Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Как научиться рисовать пастелью

Пастель – удивительный художественный материал, поскольку им можно создавать и графические изображения, и живописные произведения. Пастелью называют не только сами мелки, которыми рисуют, но и готовые работы. Давайте разберемся, как поэтапно научиться рисовать пастелью.


Наш урок начнём с небольшого экскурса в историю.

От сангины до пастели

В некоторых источниках есть информация, что слово «пастель» образовано от итальянского «pasta» - тесто, а в некоторых – так же от итальянского «a pastello». И та, и другая теория имеют право на жизнь, ведь пастель – это брусочки из прессованной смеси связующих веществ и красящего пигмента, своего рода тесто. А вот в технике «а пастелло», из которой трансформировалась пастель в современном виде, в XVI веке работали итальянские художники и даже сам Леонардо да Винчи, делая наброски красной сангиной, мелом и спрессованной сажей с примесью клея.


Также существует версия, что пастельные мелки изобрёл в конце XV века французский придворный художник Жан Перреаль, для быстрых зарисовок батальных сцен. Он и познакомил великого Леонардо со своим изобретением. Да Винчи назвал новую технику colorire a secco – сухой цвет - и успешно использовал в работе над эскизом к портрету Изабеллы д'Эсте

В конце XVI – середине XVII века пастель стала самостоятельной техникой и обрела огромную популярность у портретистов Франции, а постепенно добралась и до России.

Цветное тесто

Несмотря на то, что пастель существует уже более 500 лет, технология её производства практически не изменилась, только стала механизированной. Пастель делали и делают из влажной массы из красочного пигмента, небольшого количества связующего вещества и минерального наполнителя. Получившуюся тестообразную массу прессуют, разрезают на палочки и сушат. Запекают пастель в специальных печах при температуре от 60° до 80°. 


С момента возникновения пастельных мелков значительно расширился диапазон цветов и оттенков, а так же появились новые виды пастели, отличающиеся компонентами, входящими в её состав.

Основы

В настоящее время существует несколько видов пастели:


- Сухая – классическая пастель, она имеет бархатистую текстуру, равномерно ложиться, прекрасно растушёвывается и поражает воображение разнообразием оттенков, которые ещё и замечательно смешиваются между собой. Сухая пастель состоит из пигмента и гуммиарабика. Можно выделить три подвида сухой пастели, которые различаются соотношением пигмента и связующего вещества:


  • мягкая – выпускается в виде мелков. Мягкая пастель легко ложиться на поверхность, прекрасно растушёвывается, позволяет накладывать несколько слоёв и является оптимальным вариантом для закрашивания больших поверхностей, выполнения основного рисунка, проработки плавных переходов цвета;
  • ультрамягкая – эта пастель состоит практически только из красящего пигмента. Работать с такой пастелью нужно специальными поролоновыми спонжами и кисточками.
  • твёрдая – подходит для более графичных изображений, проработки мелких деталей, требующих высокой точности – например, прорисовка глаз или шерсти. Твёрдая пастель чаще всего производится в виде карандашей в деревянной оболочке - они удобны в использовании и позволяют заточить грифель максимально остро.


- Масляная пастель – появилась лишь в середине XX века. При её изготовлении в качестве связующего вещества используется льняное масло. Она теряет бархатистость, присущую сухой пастели, лучше держится на поверхности, почти не пачкается, но плохо растушёвывается, и цвета плохо смешиваются между собой. Масляной пастелью можно рисовать практически по любой поверхности, её можно размывать специальным растворителем, как и масляные краски. Она подходит для начинающих художников, только делающих свои первые шаги в пастельной живописи.


- Восковая пастель – производится в виде карандашиков без оболочки из смеси пигмента с воском. Они твёрже, чем масляная пастель и не пачкают руки. Восковая пастель яркая и насыщенная. Оттенки между собой не смешиваются и совершенно не растушёвываются. Такие мелки можно удачно использовать в сочетании с гуашью или акварелью.


