и губ, придаём форму подбородку, очерчиваем нижнюю челюсть, уточняем линии шеи. 


Немного выше глаза рисуем бровь – в этом ракурсе она будет напоминать по форме запятую.


Прорисовываем ушную раковину, если мы не хотим закрыть её волосами.
Очерчиваем общую форму причёски и прорабатываем волоски.

Штрих к штриху

Теперь стираем все лишние линии построения и начинаем штриховать. Накладываем тени в уголке глаза, подчёркиваем тенью основание носа, подбородок под нижней губой. Затеняем скулу и шею. Продумайте, где должны быть самые тёмные места и заштрихуйте их пожирнее.


Когда основные тени наложены, приступаем к тоновой штриховке. 


Штрихуем аккуратно и не спеша. Тренируемся создавать ровный тон и плавные переходы тени.


Взглянем на работу критическим взглядом, подправим недочёты и завершим наш урок для начинающих, о том, как научиться поэтапно рисовать лицо человека карандашом.

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2021

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›