Поделиться в социальных сетях
«Я в детстве не научился, а теперь уже поздно», «да куда мне, в мои-то годы», «раньше надо было начинать» — если ваши мечты о том, чтобы стать художником, разбиваются о подобные мысли, то этот материал именно для вас.
Каждый день мы учим тысячи взрослых людей делать первые шаги в изобразительном искусстве и не перестаем удивляться заметному прогрессу. Так почему многие считают, что им уже поздно начать свой творческий путь? И как с этим бороться?
Опытом делится Мария Покровская,
преподаватель Школы Рисования Вероники Калачевой.
Почему мы не рисуем, как в детстве?
Практически все дети обожают рисовать. Красками, карандашами, мелками, на листах, на заборах, на асфальте. Днем и ночью девочки и мальчики готовы творить. Но стоит им подрасти, и этот запал исчезает. Если попросить взрослого человека нарисовать что-нибудь, он тут же станет задавать вопросы — что именно надо рисовать, зачем, почему, а закончит, скорее всего, признанием в том, что рисовать не умеет.
Взрослые стремятся все анализировать, поэтому тратят очень много времени не на сам процесс созидания, а на мысли о нем. Дети относятся к жизни проще и с легкостью рисуют все, что приходит им в голову. Что еще мешает этой внутренней свободе?

«Так как я общаюсь чаще всего с профессионалами в области изобразительного искусства, архитектуры, дизайна и с абитуриентами, я с уверенностью могу сказать, что вот этому инстинкту и желанию просто творить мешает осознание коммерческой стороны этого процесса. Желание быть успешным, желание сделать работу, которая станет популярной и принесет доход, — это стремление взрослого человека очень мешает истинному искреннему процессу творческого раскрытия. Мало кто рисует просто для удовольствия.
Когда я наблюдаю за своим ребенком, например, — хотя она еще очень маленькая, ей сейчас 1 год и 9 месяцев, — я вижу, что она не думает об этом. О том, что ее работа может не понравиться, о том, насколько ее рисунки красивые, о том, что ее за это кто-то может похвалить. Она либо хочет рисовать, либо нет. И если хочет, то просто тянется к какому-то материалу: сегодня ей хочется чего-то цветного, а завтра она берет в руки уголек. Иногда ее не остановить, а иногда она подолгу не подходит к бумаге или стенам — у нас сейчас процветает настенная живопись как раз. Я знаю, что дети всегда следуют за материалом, они рисуют так, как им подсказывает выбранный инструмент. Линии, касания, пятна — дети интуитивно подбирают все это, чувствуя материал. Выходит это, как правило, стильно и очень свободно.
Интересно, что ребенку не нужно объяснять, что такое пятно, что такое свободное касание, спонтанная линия. Моя дочь, к примеру, просто наслаждается процессом. А взрослых учеников как раз очень часто бывает трудно убедить, что зачастую именно спонтанная линия может получиться просто обалденной — живой, с характером. Дети не боятся совершать ошибки, а взрослые слишком много думают о том, что все должно быть выполнено правильно. Это мешает заметить, что-то случайное, неподготовленное может оказаться очень стильным. Рисунки и скетчи выглядят намного более живыми и привлекательными, когда они не вымученные, а созданные свободно и быстро».
Где прячется муза?
В поисках вдохновения самое главное — эффективность. Если способ работает, если он дарит вам силы и желание создавать что-то прекрасное, если дает вам импульс, значит, вы все делаете правильно.
Кто-то подолгу медитирует над чистым листом, кто-то отправляется на природу подальше от шумного города, а кто-то бесконечно всматривается в чужие шедевры в поисках вдохновения. Но можно ли ускорить визит музы?

«Скажу честно, я в последнее время редко занимаюсь живописью для
себя: чаще всего это либо работы для конкурсов, либо заказы, либо рисунки в подарок, либо часть педагогической деятельности. Поэтому для меня муза — понятие, от которого я в некоторой степени свободна. Зато у меня есть понятие «дедлайн», и поставленные сроки меня действительно вдохновляют, я могу на одном дыхании в течение дня или ночи создать полноценную работу от начала до конца, особенно, если это масло, — мне нужно буквально в один присест это сделать. Я подхожу к листу или холсту и отхожу только тогда, когда работа закончена, даже на еду не прерываюсь.
Мне кажется, что муза с нами всегда, ее просто нужно разбудить. И я верю, что аппетит приходит во время еды, поэтому начинающим художникам, которые не очень уверены в своих силах и в том, что все получится как надо, я рекомендую просто начать.
Конечно, очень важно, чтобы был удобный материал, чтобы была комфортная обстановка — чтобы дети не кричали, чтобы никто не отвлекал, чтобы играла любимая музыка и, может, стоял рядом бокал вина. Но важнее — просто начать.
Вдохновение, азарт, раж, когда ты забываешь поесть, попить, отдохнуть, проверить ленту в фейсбуке или инстаграме, появляются в процессе. И это касается любой работы, в том числе связанной с искусством. Просто начинаем, затем расслабляемся и увлекаемся процессом».
Раскрепоститься и расслабиться, по словам Марии, помогает работа над техникой рисования и ориентирование на великих мастеров. На своем
Изучение фактур стоит в расписании раньше, и на этом занятии ученики работают углем безо всяких ограничений, главная цель — создать реалистичную фактуру. Но для начала каждый начинающих художник должен описать ее для себя тремя словами. Например, земля — рыхлая, темная и хаотичная. Описав ее таким образом, новичку становится гораздо проще рисовать. Это упражнение может пригодиться и вам.
На другом уроке ученики делают репродукции картин Ван Гога углем, прочитывая его живопись через графику. За полтора месяца
Искусству все возрасты покорны
Многие неуверенные в своих силах новички ссылаются на возраст. Им кажется, что детям освоить что-то новое гораздо легче, а взрослому человеку начинать уже поздно. Даже если речь идет о мечте научиться рисовать.
Но на самом деле история знает немало вдохновляющих примеров людей, которые однажды решили все изменить. И стали очень успешными в своей области. Среди художников таких громких имен тоже хватает.

