Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Техника и способы рисования углем для начинающих

Уголь, пожалуй, самый древний художественный материал, не утративший актуальности до сих пор.


Чтобы понять, как рисовать углём, давайте для начала разберёмся, что это за материал и каким он вообще бывает.

Каким углём рисовать

Художественный уголь выпускается в трёх разных формах:


Древесный уголь – самый простой материал, который даже можно сделать

самостоятельно. Это обожженные при высоких температурах и без доступа

кислорода древесные веточки – чаще всего - ивовые. Угольные палочки хрупкие и при сильном нажиме крошатся. Они отличаются более светлым, чем у

прессованного угля, тоном. Рисунок, выполненный таким угольком, легко

смахивается простой салфеткой – его можно полностью стереть.


Прессованный уголь – изготавливается в виде брусочков квадратной или

цилиндрической формы из угольного порошка и связующего растительного клея. Они различаются по твёрдости – как и графитовые карандаши – чем мягче

материал, тем насыщеннее и ярче он оставляет след. Прессованный уголь сложнее удаляется с поверхности рисунка и при стирании оставляет грязь.


Угольные карандаши – грифель таких карандашей сделан из того же прессованного угля, но заключён в деревянную оболочку. Угольные карандаши так же отличаются по твёрдости – чем твёрже, тем бледнее след они оставляют. Несомненным плюсом является то, что не пачкаются руки, но плата за это – невозможность рисовать плашмя, закрашивая большие области рисунка. Зато они незаменимы в работе над мелкими деталями.


Лучше запастись всеми вариантами угольков, чтобы использовать их на разных этапах работы.

Материалы для угольного творчества

Для того, чтобы рисовать углём не нужно много материалов. Кроме самого

художественного материала нам потребуются:


Бумага – подбираем плотную и немного шероховатую бумагу. За гладкую

частицам угля просто не зацепиться и рисунок будет осыпаться.


Ластик и клячка – незаменимые инструменты при работе с углём. Клячка позволяет высветлить тон или убрать лишние штрихи практически бесследно.


Её особенность в том, что ей можно придать любую форму. Клячкой не работают как обычным ластиком – нужно не стирать изображение, а как бы промакивать те места, откуда убираем тон.


Растушевки – можно приобрести готовые изделия, а можно сделать

самостоятельно, скрутив разные по диаметру трубочки из газетного листа или

салфеток. Так же подойдут обычные ватные диски и палочки.


Фиксатив – к сожалению, уголь крайне нестабильно ведёт себя на бумаге и

рисунок может смазаться или вовсе осыпаться. Чтобы сохранить свою работу, её

нужно обязательно зафиксировать. 


Для этого можно приобрести в художественном магазине специальный спрей-фиксатив, а можно взять простой лак для волос сильной фиксации – эффект будет ничуть не хуже. Фиксатив следует наносить с расстояния 30-40 сантиметров. 


Если работа не очень большая, то лучше её положить горизонтально и пшикать не прямо на неё, в сбоку, чтобы облако лака просто осело на рисунок. Не забываем дать работе высохнуть и аккуратно проверяем пальцем, всё ли закрепилось. Если изображение ещё размазывается, повторяем манипуляции с фиксативом.


Кусочек мелкой наждачной бумаги для заточки угольков.

Техники рисования углём

Уголь – это потрясающий материал. Любые ошибки можно исправить. Яркость и

насыщенность цвета контролируются силой нажима.


Углём можно рисовать как карандашами, проводя тонкие линии и делая штриховки. Получаются чёткие графичные изображения.


Чтобы нанести тон на большую площадь, угольные палочки кладут плашмя. Растушевав штрихи можно добиться сходства с чёрно-белой фотографией.

А можно сделать тёмный фон и прорисовать изображение, высветляя тон с помощью клячки.


При комбинировании различных способов рисования углём, можно достичь невероятно красивых эффектов.


В графике важно передать тональность пятен, поскольку в монохромной работе переходы от света к тени имеют основополагающее значение.

Рисование углём для начинающих

Новичкам стоит начинать своё знакомство с этим материалом с простых сюжетов. Можно попробовать нарисовать, например, зимний пейзаж. Пусть это будет небольшая полянка с лесным массивом на втором плане.

Как поэтапно рисовать углём?

Очень просто. Для начала возьмём мелок из натурального угля плашмя и легко затонируем лист бумаги. После этого растушуем фон салфеткой и снова заштрихуем. Снова растушёвываем. Бумага становится приятного серого цвета,

необязательно равномерного.


В угольной графике необязательно начинать рисовать сверху – рисунок постоянно растушёвывается, дополняется и изменяется. После того, как фон затонировали, наметим горизонт ниже середины листа.


Выше линии горизонта грубыми штрихами обозначаем лес с верхушками деревьев. Затем растушёвываем – должно получиться тёмное пятно, по очертаниям похожее на лесной массив.


Возвращаемся к небу и подштриховываем верхнюю часть, ведь по законам перспективы, чем дальше от нас небо, да и вообще любые предметы, тем светлее. Стараемся сделать плавный тоновый переход. Тщательно растушёвываем все штрихи. Можно салфеткой протереть более светлое круглое пятно – солнце.


В лесу ближние деревья должны быть прорисованы более детально – изображаем тёмные стволы и ветви. На этом этапе можно взять прессованный уголь, чтобы получить более насыщенный тон. Те деревья, которые просвечивают в гуще леса менее тёмные и чёткие. Чем дальше от нас, тем более размытыми становятся их силуэты.


Затемняем участок около леса, ведь от деревьев падает тень. Если солнце получилось практически над лесом, то тени должны быть длиннее и гуще.

На самой полянке намечаем кустики засохшей травы и тени под ними. На дальнем плане их растушёвываем, а на переднем – оставляем отчётливые штрихи. 


Первый план, для большей детализации, можно проработать угольными карандашами. Клячкой осторожно убираем тон там, где должен лежать снег – делаем белые «шапочки» на траве, ветках деревьев. Так же высветляем места, где могут быть солнечные блики.


Если на нашей полянке есть кочки, то не забываем рисовать под ними тени –

ориентируемся по солнцу – тень всегда падает с противоположной стороны от света.


Окидываем свою работу критическим взглядом и, если всё устраивает, то закрепляем фиксативом и оставляем подсыхать.

Хранить работы, выполненные углём, желательно под стеклом. Если нет желания оформлять рисунки в багетной мастерской, то хотя бы храните их в альбоме с проложенной между листами калькой, чтобы избежать трения.


Рисуйте как можно чаще и постепенно усложняйте поставленные задачи, ведь нет предела совершенству.

Записаться на курс 

Дарья Остапенко, рисунок
Возрастные руки
Дарья Остапенко, рисунок
Эстетика обнаженного тела (18+)

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2023

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›