Как научиться рисовать пастелью
Пастель – удивительный художественный материал, поскольку им можно создавать и графические изображения, и живописные произведения. Пастелью называют не только сами мелки, которыми рисуют, но и готовые работы. Давайте разберемся, как поэтапно научиться рисовать пастелью.
Наш урок начнём с небольшого экскурса в историю.
От сангины до пастели
В некоторых источниках есть информация, что слово «пастель» образовано от итальянского «pasta» - тесто, а в некоторых – так же от итальянского «a pastello». И та, и другая теория имеют право на жизнь, ведь пастель – это брусочки из прессованной смеси связующих веществ и красящего пигмента, своего рода тесто. А вот в технике «а пастелло», из которой трансформировалась пастель в современном виде, в XVI веке работали итальянские художники и даже сам Леонардо да Винчи, делая наброски красной сангиной, мелом и спрессованной сажей с примесью клея.
Также существует версия, что пастельные мелки изобрёл в конце XV века французский придворный художник Жан Перреаль, для быстрых зарисовок батальных сцен. Он и познакомил великого Леонардо со своим изобретением. Да Винчи назвал новую технику colorire a secco – сухой цвет - и успешно использовал в работе над эскизом к портрету Изабеллы д'Эсте
В конце XVI – середине XVII века пастель стала самостоятельной техникой и обрела огромную популярность у портретистов Франции, а постепенно добралась и до России.
Цветное тесто
Несмотря на то, что пастель существует уже более 500 лет, технология её производства практически не изменилась, только стала механизированной. Пастель делали и делают из влажной массы из красочного пигмента, небольшого количества связующего вещества и минерального наполнителя. Получившуюся тестообразную массу прессуют, разрезают на палочки и сушат. Запекают пастель в специальных печах при температуре от 60° до 80°.
С момента возникновения пастельных мелков значительно расширился диапазон цветов и оттенков, а так же появились новые виды пастели, отличающиеся компонентами, входящими в её состав.
В настоящее время существует несколько видов пастели:
- Сухая – классическая пастель, она имеет бархатистую текстуру, равномерно ложиться, прекрасно растушёвывается и поражает воображение разнообразием оттенков, которые ещё и замечательно смешиваются между собой. Сухая пастель состоит из пигмента и гуммиарабика. Можно выделить три подвида сухой пастели, которые различаются соотношением пигмента и связующего вещества:
- мягкая – выпускается в виде мелков. Мягкая пастель легко ложиться на поверхность, прекрасно растушёвывается, позволяет накладывать несколько слоёв и является оптимальным вариантом для закрашивания больших поверхностей, выполнения основного рисунка, проработки плавных переходов цвета;
- ультрамягкая – эта пастель состоит практически только из красящего пигмента. Работать с такой пастелью нужно специальными поролоновыми спонжами и кисточками.
- твёрдая – подходит для более графичных изображений, проработки мелких деталей, требующих высокой точности – например, прорисовка глаз или шерсти. Твёрдая пастель чаще всего производится в виде карандашей в деревянной оболочке - они удобны в использовании и позволяют заточить грифель максимально остро.
- Масляная пастель – появилась лишь в середине XX века. При её изготовлении в качестве связующего вещества используется льняное масло. Она теряет бархатистость, присущую сухой пастели, лучше держится на поверхности, почти не пачкается, но плохо растушёвывается, и цвета плохо смешиваются между собой. Масляной пастелью можно рисовать практически по любой поверхности, её можно размывать специальным растворителем, как и масляные краски. Она подходит для начинающих художников, только делающих свои первые шаги в пастельной живописи.
- Восковая пастель – производится в виде карандашиков без оболочки из смеси пигмента с воском. Они твёрже, чем масляная пастель и не пачкают руки. Восковая пастель яркая и насыщенная. Оттенки между собой не смешиваются и совершенно не растушёвываются. Такие мелки можно удачно использовать в сочетании с гуашью или акварелью.
