Как поэтапно нарисовать лошадь карандашом для начинающих
Сегодня поговорим о том, как начинающему художнику научиться рисовать карандашом лошадь. Казалось бы, это красивое и грациозное животное под силу нарисовать только мастерам, но мы разобьём работу на несколько простых этапов, позволяющих справиться с задачей даже новичкам в художественном мире.
Подготовим материалы
Не будем брать большой набор материалов. Нам понадобятся:
- Плотная бумага небольшого формата. Подойдёт бумага А4 для черчения.
- Простые карандаши НВ для линий построения и 2В для прорисовки деталей.
- Ластик.
- Для наглядности можно подобрать несколько изображений лошадей в разных позах. Начинающим художникам сложно рисовать «из головы», поэтому лучше, если под рукой будут референсы, с которыми всегда можно свериться.

Важные пропорции. Учимся рисовать лошадь
Чтобы лошадь получилась красивой и реалистичной, нужно учесть пропорции её тела.
Самый простой способ не промахнуться с пропорциями – это соотносить все размеры с головой изображаемой лошади – расстояние от кончика носа до кончика ушей.
Разберём основные пропорции:
- Длина шеи – одна голова.
- Шея в самой широкой части – одна голова.
- Расстояние от плеча до копыта – две головы.
- Длина передних ног - полторы головы.
- Длина туловища от груди до задней поверхности бедра или, если немного изучить анатомию лошади, от плече-лопаточного бугра до седалищного – три головы.
- Толщина туловища – одна голова
- Длина голени задней ноги от колена до заплюсны – одна голова.
Интересный анатомический нюанс – колено задней ноги находится практически под животом, а сустав, который расположен примерно посередине называется заплюсневым или скакательным и к колену никакого отношения не имеет, а является, по сути, пяткой.
Конечно, все эти пропорции примерные и могут варьироваться в зависимости от возраста лошади, её породы. Например, ноги у жеребёнка пропорционально гораздо длиннее, чем у взрослой лошади, а конь тяжеловесной породы выглядит массивнее и приземистее, чем его верховые собратья, которые намного более изящные и утончённые.

Как нарисовать лошадь поэтапно
Для начала попробуем нарисовать лошадь, стоящую к нам вполоборота.
Чтобы облегчить рисование, представим, что животное состоит из набора геометрических фигур. Предварительное построение и набросок будем делать карандашом НВ, чтобы затем стереть все лишние линии.
Представим, как будет располагаться наш рисунок на листе бумаги, и наметим голову в виде трёх кругов разного размера. От самого большого отступаем немного вниз и влево и рисуем круг примерно в два раза меньше. Затем нарисуем круг ещё поменьше в нижней правой части большого круга, заступая в него примерно наполовину. В правой части большого круга можем сразу наметить глаз.
От головы наметим шею - плавной дугой вниз и вправо изобразим позвоночник. Затем от шеи вниз нарисуем овал, слегка отклонённый вправо – он будет обозначать грудь лошади. На небольшом расстоянии справа от первого овала рисуем ещё один – чуть отклонённый влево и шириной примерно с голову – круп, задняя часть туловища и бедро задней ноги. Соединяем овалы плавной линией по касательной в верхней части и
продолжаем эту линию дальше, намечая короткий хвост.

Теперь намечаем передние ноги – примерно от середины первого овала рисуем прямую линию вниз, длиной в две трети головы нашей лошадки и небольшим кружком намечаем запястный сустав – да-да, этот сустав на самом деле запястье, а не колено, как многие думают. Дальше рисуем ещё одну прямую, примерно в два раза короче первой и намечаем маленьким кружком путовый сустав. От него рисуем совсем коротенькую диагональ влево – так называемая бабка или путо. Таким же образом намечаем вторую переднюю ногу.
Помним, что часть ноги скрыта туловищем. Задние ноги по строению более сложные – немного отступив от центра второго овала вправо, намечаем небольшим кружком тазобедренный сустав, от которого коротким
диагональным отрезком, направленным влево, намечаем бедро будущей лошади – оно заканчивается ещё «на территории» овала.
От бедра строим диагональ, направленную вниз и вправо и по длине равную голове. Небольшим кружком намечаем заплюсневый сустав – он расположен немного выше, чем запястный сустав на передних ногах. От него рисуем вниз прямую линию, немного короче голени.
Намечаем кружком путовый сустав и от него короткой диагональю влево рисуем путо задней ноги. Повторяем те же действия для второй ноги, немного отступив влево от первоначальной точки и учитывая, что часть ноги перекрывается и не видна.
У нас получился своеобразный лошарик (помните такой грустный мультик?), на которого нужно «нарастить» лошадь.
Рисуем лошадь карандашом
Чуть отступив вверх от линии позвоночника, обводим контур шеи и спины. Там, где у нас вершина левого овала, обозначающего грудь, делаем небольшой плавный изгиб вверх – холку. Дорисовываем шею, грудь и живот. Все линии должны быть плавными, без острых углов.
На следующем этапе прорисовываем ноги, ориентируясь на кружки суставов. Передние ноги можно наметить в виде узких трапеций в верхней части, прямоугольников в центральной и нижней части. Над копытом намечаем плоские овалы – эта часть ноги называется венчик. Так же добавляем копыта в виде небольших параллелограммов, в задней части немного скрытых венчиком.
Переходим к задним ногам – в верхней части они намного массивнее, чем передние и соединяются с телом выше. Прорисовываем контур, так же используя кружки суставов как подсказки. Добавляем снизу венчик и копыто, по аналогии с передними ногами. Не забываем чаще сверяться с референсом, чтобы лошадь получилась красивой и естественной.

