Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Как рисовать драпировку карандашом

Сегодня наш урок будет посвящён драпировке. Это довольно сложный вид натуры, изображение которого необходимо освоить всем начинающим художникам, ведь красивые складки ткани могут преобразить любую картину – хоть натюрморт, хоть портрет.


Ткани окружают нас повсюду – это и висящее на крючке полотенце, и скатерть на столе, и одежда, и занавески на окнах. Все они образуют складки самых различных форм, которые можно передать в рисунке.

Самые распространённые виды драпировки:

  • Ткань, свободно висящая на гвоздике.
  • Ткань, небрежно наброшенная на спинку стула или, в постановке, например, для натюрморта, на вертикально поставленную плоскость. С провисом между точками опоры.
  • Материя, лежащая на горизонтальной поверхности, и образующая так называемые инертные складки.
  • Ткань, завязанная в узел.
  • Складки на одежде.

Для рисования нам потребуются совсем простые материалы:

Графитовые карандаши разной твёрдости:

  • 2Н – для нанесения вспомогательных линий;
  • НВ – для нанесения основных линий;
  • 2В – для накладывания теней.

Бумага – плотная бумага небольшого формата. Можно взять бумагу для черчения.


Ластик – для корректировки линий.


Клячка – для высветления тона. Помним, что клячкой нельзя работать как

обычным ластиком – не трём, а аккуратно промакиваем рисунок.


Кусок светлой однотонной ткани, которую мы будем рисовать. Ткань лучше

подобрать тонкую, струящуюся, чтобы складки на ней получались более

выразительными и материя не «стояла колом».

Как рисовать драпировку

На подготовительном этапе важно правильно подобрать освещение и следить, чтобы на ткань не попадало никаких посторонних теней. Лучшее, что можно представить – яркий дневной свет, падающий немного сбоку – это создаст более контрастные и глубокие тени.


Помним, что тень всегда падает с противоположной от света стороны.

Прежде чем приступать к рисованию, определяем, где у нас ткань плотно соприкасается с объектом под ней, и в каком направлении образуются складки. 


Под материалом чаще всего можно предугадать форму предмета, на котором он лежит. Если рисуем драпировку, например, на стуле, то лучше сначала сделать набросок самого стула, а потом уже покрывать его тканью.


Пока будем просто делать тренировочные наброски, о расположении их на листе можно не думать – просто рисовать на свободном месте. Но вот когда мы приступаем к конкретной работе, например, с натюрмортом, то следует заранее продумать композицию и представить, как рисунок будет выглядеть на бумаге – он не должен быть слишком мелким, но так же не должен упираться в края листа. Со всех сторон оставляем воздух.


При рисовании драпировок очень важно не запутаться в светотеневых переходах, ведь именно с их помощью мы передаём глубину складок. Большинство тканей поглощает свет, поэтому бликов в драпировке, скорее всего, не будет. Тон в рисунке накладывается с помощью штриховки. Штрихи накладываются обязательно по форме складок, иначе они будут выглядеть плоскими. 


Поскольку в рисунке не должно оставаться совсем белых

пятен, тонировку лучше начинать от самых тёмных теней, ведь если ошибиться в тоне, то проще затемнить свет, чем высветлить тень.

Как рисовать складки на ткани поэтапно

Начинать работу проще с общих форм, постепенно добавляя детали и прорабатывая тени. Положим ткань на стол и слегка сдвинем её рукой, чтобы получилась небольшая волна. Попробуем зарисовать эту волну. Чтобы лучше передать форму складки, нужно посмотреть на неё немного сверху и под углом – если представить, что она находится на уровне глаз, то мы увидим только одну линию, толщиной с нашу ткань – никакой выразительности.


Твёрдым карандашом наметим линию с небольшим холмиком посередине. Совсем тоненько, от основания этого холмика нарисуем границы складки. 


Вспоминаем про перспективу – параллельные линии при удалении от нас сходятся на горизонте. Если свет падает слева, то намечаем штрихами падающую тень с правой стороны от складки, повторяя изгиб волны. Так же прорисовываем падающую тень от ткани на столе внутри складки. «Гребень» волны останется самым светлым, а вот на теневой стороне наносим лёгкую штриховку – полутень и собственную тень.


Лёгкими горизонтальными штрихами показываем, что ткань, за исключением

центральной складки, лежит на столе ровно. Теперь попробуем нарисовать простейшую тряпочку, висящую на гвоздике. От произвольной точки нарисуем вниз волнистую линию. Исходную точку представляем себе вершиной треугольника и проводим тонкие линии от вершины к каждому изгибу

первоначальной кривой. 


