Как выбрать акварель
Акварель – как много в этом слове для сердца творческого слилось! Краска, позволяющая создавать удивительные прозрачные рисунки, наполненные светом и воздухом.
Существует довольно много производителей акварельных красок различных ценовых категорий. Сегодня мы попробуем разобраться, какую акварель выбрать начинающим художникам, чтобы получить от рисования удовольствие, не разочароваться в материале и продолжать развивать своё мастерство.

Такая разная акварель
Как известно, акварель – это водорастворимая краска, состоящая, фактически, из пигмента и связующего вещества, с добавлением консервантов и антисептиков. Чтобы понять, как выбрать акварель, давайте разберёмся, какая она бывает и на какие критерии стоит обращать внимание.
Каждому своё
По назначению акварельные краски можно разделить на три категории:
Детские – краски, связующим веществом в которых выступает, чаще всего, декстрин, а в качестве пластификатора используется мёд. Эти краски при высыхании дают глянцевый блеск, а мёд в их составе не даёт краскам засыхать слишком быстро. Медовая акварель – самый недорогой вариант красок, больше подходящий для детского творчества или для набросков, а не для полноценных работ. Хотя стоит оговориться, что, например, у французского бренда Sennelier акварель на медовой основе, но назвать её детской категорически нельзя – ни по цене, ни по качеству.
Детская акварель продаётся в наборах от 6 до 32 цветов и новичкам, если выбор пал именно на такой материал, лучше покупать палетки от 24 оттенков или, наоборот, ограничиться набором базовых цветов и тренировать мастерство колориста, смешивая оттенки из доступных. Дело в том, что в недорогой акварели некоторые цвета часто состоят не из одного пигмента, а из нескольких, например оранжевая краска может состоять как из одного оранжевого пигмента, так и из двух – красного и жёлтого, но эту информацию вы нигде не найдёте.
В этом нет ничего страшного до тех пор, пока вы не пытаетесь смешать какой-либо третий цвет – компоненты, содержащиеся в красках, взаимодействуют друг с другом и может получиться либо грязь, либо непредсказуемый для новичка результат. В профессиональных красках тоже часто используются сразу несколько пигментов, но производители стараются писать состав краски – нужно только правильно прочитать этикетку (про это расскажем чуть позже).
В любом случае перед началом работы необходимо сделать выкраску тех цветов, которые планируем использовать и протестировать, как они будут смешиваться между собой – это поможет избежать неприятных неожиданностей.

Ученические – в этих красках связующим веществом уже выступает более дорогой компонент - смола гуммиарабик. Такие краски не блестят при высыхании, гораздо лучше растекаются по бумаге и смешиваются. Так же ученическая акварель отличается от детской более тонким помолом пигментов – чем мельче фракции порошка, тем насыщеннее получается цвет краски и тем равномернее ложится слой краски на бумагу.
Начинающим художникам вполне можно остановить свой выбор на акварели ученических серий, чтобы получить хороший результат, но при этом не оставить в магазине целое состояние.
Например, довольно качественным и недорогим вариантом акварели для начинающих можно назвать краски бренда «Малевичъ». Завод «Невская палитра» радует начинающих художников недорогими ученическими сериями под названием «Сонет» и «Ладога».

Профессиональные – название категории говорит само за себя – качественные пигменты, связующие вещества и вспомогательные компоненты, яркие цвета, относительная предсказуемость поведения на бумаге и, соответственно, больший простор для творчества.
Производителей, выпускающих качественные акварельные краски довольно много – и отечественные и зарубежные бренды. «Royal Talens», «Winsor & Newton», «Невская палитра», «Гамма», «Schmincke», «Mijello» и другие.
Тут уж каждый художник сам решает, какую акварель выбрать, ориентируясь на свои ощущения и на размер кошелька. Качественная профессиональная акварельная краска, к сожалению, не может стоить дёшево, хотя отечественные краски намного доступнее импортных.

Ученические и профессиональные художественные краски, помимо качественных составляющих, удобны ещё и тем, что на упаковках подписаны названия цветов. Это помогает сориентироваться в своей палитре, например, при онлайн обучении, когда преподаватель озвучивает, какой оттенок необходим в том или ином случае. Но важно помнить, что у разных производителей и названия и пигментный состав могут отличаться, поэтому читаем этикетки и делаем выкраски.
Дешифровщик
Как мы выше сказали, на этикетках художественных красок производители часто пишут пигментный состав того или иного оттенка. Это здорово помогает и начинающим и профессионалам не ошибиться в том, какие краски выбрать для рисования и как их сочетать между собой. Знание того, из каких пигментов состоит та или иная краска, позволит избежать грязных оттенков и неожиданных результатов при смешивании цветов.
Каждому пигменту присвоен буквенный и цифровой код. Например, запись PY3, PG7 означает, что в краске использованы два пигмента – жёлтый №3 и зелёный №7. Буквы – это аббревиатура от английских слов Pigment и название цвета – Yellow, Green, Violet и так далее. Для начинающих художников лучше выбирать монопигментные акварельные краски, поскольку они лучше смешиваются между собой, дают яркий чистый цвет и прозрачность. Например, опять же у бренда «Малевичъ» в ассортименте есть набор из 12 монопигментных акварельных красок в металлическом пенале – практически идеальный вариант для того, чтобы подружиться с акварелью.
Так же в некоторых описаниях встречается буква G – это означает, что после высыхания краска даёт грануляцию – неравномерное оседание более крупных частиц пигмента на бумагу. Красочный слой получается неоднородным, зернистым – пигмент может выпадать хлопьями или мелкими песчинками. Например, у бренда «Белые ночи» есть целая серия гранулирующих акварельных красок разных оттенков. Если знать про грануляцию заранее, то это свойство можно эффектно использовать в работе.

