Как смешивать цвета - теория цвета для начинающих художников
Сегодня мы поговорим о такой нужной и важной для начинающих художников теме, как теория цвета.
Мы познаём азы смешивания цветов ещё в детском саду, когда воспитатели нам рассказывают, что если смешать жёлтый и красный, получится оранжевый, а синий с жёлтым даёт зелёный. Потом в школе нам рассказывают про Ньютона, который с помощью стеклянной призмы разложил лучик света на спектр и доказал, что свет – это цвет, поэтому в малом количестве света мы видим всё серым. А тот цвет предметов, который мы видим своими глазами, ещё и отражённый самим предметом. Так что же такое теория цвета для художников? Результат смешивания трёх базовых цветов известен каждому, а вот что дальше?
Учимся смешивать цвета, чтобы получать нужный оттенок без грязи и разочарований.

Теория цвета для художников
Сейчас мы не будем углубляться в физику. Для художников больше важно не то, как цвет появляется или отражается, а как различные цвета сочетаются между собой и как они себя ведут при смешивании.
Например, чтобы получить серый цвет, можно смешать чёрный с белым или, в случае с водорастворимыми красками, разбавить чёрный цвет водой до нужного оттенка, но получившийся серый будет грязноватым и невыразительным. А можно применить волшебство и получить изумительный глубокий серый, которым можно отобразить, например, тяжёлое пасмурное небо, смешав, казалось бы, совсем не подходящие для этого жёлтый и фиолетовый. Давайте разбираться с теорией цветов для художников.

Для начала познакомимся с основными характеристиками цвета:
- Цвет – собственно, название самого цвета, каким мы его видим – красный, фиолетовый, зелёный, розовый и так далее. Каждый цвет может иметь множество оттенков.
- Цвета бывают хроматические и ахроматические. К ахроматическим относятся белый, серый и чёрный. Хроматические цвета ещё называют спектральными – это синий, красный и так далее. Все цвета, которые, так сказать, имеют цвет.
- Насыщенность цвета – характеризует чистоту цвета и яркость, то есть, чем меньше насыщенность, тем ближе к серому становится оттенок цвета. Если к цвету подмешать, например, белый или чёрный, то насыщенность уменьшится, он станет бледнее. Так же хроматические цвета «приглушаются» при смешивании между собой.
- Тон или светлота – то, насколько хроматический цвет близок к ахроматическим белому или чёрному. Самый очевидный пример – жёлтый цвет гораздо светлее, чем синий. Так же каждый цвет можно сделать светлее или темнее путём добавления белил или чёрной краски. А в акварели, например, тон можно высветлить просто добавив воды. Очень важную роль тон играет в монохромной. живописи, например, в технике гризайль. Когда нет дополнительных цветов, тоновые контрасты помогают художнику донести свой замысел до зрителя.
- Теплохолодность - для многих начинающих художников особую сложность представляет определение так называемой теплохолодности цвета. Здесь можно снова вспомнить физику и такое понятие, как длина волны излучения. Каждый цвет имеет свою длину волны и, чем она короче, тем холоднее ощущается цвет.
Самым «горячим» считается красный цвет, а самым холодным – фиолетовый.
Традиционно, к тёплым относятся так же оттенки жёлтого и оранжевого, а к холодным – зелёного и синего цветов. Но при этом тот же зелёный может быть и тёплым, если в его составе будут преобладать жёлтые пигменты, а красный может стать холоднее, если добавить немного синевы, не доводя до фиолета. Поэтому тепло-холодность довольно условная характеристика и со сложными цветами работает только в каждом конкретном случае, а не постоянно.
Закружиться в цвете
Чтобы создать гармоничное сочетание цветов в работе и не перегрузить её, важно грамотно подобрать палитру. В этом начинающим художникам может помочь цветовой круг Иттена и знание несложных алгоритмов подбора цветовой гаммы.
О круге Иттена слышал, наверное, каждый, кто интересовался теорией смешивания цветов – это такая универсальная шпаргалка, которую, как и любую другую, очень полезно делать самостоятельно, для лучшего закрепления материала. Тем более что по покупному цветовому кругу практически невозможно сориентироваться, какой цвет получится «вживую», поскольку конечный результат зависит от того, какие взяты исходные цвета.
Например, если ультрамарин смешать с лимонной, получится один оттенок зелёного, а если с жёлтой светлой, то другой. А если вместо ультрамарина взять церулеум – вообще третий, не похожий на предыдущие. Та же история и с различными оттенками красного цвета.