Стираем ластиком лишние линии и намечаем штриховкой тень на

получившихся участках с правой стороны от зигзага, если источник света по-прежнему слева. Получилось примитивное изображение складок на висящей ткани. Такой способ может помочь в рисовании, например, воротничка на женской блузке.

Как поэтапно нарисовать карандашом драпировку на шторах

Если шторы равномерно крепятся к карнизу, то складки получаются ровной

цилиндрической формы.


Вооружаемся твёрдым карандашом и в верхней части листа ровной прямой наметим карниз, чтобы было проще начинать рисование. Чуть выше карниза рисуем волнистую линию, стараясь делать все полукружья одинаковыми. От точек, образующих основание каждой волны проводим одинаковые вертикальные линии вниз. Затем объединяем нижние точки, которыми заканчиваются наши прямые, новой волнистой линией. 


Следим, чтобы направление вершинок волны наверху и внизу чередовалось, то есть, если наверху вершинка направлена вверх, то внизу её направляем вниз и наоборот. Частично стираем линию карниза, создавая иллюзию того, что он продет сквозь складки шторы.


Берём мягкий карандаш и размашистыми вертикальными штрихами намечаем тени – они будут чередоваться с полосами света с полутени. Каждая выпуклая и вогнутая складка имеет теневую часть, свет и полутень. Свет проходит посередине, затем в обе стороны расходится полутень и потом уже тень. 


Стараемся штриховками передать эти переходы и наблюдаем, как постепенно на рисунке проявляется объём. Для усиления этого эффекта добавим глубокую падающую тень под шторой и лёгкими горизонтальными штрихами

обозначим поверхность пола. 


Помним, что все переходы светотени должны быть мягкими и плавными, без резких линий. Штора готова.

Рисуем драпировку поэтапно

Немного усложним задачу и порисуем с натуры. Повесим на крючок ткань – у нас будет драпировка с одной точкой опоры. В этом случае складки, чаще всего, по форме напоминают конус.


Уже на отдельном листе, сначала твёрдым карандашом наметим крайние точки будущего рисунка и общий силуэт висящего материала – он похож на ромб.


Затем наметим тонкими линиями основные складки и все контуры. Внимательно смотрим на натуру – где самый яркий свет, где полутень и тень. Обращаем внимание на то, что даже на освещенной части есть полутени.


Закладываем штриховкой мягким карандашом самые глубокие падающие тени – не только на самой ткани, но и на поверхности рядом. Прорисовываем их без чётких контуров – форму передаём только штриховкой. Падающая тень тоже неоднородная по структуре – чем ближе к предмету, тем она темнее.


Слегка тонируем изображение длинными тонкими произвольными штрихами, задавая переходы света и тени. Сверяемся с натурой, чтобы не запутаться, в тоне. Стараемся увидеть ткань не кусочками, а единым целым. Теперь проще проработать каждую складочку отдельно, но внимательно следить за тем, чтобы не перетемнить области.


Начинаем с теневой стороны. Общий тон набираем длинными штрихами, параллельными линиям складки – не забываем про полутень и рефлекс. Не давим на карандаш, рисуем максимально легко.


После того как тон на теневой части ткани задан, приступаем к кропотливой и долгой штриховке каждой складки по форме – штрихи повторяют форму основания конуса – полукруглые, почти горизонтальные.


Когда теневая сторона готова, переходим к светлой части и начинаем всё сначала – набираем общий тон длинными штрихами, а затем медленно и печально прорабатываем все переходы штрихами по форме. Главное не забывать, что мы здесь рисуем освещённую поверхность и сверяться с теневой стороной, чтобы была заметная разница по тону.


Когда основная работа закончена, можно взять твёрдый карандаш и пройтись по всему рисунку длинными лёгкими штрихами, чтобы немного сгладить переходы. При необходимости дорабатываем падающую тень от ткани – за счёт этой тени мы добиваемся дополнительного объёма и визуального «выдвижения» объекта.


Внимательно смотрим, чтобы нигде не оставалось чётких контуров. Штрихуем фон лёгкими, строго вертикальными штрихами, чтобы ещё больше подчеркнуть форму висящей материи. Сверяем получившийся рисунок с натурой и подправляем возможные недочёты. Готово! 


Помните, что нет пределов совершенству. Рисуйте каждый день и результат будет радовать вас всё больше и больше.

Записаться на курс 

Елена Таткина
Академический рисунок. Развитие
27 июня — 10 августа
Елена Таткина
Академический рисунок
30 июня — 15 августа
Рузанна
Карандашный реализм. Птицы
Анна Расторгуева, скетчинг
Экстрим-скетчинг 2

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2023

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›