Изучаем пиктограммы
Помимо цифровых и буквенных обозначений пигментного состава на этикетке можно найти таинственные звёздочки и квадратики. Разберёмся, что они означают.
Звёздочки * или плюсики + – светостойкость. Чем больше звёздочек, тем выше светостойкость – их может быть от одной до пяти. Работе, выполненной светостойкими красками не страшны солнечные лучи – она будет радовать зрителя более 100 лет. Этот показатель важен для тех, кто планирует выставочную деятельность, рисует картины на продажу или просто развешивает свои работы на стенах без защитного стекла. При выборе акварели для учебных работ или зарисовок в скетчбуке на светостойкость можно не обращать внимания.
Квадратик – укрывистость краски. Этот показатель гораздо важнее светостойкости. Если квадратик незакрашенный – краска прозрачная, а если чёрный – красочный слой будет плотным, укрывистым. Наполовину закрашенный квадратик обозначает полупрозрачную краску. Например, акварель, содержащая в составе белый пигмент (PW) чаще всего непрозрачная и промаркирована чёрным квадратиком. Всё просто;)
Треугольник – символ, обозначающий окрашивающую способность краски. Некоторые пигменты глубоко проникают в структуру бумаги и окрашивают её так, что протереть краску до белого листа будет невозможно. На этикетке к такой окрашивающей акварели треугольник будет закрашен чёрным цветом. Чёрно-белый треугольник обозначает полуокрашивающую краску, а белый, соответственно, - неокрашивающую. Этот показатель обязательно нужно учитывать, если в работе хочется высветлять участки именно протиранием красочного слоя. Если нет уверенности, что получится полностью убрать пигмент с бумаги, лучше воспользоваться маскирующей жидкостью.

По форме и содержанию
Акварельные краски выпускаются в нескольких форматах упаковки, поэтому выбираем акварель исходя из своих целей и предпочтений:
Кюветы – акварель в такой упаковке находится в твёрдом состоянии, и её необходимо перед работой размачивать водой. Акварель в кюветах может храниться годами и не терять своих свойств. Несомненным плюсом является то, что краска в кюветах очень экономно расходуется.
Это идеальный выбор акварели для начинающих, но к ней, как и к любому другому материалу, нужно приноровиться – например, потребуются усилия, чтобы набрать насыщенный тон, перенося кисточкой краску на палитру в несколько заходов. Она продаётся как в наборах, так и поштучно – можно, например, заменить какие-либо цвета в готовом наборе или докупить те оттенки, которые закончились раньше других.
Так же приобретение кювет поштучно даёт прекрасную возможность попробовать акварель разных производителей и не платить за «лишние» цвета – например, в наборах практически всегда присутствуют акварельные белила, которые крайне редко используются в работах. Считается, что в классической акварельной живописи белый цвет – это только бумага.
Для тех, кто любит самостоятельно собирать палитру, продаются отдельно пеналы под кюветы, которые помимо всего прочего удобно брать с собой, например, на пленэр или в путешествие.

Тубы – акварель в тюбиках по консистенции похожа на зубную пасту. Она уже готова к работе – нужно только выдавить на палитру немного краски и начать рисовать. Если есть необходимость получить более светлый оттенок, нужно просто добавить небольшое количество воды. Огромный плюс акварели в тубах в том, что краски всегда остаются чистыми, в отличие от кювет, в которых часто образуется грязь, даже если тщательно промывать кисточку после каждого цвета. Краска в тубах более пигментирована, поэтому получить яркий насыщенный цвет гораздо проще, чем с акварелью в кюветах.
Акварель в тубах прекрасно подходит для больших форматов или масштабных заливок. Однако в работе с такой формой акварели тоже есть свои нюансы. Например, начинающим художникам бывает сложно рассчитать необходимое количество краски, которое нужно выдавить, и излишки просто засыхают на палитре – информацию о том, можно ли такие краски использовать дальше, размочив водой, стоит искать у производителей.
Так, например, акварель в тубах «Белые ночи» подходит даже для заполнения пустых кювет, а акварель «Малевичъ» не предназначена для хранения вне тубы. Так же могут быть сложности с перенесением краски на бумагу. Поскольку акварель из тубы может неравномерно набираться на кисть, нужно приноровиться к ней, чтобы не образовалось сгустков и клякс.

Банки – наиболее известная жидкая акварель «Ecoline» от именитого бренда «Royal Talens», разлитая по стеклянным баночкам. На просторах Интернета можно найти ещё более дорогую жидкую акварель производителя «Dr. Ph. Martin’s» под названием «Hydrus». Особенностью этого вида краски является удивительная насыщенность и одновременно прозрачность цвета. Добывать краску из баночки лучше специальной пипеткой, чтобы случайно не занести кисточкой другой пигмент. Так же стоит отметить, что жидкая акварель очень плохо отмывается от поверхностей и почти не отстирывается.

Карандаши – про акварельные карандаши есть отдельный урок «Как рисовать акварельными карандашами для начинающих», поэтому не будем заострять внимание на данной форме акварели.
Каждый художник выбирает материалы, исходя из своих целей и предпочтений, методом проб и ошибок. Надеемся, что этот урок был полезен, и начинающим мастерам стало немного понятнее, как выбрать акварельные краски для рисования и на какие критерии стоит обращать внимание, чтобы ошибок было меньше.