Что нам стоит круг построить
Суть построения круга Иттена в том, что мы учимся, как смешивать цвета красок, взяв за основу три базовых цвета – жёлтый, синий и красный, и смешав их попарно, мы получаем новые цвета, так называемые вторичные – оранжевый, зелёный и фиолетовый. Далее можно получить третичные цвета, добавив к вторичным один базовый, по сути, изменив исходное соотношение цветов.
Например, добавив к вторичному оранжевому первичный жёлтый цвет, мы получим третичный жёлто-оранжевый цвет. Или, наоборот, подмешаем в оранжевый больше красного, а не жёлтого, чтобы получить красно-оранжевый.
На первый взгляд может показаться, что рисование круга Иттена - бесполезная трата времени, но на самом деле он может помочь начинающим художникам «почувствовать» цвет и понять, как смешивать краски для получения нужного цвета.
Приступаем к построению цветового круга:
- Сначала вооружимся карандашом и линейкой и начертим равносторонний треугольник. Разделим этот треугольник на три равные части.
- К каждому ребру треугольника пристроим ещё по треугольнику, с вершинами, направленными от центра всей фигуры, чтобы получился равносторонний шестиугольник.
- Теперь по вершинам шестиугольника выстроим кольцо – можно провести две окружности разного диаметра с помощью циркуля или от руки. Разделим его на 12 равных секторов так, чтобы вершины шестиугольника указывали каждая на свой сектор. При этом ячейки, на которые указывают вершины, должны располагаться через одну промежуточную.
- Берём три базовых цвета и закрашиваем внутренний треугольник по секторам – красный, синий, жёлтый. Эти цвета считаются базовыми, потому что их нельзя получить путём смешивания каких-либо других цветов. Допустим, жёлтый будет сверху, синий – внизу слева, а красный – внизу справа. Так же дублируем каждый цвет, закрашивая на внешнем кольце сегменты, на которые смотрят соответствующие вершины треугольника. Между закрашенными ячейками должно остаться по три пустых. Поскольку разные оттенки базовых цветов дают разный результат при смешивании, полезно рядом с будущим цветовым кругом начертить небольшую таблицу. В неё заносим названия и выкраску исходных цветов и делаем выкраску каждого полученного цвета и его составляющих, чтобы был наглядный пример того, как нужно смешивать цвета для конкретного результата.
- Следующим этапом мы берём по два базовых цвета и смешиваем их в равных пропорциях на палитре – жёлтый с красным, красный с синим, синий с жёлтым. Получившимися вторичными цветами - оранжевым, зелёным, и фиолетовым - закрашиваем и треугольники, прилегающие к основному, и сегменты, на которые указывают их вершины. Закрашенные сегменты будут чередоваться с пустыми через одного. Цветовой круг можно нарисовать и цветными карандашами. В этом случае нужные цвета просто наслаиваются друг на друга до получения вторичного цвета.
- Теперь вернёмся к палитре. Для того, чтобы получить третичные цвета, нужно, как мы уже рассказывали выше, к вторичному цвету добавить такое же небольшое количество соответствующего базового цвета. Например, сначала добавить к оранжевому жёлтый цвет, чтобы получить жёлто-оранжевый. Закрашиваем новым цветом ячейку между жёлтым и оранжевым. Затем к тому же оранжевому добавляем красный, для получения красно-оранжевого и закрашиваем следующую пустую ячейку. Двигаемся дальше по кругу и смешиваем цвета по аналогии с оранжевыми вариациями, постепенно заполняя все пустые ячейки.

У нас должен получиться заполненный цветовой круг из двенадцати цветов, которые мы смешали всего лишь из трёх базовых! А ведь можно ещё к каждому цвету добавить белила или, наоборот, чёрную краску, и получить ещё несметное количество новых оттенков. Например, охристые оттенки можно получить, добавив к оранжевому цвету немного чёрного. А чтобы серый сделать чуточку теплее или холоднее, достаточно добавить к нему каплю красного или синего соответственно.
Ориентируясь на цветовой круг, можно подобрать практически любой оттенок. Сначала мы определяем, к какому цвету он относится, а затем, сверяясь с кругом, смотрим, в какую сторону он тяготеет и вмешиваем в исходный цвет дополнительные, постепенно меняя пропорции и добиваясь нужного эффекта. Хорошее упражнение на смешивание цветов – взять дома несколько бытовых предметов и попытаться воссоздать их цвет в красках, добиваясь максимально возможного соответствия.
Поняв как смешивать цвета красок, можно самостоятельно создать палитру для каждой работы, имея под рукой всего три базовых цвета и ещё тюбик белил и чёрной краски. Но в такой подготовке есть один важный момент – время. Занимаясь смешиванием каждого цвета вручную, мы тратим гораздо больше времени, чем, если бы мы воспользовались готовой покупной краской. Особенно время важно в акриле, поскольку этот материал очень быстро сохнет и, пока мы подбираем пропорции красок, они могут просто застыть.
Так же в акварельных работах, особенно в технике «по-мокрому», желательно заранее продумать и подобрать палитру, и смешать все необходимые цвета, чтобы избежать преждевременного высыхания бумаги.
Потренировавшись в смешивании цветов, переходим снова к теории. Разберёмся, как использовать цветовой круг Иттена для подбора гармоничных сочетаний этих самых цветов.

