Заголовок формы

Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Как сделать граттаж: виды и техника рисования

Наш сегодняшний урок посвящён такой необычной технике, как граттаж или

воскография. Название техники происходит от французского слова gratter, что

переводится как «царапать, скрести». Работы в технике граттажа напоминают

ксилографии или линогравюры, только с них не делаются оттиски – это уже готовый результат творчества, а не заготовка, поэтому нет необходимости «отзеркаливать» изображение и ломать голову над тем, как не перепутать свет и тень.


Эту технику одинаково любят и взрослые и дети. Рисунок выполняется путём процарапывания слоя краски острыми инструментами, но не всё так просто. 


Давайте разбираться в тонкостях граттажа вместе.

Виды граттажа

Работы в технике граттаж можно разделить на несколько основных видов, в зависимости от используемых материалов:


Чёрно-белый – классический вариант, когда белый лист-основа покрывается

воском или парафином, а затем закрашивается верхним слоем чёрной туши или

гуаши. Так же можно использовать акриловую краску – она не будет пачкать руки

и не боится воды, после высыхания, но при процарапывании могут получиться

неровные края линий, поскольку акрил засыхает в виде тонкой полимерной плёнки.


После высыхания краски изображение процарапывается острой палочкой или

специальным резцом. Выразительность такая работа получает за счёт контраста и продуманных линий и штрихов.


Цветной – белая основа сначала раскрашивается акварельными красками или

масляной пастелью (можно воспользоваться восковыми мелками). Если

используется акварель, то обязательно наносится слой воска. Затем наносится

контрастный верхний слой краски.


Восковой – основа грунтуется воском или парафином. Как раз отсюда и появилось второе название техники – воскография.


Яичный – основа грунтуется яичным желтком, протёртым через мелкое сито.

Так же можно условно выделить два вида граттажей, в зависимости от цветовых решений:

  • Позитивный – самый распространённый вариант, когда основа значительно светлее основного фона.


  • Негативный – в этом виде наоборот основу делают тёмной, а фон закрашивается светлой краской. Здесь можно столкнуться с проблемой укрывистости краски, поскольку светлым оттенкам гораздо сложнее перекрыть тёмные и может понадобиться нанесение нескольких слоёв, чтобы основа не просвечивала сквозь неё.

Записаться на курс

Евгения Войнар
Мастерская современного искусства Новинка
13 июня — 13 июля
Татьяна Головко
Анималистика в digital
20 июня — 20 июля
Татьяна Головко
Digital-сафари
20 июня — 20 июля
Евгения Войнар (Мельникова)
Формула акрила
27 июня — 27 июля

Подготовка основы для воскографии

Работа в этой технике создаётся поэтапно. За основу берётся лист гладкой плотной бумаги или картона. Его лучше сразу закрепить на поверхности малярным скотчем. Для небольших форматов удобно использовать канцелярский планшет.


Если мы выполняем чёрно-белый граттаж, то лист-основу сразу покрываем воском или парафином. Это можно сделать с помощью обычной свечи – нужно тщательно натереть ею лист, чтобы не оставалось никаких пробелов. Так же можно растопить немного парафина и нанести его на основу мягкой кисточкой. 


Такой способ гораздо быстрее натирания свечкой, но при плавлении парафина важно соблюдать технику безопасности, поскольку это очень легко воспламеняющийся материал.


Если мы задумали сделать цветной граттаж, то на основу нужно сначала нанести цветные пятна. Это можно сделать с помощью акварельных или гуашевых красок. Можно продумать сюжет и нанести цвета осознанно, а можно хаотично залить ими лист. Главное использовать яркие и светлые оттенки, чтобы они максимально выделялись на тёмном фоне. Обязательно даём краскам полностью высохнуть и покрываем воском.


Основу можно загрунтовать и масляной пастелью или восковыми мелками, тогда дополнительный слой воска не потребуется. Важно следить, чтобы мелки были равномерно и плотным слоем нанесены на лист. При необходимости можно растереть их салфеткой и выровнять грунт, а так же сгладить цветовые переходы.


После того, как восковая основа для работы готова, нам нужно нанести фон. Чаще всего используется краска или тушь чёрного цвета, но фон может быть и синим, и фиолетовым, в зависимости от вашей задумки. Главное, чтобы он контрастировал с цветом основы.

И тушь, и гуашь в чистом виде плохо ложатся на воск и скатываются в капли, поэтому их необходимо смешивать с небольшим количеством жидкого мыла. Так же можно использовать брусок хозяйственного мыла – сначала набираем на мокрую кисть краску, затем несколько раз проводим по мылу и только потом переносим краску на основу. 


С акрилом такие манипуляции не требуются. Краску нужно наносить мягкой кистью плотным слоем, покрывая каждый миллиметр листа. Обязательно дожидаемся, когда фон полностью высохнет.


Важный нюанс – при использовании для грунта яичного желтка, краску наносим только сухой кистью. Водой в этом случае краску разводить категорически нельзя.


Мы подготовили основу для своей картины и можно начинать творить волшебство.

Граттаж. Техника рисования

Для работы над картиной нам потребуется подготовить несколько инструментов:


Специальный резец или карандаш для граттажа. Конечно профессиональные художники, занимающиеся воскографией постоянно, имеют в своём арсенале специфические инструменты, но начинающим вполне под силу обойтись подручными средствами. Прекрасно подойдут, например, деревянные палочки для маникюра, вязальная спица или пустой стержень от ручки – любые приспособления, которыми можно соскребать и царапать краску для создания рисунка.


Кисть-флейц с мягким ворсом – она пригодится для смахивания с работы

соскобленной краски. Не стоит стряхивать краску руками, поскольку можно

случайно повредить верхний слой или оставить на нём ненужные следы.


Пластиковый лоточек или папка, куда можно будет стряхивать мусор, чтобы потом не возникло сложностей с оттиранием восковой крошки со всех поверхностей.


Перед тем как начать рисовать граттаж, нужно тщательно продумать сюжет, поскольку в процессе исправить работу будет практически невозможно.

При создании сложного рисунка можно сначала нарисовать эскиз на простой бумаге и аккуратно перевести его на работу с помощью белой копировальной бумаги. Важно на этом этапе не повредить красочный слой и не оставить лишних следов.


Простые сюжеты можно начинать процарапывать сразу – сначала наметив тонкий контур, а потом поэтапно прорабатывая детали. Чтобы рисунок получился выразительным, используем линии и штрихи разной толщины и формы. Скрести инструментом нужно очень аккуратно, чтобы снимать лишь чёрный слой краски и не порвать картон или бумагу. Так же следим за тем, чтобы не было перегибов и заломов – это безвозвратно испортит работу.


В технике граттаж очень эффектными получаются архитектурные зарисовки, пейзажи и даже портреты. Интересной особенностью этой техники является то, что в отличие от графики мы штрихами прорисовываем свет, а тень оставляем нетронутой – это касается позитивного граттажа, когда фон изображения тёмный. 


Так при рисовании, например, группы цветов, контуры лепестков, которые перекрываются более близкими, мы процарапываем не вплотную к ним, а немного отступив и оставив место для тени.


Если приобщаем к творчеству детей, то в качестве сюжета можно выбрать цветы, изображения подводного мира, космические просторы, а можно дать волю воображению и процарапать абстрактные завитушки или геометрические узоры. 


Дети с удовольствием погружаются в процесс создания своих собственных шедевров, главное - не мешать им творить.

Рисование в технике граттаж – очень увлекательный и практически медитативный процесс. Пробуйте разные сюжеты, экспериментируйте с материалами и наслаждайтесь творчеством!

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2023

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›