Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Стили и направления в изобразительном искусстве

С тех пор, как человек впервые взял в руки уголёк и провёл линию на каменной стене своей пещеры, прошло немало тысячелетий. За этот огромный промежуток времени примитивная наскальная живопись переросла в искусство. Каждая веха в развитии характеризуется какими-то своими ключевыми особенностями и признаками.

Примечательно, что эволюция изобразительного искусства стремительно набирала обороты. Например, в эпоху античности в течение нескольких веков не было каких-то резких перемен в технике и тематике изображений – в основном античность воспевает красоту человека и природы.

А на рубеже XIX-XX веков стили и направления в искусстве возникали буквально один за другим, всё больше эпатируя публику и отдаляясь от реализма. К сожалению, образцы античных живописных полотен не сохранились до наших дней, но мы можем судить об этой культуре по фрагментам фресок, скульптурам и даже по росписи на глиняной посуде.

Пожалуй, охватить все стили и направления в изобразительном искусстве в рамках одной статьи невозможно, поэтому давайте разбираться, какие основные течения главенствовали на том или ином этапе развития искусства в целом.

Записаться на курс

Виктория Акулова
Наброски обнаженной натуры
25 июля — 24 августа
Виктория Акулова
Акварель по-сырому. Цветы
25 июля — 24 августа
Виктория Акулова
Эмоциональная акварель
25 июля — 24 августа
Виктория Акулова
Акварельные вершины Новинка
25 июля — 24 августа

Искусство Средних веков

Раннее Средневековье начинается с краха Римской Империи и приходится на V-XII века н.э. Начиная с X века, в Европе культурными центрами становятся монастыри, что, разумеется, наложило отпечаток и на творчество художников. Наиболее широко изобразительное искусство того времени представлено книжными миниатюрам и фресками.

В начале XI века в Европе развернулось каменное строительство – возводилось множество построек в стиле, который впоследствии назовут романским, поскольку в них просматриваются элементы римской архитектуры. Строили и рыцарские замки, и монастыри, и церкви – романские здания, даже культовые, в основном похожи на крепости с массивными стенами и узкими окнами. Внутри они украшались фресками и ткаными коврами с изображениями сложных батальных сцен или мифических животных, а снаружи – ярко раскрашенными скульптурными рельефами. Пожалуй, одним из самых масштабных художественных работ романской эпохи можно назвать ковёр из Байё. Он вышит на полосе ткани длиной целых 70 метров, а шириной всего 50 сантиметров! На этом ковре изображены сотни персонажей и отражены самые разные сферы жизни людей того времени.

В конце XII века романский стиль плавно перерос в готический. В большей степени это прослеживается в архитектуре – грандиозные и при этом воздушные готические соборы любой узнает с первого взгляда. Часто они украшены цветными витражами – этот вид изобразительного искусства невероятно эволюционировал в готическую эпоху. В стенах монастырей монахи по-прежнему переписывали книги и украшали страницы искусными миниатюрами, отличавшимися особенной яркостью цветов и сложными многоплановыми сюжетами.


Готическую живопись можно узнать по нескольким признакам:

  • вытянутые фигуры,
  • цветной фон,
  • полное отсутствие глубины пространства и теней. 

Ренессанс

Следующая эпоха развития искусства приходится на XIV-XVI века и называется Ренессанс или эпоха Возрождения. В это период активно развивается торговля, появляются мануфактуры, набирают силу города. Все эти изменения не могли не отразиться и на искусстве. Художники эпохи Ренессанса стали заниматься анатомией, археологией, математикой, черпали вдохновение в наследии античной культуры.

Изобразительное искусство всё больше приближалось к реальности. Был научно обоснован закон перспективы, родоначальником которого считается Джотто. В его работах появляется пространство и дальний план.

В связи с постепенным освоением перспективы, в эпоху Ренессанса набирал популярность такой жанр изобразительного искусства как пейзаж.

Стоит отметить отдельное «ответвление» в развитии искусства – нидерландское Возрождение, относящее к XV-XVI векам. Живопись этого периода не перекликается с античностью и в нём больше чувствуется влияние готики. Самыми яркими представителями раннего нидерландского Возрождения являлись братья Ян ванн Эйк и Хуберт ванн Эйк, жившие и творившие на рубеже XIV-XVвеков. Художники искусно используют перспективу, наполняя свои работы воздухом и светом. Они старались писать яркие и сочные изображения, и даже усовершенствовали технику масляной живописи, которую впоследствии назвали фламандской манерой.