- Акварельная пастель – в её составе присутствуют водорастворимые вещества, которые позволяют размывать штрихи водой, добиваясь эффекта акварельной живописи.
Художественные приёмы и эксперименты
Поскольку пастель – материал универсальный, то к нему применимы техники, касающиеся графики – такие как штриховка, растушёвка, и живописные приёмы – наслоение и смешивание цветов, лессировка – нанесение цвета тонким полупрозрачным слоем.
Прекрасный эффект даёт сочетание различных приёмов, например штриховки и растушёвки, когда часть штрихов можно оставлять явными, чтобы подчеркнуть фактуру изображения.
Нельзя забывать и про светотень – она позволяет придать изображению объём. В рисунке простым карандашом переходы от светлого к тёмному делаются за счёт насыщенности чёрного и рисунок прорабатывается от тёмного к светлому, а в пастельной живописи можно поиграть с цветом и начинать работу лучше со светлых оттенков. Штрихи и растушёвки делаем по форме предмета, для лучшей передачи объёма и фактуры. Штрихи можно наносить не только тонким концом, но и ребром мелка – они получаются широкие и очень интересно смотрятся в сочетании с обычными штрихами.
Обязательно учитываем правила построение перспективы – чем дальше от нас предмет, тем он меньше и выше – это линейная перспектива, и чем дальше, тем бледнее и выше – это воздушная перспектива.
При построении перспективы лучше пользоваться не простым карандашом, а мелком или пастельным карандашом сходного с цветом бумаги оттенка, поскольку пастель плохо ложиться на графит, и он будет просвечивать в готовой работе.
Все эскизы и подмалёвки нужно сразу рисовать пастелью.
Подбираем инструменты и материалы
Исходя из свойств пастели и разнообразия пастельных техник, разберёмся, какие инструменты и материалы нам понадобятся для того, чтобы научиться рисовать пастелью с нуля.
Основа для рисунка
Для пастели не стоит использовать гладкую бумагу – краска не сможет удержаться и осыплется. Нужно подобрать шероховатый материал, способный удержать пигмент. В настоящее время художники-пастелисты часто рисуют на специальной фактурной бумаге всевозможных цветов. Так же можно работать с картоном, плотной крафтовой бумагой, холстом, наждачной бумагой, пастельной доской – она изготавливается из пробки, бархатной бумагой. Главное - чтобы была достаточная плотность и фактура. Для начала подойдёт формат А4. В дальнейшем можно будет экспериментировать с форматами и попробовать всё – от «гигантомании» до миниатюры.
Калька
Не помешает обзавестись калькой или специальным альбомом, в котором обычные листы уже перемежаются с листами из кальки. При этом желательно листы дополнительно зафиксировать канцелярскими зажимами, чтобы совсем исключить трение. Поскольку сухая пастель очень непрочный материал, работы в этой технике можно сравнить с крыльями бабочки – прекрасные и лёгкие, пока их не коснёшься. Если рисунки будут соприкасаться, то цвет непременно размажется и вся красота мгновенно улетучится.
Для придания пастелям прочности, некоторые художники пользуются специальными фиксативами или обычным лаком для волос. Но, к сожалению, любые фиксативы приводят к потемнению цвета и лишают его яркости, и понравится ли вам получившийся результат – не известно.
Клячка
Для корректировки изображения ил прорисовки каких-либо деталей, например, лучей света или бликов, пригодится ластик-клячка. Она намного мягче обычного ластика и похожа на пластилин, только не пачкающий руки. При работе с клячкой не повреждается бумага и не размазывается рисунок.
Палочки-растушёвки
Конечно, можно смело утверждать, что все художники-пастелисты растирают краску пальцами, а то и ладонями, но лучше иметь в своём арсенале пару-тройку специальных растушёвок. Они могут помочь, например, там, где нужна особая точность и детализация. Такую палочку можно сделать и самостоятельно, плотно скрутив в трубочку кусок газетного листа или салфетку.