Переходим к деталям
На этом этапе можно стереть ластиком все вспомогательные линии и вооружиться более мягким карандашом. Намечаем на голове ушки, по форме напоминающие берёзовый лист. Стараемся передать их толщину – добавляем дополнительную линию внутри контура.
Поскольку животное стоит к нам вполоборота, рисуем только один глаз, а второй лишь обозначаем изгибом линии контура. Глаза у лошади довольно крупные и по форме напоминают лимон. Верхнее веко немного нависает над глазом – передаём его толщину дополнительными линиями. Прорисовываем на верхнем веке прямые густые ресницы.
Прорисовываем одну ноздрю полностью, а вторую – только небольшой выемкой в контуре морды. Ноздри у лошади не просто круглые, а в виде перевёрнутой запятой – заштриховываем их более насыщенным тоном, чтобы передать глубину. Дорисовываем нижнюю губу, подчёркиваем щеку рубленой линией. При рисовании портрета лошади крупным планом обязательно нужно изобразить многочисленные вибриссы – это, фактически, длинные шерстинки, похожие на усы и бородку.
Теперь нарисуем гриву – чаще всего грива лежит прядями на одной стороне шеи. Не стоит рисовать её хаотичными штрихами – прорисуем отдельные пряди и заполним их длинными штрихами, имитирующими волосы. Стараемся штриховать в одном направлении. Грива доходит до холки – места, где шея переходит в спину. Добавляем между ушами чёлку.
Переходим к хвосту – помним, что он на самом деле гораздо короче, чем кажется и заканчивается примерно на уровне бедра. Вся остальная длина – это просто волосы, которые растут из хвоста – это нужно учитывать, чтобы хвост получился именно лошадиным, а не собачим. Наращиваем на тот короткий хвостик, который мы намечали линией, длинные пряди волос. Стараемся начинать штрих сверху от хвоста, показывая, откуда они растут.

Художественная обработка
Теперь, когда набросок лошади готов, нужно добавить ей реалистичности. Для этого сначала очень бледно, едва касаясь карандашом бумаги, заштрихуем весь рисунок, чтобы появился лёгкий тон. Затем будем углублять тени, прорабатывая мышцы и уточняя формы.
Внимательно изучаем референс и стараемся на рисунке изобразить те мышцы, которые видны сильней всего – это мускулатура ног, груди, шеи. Так же на морде довольно отчётливо проступают кости черепа, которые тоже нужно отобразить.
Подчёркиваем все анатомические нюансы короткими штрихами по форме. Например, полукруглыми штрихами обозначим суставы ног, прямыми линиями намечаем кости.
На следующем этапе находим на референсе самые тёмные места и затеняем их на рисунке плотной штриховкой – это будут области под животом, под хвостом и под подбородком, в ушах.
Затем добавляем лёгкие тени от мышц, суставов и костей там, где это необходимо, затеняем внутреннюю поверхность ног – штрихуем легко, стараемся не перетемнить.
Грубыми штрихами закрашиваем копыта.
Чтобы придать изображению глубины и реалистичности горизонтальными штрихами добавим тени под лошадью, подчёркивая поверхность, на которой она стоит. Окидываем работу взглядом, при необходимости дополняем детали. Наша стоящая лошадь готова.
Как нарисовать красивую лошадь в движении
После того, как мы научились легко рисовать карандашом лошадь в статике, можно приступить к изображению этого грациозного животного в движении.
Здесь важно так же соблюдать пропорции и разбивать работу на этапы, и обязательно запастись достаточным количеством референсов, чтобы было с чем сверяться и корректировать изображение.
Помним, что в каждой позе и в каждом движении мышцы работают по-разному,
соответственно и на рисунке их нужно изображать по-разному.

Подводим итоги
Как мы видим, нарисовать лошадь карандашом довольно непросто, однако если много тренироваться, делать наброски, стараться рисовать лошадей в разных позах и ракурсах, то можно достичь впечатляющих результатов.