- Акварельная пастель – в её составе присутствуют водорастворимые вещества, которые позволяют размывать штрихи водой, добиваясь эффекта акварельной живописи.

Художественные приёмы и эксперименты

Поскольку пастель – материал универсальный, то к нему применимы техники, касающиеся графики – такие как штриховка, растушёвка, и живописные приёмы – наслоение и смешивание цветов, лессировка – нанесение цвета тонким полупрозрачным слоем.


Прекрасный эффект даёт сочетание различных приёмов, например штриховки и растушёвки, когда часть штрихов можно оставлять явными, чтобы подчеркнуть фактуру изображения.


Нельзя забывать и про светотень – она позволяет придать изображению объём. В рисунке простым карандашом переходы от светлого к тёмному делаются за счёт насыщенности чёрного и рисунок прорабатывается от тёмного к светлому, а в пастельной живописи можно поиграть с цветом и начинать работу лучше со светлых оттенков. Штрихи и растушёвки делаем по форме предмета, для лучшей передачи объёма и фактуры. Штрихи можно наносить не только тонким концом, но и ребром мелка – они получаются широкие и очень интересно смотрятся в сочетании с обычными штрихами.


Обязательно учитываем правила построение перспективы – чем дальше от нас предмет, тем он меньше и выше – это линейная перспектива, и чем дальше, тем бледнее и выше – это воздушная перспектива.


При построении перспективы лучше пользоваться не простым карандашом, а мелком или пастельным карандашом сходного с цветом бумаги оттенка, поскольку пастель плохо ложиться на графит, и он будет просвечивать в готовой работе. 


Все эскизы и подмалёвки нужно сразу рисовать пастелью.

Подбираем инструменты и материалы

Исходя из свойств пастели и разнообразия пастельных техник, разберёмся, какие инструменты и материалы нам понадобятся для того, чтобы научиться рисовать пастелью с нуля.

Основа для рисунка

Для пастели не стоит использовать гладкую бумагу – краска не сможет удержаться и осыплется. Нужно подобрать шероховатый материал, способный удержать пигмент. В настоящее время художники-пастелисты часто рисуют на специальной фактурной бумаге всевозможных цветов. Так же можно работать с картоном, плотной крафтовой бумагой, холстом, наждачной бумагой, пастельной доской – она изготавливается из пробки, бархатной бумагой. Главное - чтобы была достаточная плотность и фактура. Для начала подойдёт формат А4. В дальнейшем можно будет экспериментировать с форматами и попробовать всё – от «гигантомании» до миниатюры.

Калька

Не помешает обзавестись калькой или специальным альбомом, в котором обычные листы уже перемежаются с листами из кальки. При этом желательно листы дополнительно зафиксировать канцелярскими зажимами, чтобы совсем исключить трение. Поскольку сухая пастель очень непрочный материал, работы в этой технике можно сравнить с крыльями бабочки – прекрасные и лёгкие, пока их не коснёшься. Если рисунки будут соприкасаться, то цвет непременно размажется и вся красота мгновенно улетучится.


Для придания пастелям прочности, некоторые художники пользуются специальными фиксативами или обычным лаком для волос. Но, к сожалению, любые фиксативы приводят к потемнению цвета и лишают его яркости, и понравится ли вам получившийся результат – не известно.

Клячка

Для корректировки изображения ил прорисовки каких-либо деталей, например, лучей света или бликов, пригодится ластик-клячка. Она намного мягче обычного ластика и похожа на пластилин, только не пачкающий руки. При работе с клячкой не повреждается бумага и не размазывается рисунок.

Палочки-растушёвки

Конечно, можно смело утверждать, что все художники-пастелисты растирают краску пальцами, а то и ладонями, но лучше иметь в своём арсенале пару-тройку специальных растушёвок. Они могут помочь, например, там, где нужна особая точность и детализация. Такую палочку можно сделать и самостоятельно, плотно скрутив в трубочку кусок газетного листа или салфетку.