Жёсткий планшет
Для удобства работы лучше располагать лист для рисунка не просто на столе, а закреплять его на какой-либо подложке. Подойдёт даже обычный канцелярский планшет, если вы не планируете больших форматов. В идеале, можно дополнительно обзавестись мольбертом, чтобы работа располагалась вертикально – в таком положении пастельная крошка будет сразу скатываться вниз, не загрязняя рисунок, а так же, чтобы в процессе рисования случайно не коснуться работы рукой.
И, конечно же, пастель
Для первых шагов в пастельной живописи лучше взять набор сухой пастели не менее 60 цветов и несколько пастельных карандашей:
- чёрный;
- белый;
- коричневый;
- голубой.
Начинаем рисовать
Для того, чтобы научиться рисовать сухой пастелью, необходимо понять, как она себя ведёт на бумаге.
На отдельном листе можно сделать выкраску имеющихся мелков, чтобы в работе точно знать, какой цвет понадобится, и как он будет выглядеть.
Попробуем поштриховать – помним, что штриховка бывает параллельная, перекрёстная и точечная. Нарисуем куб и заштрихуем грани разными способами.
А теперь потренируемся в растушёвке – пальцем или салфеткой стараемся растереть отдельные линии до получения ровного фона – втираем краску в бумагу.
Далее возьмём карандаш контрастного цвета и заштрихуем вторым слоем растушёванные пятна.
Поэкспериментируем с цветом, попробуем разные сочетания. Высветляем или затемняем цвета.
Первый пейзаж
Давайте попробуем нарисовать пастелью лёгкий пейзаж, с которым справится даже ребёнок.
Возьмём мелок, наиболее близкий по цвету к бумаге, но отличающийся на несколько тонов и проведём линию горизонта чуть ниже середины листа.
Наметим дорожку по диагонали от горизонта к краю листа. Помним про перспективу – к горизонту дорожка должна сужаться.
Теперь выберем цвет для нашего неба и начнём с него. Как в акварельной работе, будем спускаться сверху вниз. Заполняем штрихами небо – можно рисовать ребром мелка, чтобы быстрее покрыть большую поверхность. После штриховки аккуратно растушёвываем цвет пальцем или салфеткой до получения ровного тона.
Помним, что небо, чем выше, тем темнее – выбираем более тёмный синий мелок и подштриховываем сверху вниз до середины неба, постепенно уменьшая нажим. Опять растушёвываем, добиваясь плавного перехода цвета от тёмного к светлому.
Белым мелком аккуратно нарисуем облачко – не штрихуем сильно – оно должны быть воздушными. Облачко снизу оттеняем синеватым мелком, чтобы добавить естественности.
Теперь закрасим нижнюю часть, оставляя нетронутой дорогу, мелком травянистого цвета – выбираем оттенок, который больше нравится. Стараемся, чтобы цвет был светлее к краю листа. Тщательно растушёвываем.
Добавляем тонкие редкие штрихи песочного цвета, чтобы трава выглядела неоднородной. Снова растушёвываем.
Выбираем более тёмный зелёный цвет и прорисовываем волнообразную линию по горизонту – лес вдалеке.
Добавляем цвета на дорожку – это может быть желтоватый песок или коричневая земля – фантазируем. И снова растушёвка.
По краям дорожки тёмно-зелёным мелком вертикальными штришками прорисовываем траву. Несколько кустиков можно «раскидать» по полю. Более длинные и чёткие травинки прорисовываем на первом плане.
Окинем работу взглядом и подумаем, что ещё можно добавить. Если результат устраивает – поздравляем! Вы создали свой первый пастельный пейзаж.
Не останавливайтесь на достигнутом – экспериментируйте с формами, цветом, фактурами. Пастель – прекрасный материал для любых творческих идей.
Записаться на курс по пастели