В конце XV века в Нидерландах наступает очень напряжённый период с кострами инквизиции и «завоевательскими» интересами соседей. В это страшное время работал, пожалуй, самый загадочный художник за всю историю искусства – Иероним Босх, имя которого слышал, пожалуй, каждый. Его картины бесконечно далеки от работ мастеров итальянского возрождения, воспевающих красоту человека и природы. Они заселены самыми разнообразными чудовищами и отражают людские пороки во всех их проявлениях.

Барокко

В конце XVI века Ренессанс плавно перетекает в барокко. Светлые и уравновешенные образы итальянского Возрождения сменяются беспокойными, тёмными и зачастую трагичными. Торжественность и вычурность, яркие краски и динамичные сюжеты – вот основные характеристики стиля барокко, главенствующего в европейском мире искусства до XVIII века.

Классицизм

Классицизм как художественное направление в изобразительном искусстве кардинально отличается от своего вычурного предшественника строгостью и гармонией. Классическая живопись снова обращается к античности. Особое внимание уделяется светотени, перспективе и выверенной композиции.

Реализм

Название этого направления в живописи говорит само за себя. Художники-реалисты изображали на своих полотнах жизнь, как она есть, перенося реальность на свои полотна практически без изменений.

Импрессионизм

В XIX веке зародилось необычное направление в изобразительном искусстве – импрессионизм. Художники-импрессионисты часто работали на пленэрах и старались запечатлеть реальный мир в его мимолётности и воздушности. Работы импрессионистов отличают лёгкие, казалось бы, разрозненные мазки, ощущение движения воздуха. К наиболее известным художникам этого направления можно отнести Моне, Ренуара, Дега.

Безумный XX век

Жизнь ускоряется, развивается наука и промышленность, назревают социальные конфликты. Творческая богема не может оставаться в стороне, поэтому в XX веке, как грибы после дождя, возникают всё новые и новые виды направлений в изобразительном искусстве. Они вспыхивают то тут, то там, отражая реакцию художников на ситуацию в обществе.

Модернизм

Различные направления в искусстве конца XIX-начала XX веков объединяют в одно ёмкое понятие – модернизм. Основная мысль модернизма в отрыве от реализма и показ не окружающей действительности, а эмоций и переживаний автора. Сюда входят такие наиболее узнаваемые стили как:


Экспрессионизм – работы экспрессионистов отличаются депрессивностью и плоскостью пространства. Часто изображаются искажённые формы.


Кубизм – название направления говорит само за себя – все окружающие предметы передавались художниками-кубистами через геометрические формы.


Абстракционизм – абстрактные картины вызывают эмоции не с помощью какого- либо сюжета, а посредством сочетания цветов, линий или форм. Абстракционизм популярен до сих пор и множество современных художников работают в этом стиле.


Сюрреализм – самым ярким примером сюрреализма, конечно можно назвать полотна Сальвадора Дали. У многих при упоминании сюрреализма возникают ассоциации именно с его именем.

Авангардизм

В начале XX века наряду с модернизмом образовалось новое направление в искусстве – авангардизм, которое, однако, включило в себя и экспрессионизм, и абстракционизм и другие разновидности модернистского искусства. Считается, что модернизм просто более ёмкое понятие и поэтому, в некоторых источниках, эти направления даже не разделяют между собой.

Наиболее известными художниками-авангардистами можно назвать, конечно, Наталью Гончарову, Эдварда Мунка, Казимира Малевича, Василия Кандинского.

Поп-арт

В середине XX века сформировалось новое направление в живописи – поп-арт, которое оказало огромное влияние на развитие рекламы. Яркие краски, броские сюжеты, плакатность – вот признаки поп-арта. Портреты Мэрилин Монро Энди Уорхола, пожалуй, самые известные примеры работ в этом стиле.

Оп-арт

Во второй половине XX века возникло так называемое оптическое искусство, основанное на создании оптических иллюзий с помощью различных геометрических узоров, сочетания цветов и форм.

Мы рассказали, какие основные направления в изобразительном искусстве возникали разные исторические периоды, и какие особенности у каждого из них. Существует ещё великое множество мелких ответвлений главных направлений и стили, которые просуществовали совсем не долго и практически не оставили своего следа в истории. Многие художники не ограничивают себя каким-либо одним жанром и стилем изобразительного искусства, поэтому, зачастую, невозможно определить, к какому направлению отнести ту или иную работу. Не стоит расстраиваться, если не получается классифицировать произведение искусства, ведь важно не то, к какому направлению оно относится, а то, какие эмоции вызывает у зрителя.

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2023

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›