Цветовые гармонии
Гармоничных цветовых сочетаний существует довольно много. Сегодня мы разберём наиболее часто встречающиеся:
Монохромное сочетание
Самое простое и одновременно эффектное решение – подбор палитры из разных оттенков одного цвета. Например, вечерний пейзаж в синих тонах можно написать исключительно синим цветом, высветляя его белилами или затемняя добавлением чёрной краски. В монохромной живописи важно сохранить контрастность изображения, чтобы оно хорошо считывалось зрителем.
Комплементарная гармония
Цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга называются дополнительными или комплементарными. Между собой они создают самый сильный контраст и взаимно дополняются. Даже если использовать в картине всего два дополнительных цвета – разумеется, можно варьировать эти цвета по оттенкам и насыщенности, - она будет смотреться ярко и гармонично. Чтобы не перегрузить работу, лучше один цвет избрать основным, а вторым цветом добавить акценты или отобразить тени. Знаменитая «Звёздная ночь» Винсента Ван Гога, пожалуй, наиболее наглядно даёт понять, что такое комплементарная гармония.
При этом если дополнительные цвета смешать между собой, они друг друга нейтрализуют, и мы получаем глубокий серый цвет, так иногда необходимый в живописи.
- Красный и зелёный;
- Фиолетовый и жёлтый;
- Красно-оранжевый и сине-зелёный.
Своя пара есть и у первичных, и у третичных цветов и, ориентируясь по кругу, мы можем все эти пары сразу увидеть.

Аналоговое сочетание
Беспроигрышная гармония, основанная на сочетании трёх-пяти соседних в цветовом круге цветов. В такой гармонии стоит сначала определить основной цвет и цвет акцентов, а остальные использовать как дополнение. Так же важно не забывать про контрасты. Если все цвета будут равнозначными, работа может получиться скучной, поскольку взгляду будет не за что зацепиться.
С помощью аналоговой гармонии можно передать, например, осеннее настроение или тревожность вечерних сумерек.
Аналогово-комплементарное сочетание
В таком сочетании цветов к одному из аналоговых, в качестве акцента, подбирается комплементарный. Ярким примером такой гармонии в природе можно назвать цветок ириса, где среди сине-фиолетовых лепестков сияет ярко-жёлтая сердцевина.
Раздельно-комплементарная гармония
Сочетание одного главного цвета с двумя дополняющими, расположенными не строго по прямой, как комплементарный цвет, а по обе стороны от него.
Цветовая триада
Сочетание цветов, равноудалённых друг от друга в цветовом круге. Если каждый цвет отметить точкой, то по ним можно построить равносторонний треугольник. Такое сочетание считается самым уравновешенным и очень популярно в живописи. Например, сочетание трёх базовых цветов – жёлтого, красного и синего. В такой палитре один цвет выбирается основным, а два других его дополняют. Интересная особенность данного цветового сочетания, если смешать два цвета из триады, то мы получим дополнительный цвет к третьему. Смешивание же всех трёх цветов одновременно приводит к появлению ахроматического цвета. Примеров цветовой триады довольно много в классической живописи и даже в иконописи.
Цветовая тетрада
Довольно сложное цветовое сочетание из четырёх цветов, совладать с которым получается не всегда. На цветовом круге можно подобрать тетраду в форме квадрата, прямоугольника и совсем уж экзотической трапеции. Например, прямоугольная тетрада – это сочетание двух комплементарных пар. Чтобы гармонично сбалансировать сразу четыре цвета, стоит один цвет сделать основным, второй выбрать для акцентов, а остальные оставить, так сказать, «на подпевках».

Существуют ещё шестиугольные и некоторые другие цветовые гармонии, но давайте сначала освоим вышеперечисленные. В любом случае понимание теории всегда приходит с практикой. Мы изучили азы смешивания цветов и несложные правила составления гармоничной палитры для работы. Теперь можно запастись кистями и красками и начинать творить.