Жёсткий планшет

Для удобства работы лучше располагать лист для рисунка не просто на столе, а закреплять его на какой-либо подложке. Подойдёт даже обычный канцелярский планшет, если вы не планируете больших форматов. В идеале, можно дополнительно обзавестись мольбертом, чтобы работа располагалась вертикально – в таком положении пастельная крошка будет сразу скатываться вниз, не загрязняя рисунок, а так же, чтобы в процессе рисования случайно не коснуться работы рукой.

И, конечно же, пастель

Для первых шагов в пастельной живописи лучше взять набор сухой пастели не менее 60 цветов и несколько пастельных карандашей:

  • чёрный;
  • белый;
  • коричневый;
  • голубой.

Начинаем рисовать

Для того, чтобы научиться рисовать сухой пастелью, необходимо понять, как она себя ведёт на бумаге. 


На отдельном листе можно сделать выкраску имеющихся мелков, чтобы в работе точно знать, какой цвет понадобится, и как он будет выглядеть.


Попробуем поштриховать – помним, что штриховка бывает параллельная, перекрёстная и точечная. Нарисуем куб и заштрихуем грани разными способами.


А теперь потренируемся в растушёвке – пальцем или салфеткой стараемся растереть отдельные линии до получения ровного фона – втираем краску в бумагу. 


Далее возьмём карандаш контрастного цвета и заштрихуем вторым слоем растушёванные пятна.


Поэкспериментируем с цветом, попробуем разные сочетания. Высветляем или затемняем цвета.

Первый пейзаж

Давайте попробуем нарисовать пастелью лёгкий пейзаж, с которым справится даже ребёнок.


Возьмём мелок, наиболее близкий по цвету к бумаге, но отличающийся на несколько тонов и проведём линию горизонта чуть ниже середины листа.


Наметим дорожку по диагонали от горизонта к краю листа. Помним про перспективу – к горизонту дорожка должна сужаться.


Теперь выберем цвет для нашего неба и начнём с него. Как в акварельной работе, будем спускаться сверху вниз. Заполняем штрихами небо – можно рисовать ребром мелка, чтобы быстрее покрыть большую поверхность. После штриховки аккуратно растушёвываем цвет пальцем или салфеткой до получения ровного тона.


Помним, что небо, чем выше, тем темнее – выбираем более тёмный синий мелок и подштриховываем сверху вниз до середины неба, постепенно уменьшая нажим. Опять растушёвываем, добиваясь плавного перехода цвета от тёмного к светлому.


Белым мелком аккуратно нарисуем облачко – не штрихуем сильно – оно должны быть воздушными. Облачко снизу оттеняем синеватым мелком, чтобы добавить естественности.


Теперь закрасим нижнюю часть, оставляя нетронутой дорогу, мелком травянистого цвета – выбираем оттенок, который больше нравится. Стараемся, чтобы цвет был светлее к краю листа. Тщательно растушёвываем.


Добавляем тонкие редкие штрихи песочного цвета, чтобы трава выглядела неоднородной. Снова растушёвываем.


Выбираем более тёмный зелёный цвет и прорисовываем волнообразную линию по горизонту – лес вдалеке.


Добавляем цвета на дорожку – это может быть желтоватый песок или коричневая земля – фантазируем. И снова растушёвка.


По краям дорожки тёмно-зелёным мелком вертикальными штришками прорисовываем траву. Несколько кустиков можно «раскидать» по полю. Более длинные и чёткие травинки прорисовываем на первом плане.


Окинем работу взглядом и подумаем, что ещё можно добавить. Если результат устраивает – поздравляем! Вы создали свой первый пастельный пейзаж. 


Не останавливайтесь на достигнутом – экспериментируйте с формами, цветом, фактурами. Пастель – прекрасный материал для любых творческих идей.

Записаться на курс по пастели

Ирина Климова
Пастельное измерение
31 марта — 14 мая
Ирина Климова
Цветы пастелью 2
31 марта — 14 мая
Ирина Климова
Пастель Гранд Тур
31 марта — 14 мая
Ирина Климова
Все оттенки пастели Премьера
31 марта — 14 мая

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2021

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›