«У меня было огромное количество учеников и в студии, и онлайн, при этом я всегда преподавала взрослым. Некоторые мои ученики намного старше меня. Конечно, чем ты взрослее, тем сложнее решиться на
В общей сложности я поработала уже почти с тысячей учеников, и я видела
невероятный прогресс всего за полтора месяца курса. Я не знаю таких людей, которые прикладывали бы усилия, прислушивались к советам педагогов и учились, но при этом не видели результатов. У каждого получается раскрыться, найти свой личный почерк, отразить свой художественный темперамент.
И это самое главное — индивидуальность. Не нужно стремиться походить на



Конечно, меня убеждает в том, что все возможно, пример моих учеников. Взрослые люди рассказывают мне, что раньше боялись белого листа, а теперь раскрепостились, обрели уверенность и научились рисовать.
Они осваивают новые техники, они берут с собой в дорогу материалы, они не боятся дарить свои работы, они решаются рисовать портреты для знакомых.
Многие известные художники начали рисовать в зрелом возрасте. Это Кандинский, Гоген, Шагал. У последнего вообще была интересная история.
Марка Шагала постоянно выгоняли из всех школ и университетов, потому что считали, что он бездарность. В его работах были искаженные пропорции, утекающие формы и линии, художник попросту не вписывался в формат. В итоге он стал основателем собственного стиля, направления, своей школы, и сегодня мы знаем его как великого мастера.
А Василий Кандинский начал свой творческий путь после 30 лет, будучи юристом. Он полностью изменил свою жизнь, стал одним из основоположников абстракционизма, преподавателем в Баухаусе. Такие примеры всегда вдохновляют.
Слушайте свое сердце и прислушивайтесь к комментариями преподавателей, которые хотят, чтобы вы получили максимум от своих возможностей, чтобы вы раскрыли свой потенциал. Все в ваших руках, просто верьте в себя и получайте удовольствие от того, чем занимаетесь. Не ждите, что первая же работа станет шедевром, но продолжайте рисовать и совершенствоваться».
Раскрываем потенциал
Внутри каждого из нас живет ребенок. А значит, и смелый свободный художник, постоянно готовый творить! Пробудить его — только половина дела, вторая половина — воспитать в нем понимание о красоте. Как это сделать и развить у себя эстетический вкус?

«Всем начинающим художникам важно, кроме навыков и вдохновения, иметь насмотренность. Больше ходите на выставки, чаще смотрите альбомы других художников, имейте такое портфолио предпочтений. Собирайте и группируйте все, что вам нравится. Это помогает сформировать собственный вкус. Фотографии, кино, музыка, живопись, мода, реклама.
Если вы любите графику, чаще обращайтесь к графическим шедеврам великих. Это помогает поднять свое чувство прекрасного на определенный уровень, задать ориентир и совершенствоваться в собственных работах. Если даже вы не делаете
копии шедевров, а только смотрите на них, вы растете как художники. Ваше эстетическое восприятие развивается, а руки потом обязательно догонят то, что уже усвоила голова.
Например, я всегда очень любила минималистов. Это высший пилотаж в искусстве! Я люблю Эльсфорда Келли, Дениса Хоппера, Марка Демстедера, из акварелистов — Дина Митчела. Из современных российских художников я в полном восторге от Владимира Семеновского и Дианы Воубы. Из классиков предпочитаю графику Серова и Врубеля, обожаю Джорджио Моранди.
За вдохновением (и просто из любопытства) я часто хожу в инстаграмы крупных международных галерей и музеев — я подписана на 100 или более разных аккаунтов — или в профили на pinterest. Очень люблю коллекции The Getty Center LA и музея Del Prado в Мадриде. Из отечественных предпочитаю Третьяковку на Крымском валу и Гараж, ГРАУНД Песчаная и галерею Триумф, а также живопись ТАФ.
У нас на курсах есть уроки, на которых мы рисуем в стиле мастеров,
перерисовываем интересные работы. Это не просто бездумное копирование, мы анализируем манеру художника, таким образом учимся его методикам, технике, перенимаем опыт. На мой взгляд, начинающим живописцам полезнее рисовать как раз с картин и скетчей, а не с фотографий».
Чем вдохновляются художники?
Если вы уже обошли все выставки в городе и натренировались работать в стилях разных художников, а муза еще не пришла, попробуйте взглянуть на проблему шире. Вдохновение рождается там, где у нас появляются эмоции и чувства. Задумайтесь о том, что может запасть вам в душу, и старайтесь почаще контактировать с источником своей энергии.
Яркие альбомы и масштабные полотна помогут вам развить вкус, но роковой импульс вам может подарить

«Так как я по сути портретист и позиционирую себя как художник-портретист, меня очень вдохновляют красивые люди. Причем не всегда анатомически, физиологически. Меня вдохновляют именно необычные люди, примечательные, интересные чем-то. Глубокий взгляд, интересная мимика, харизма, общий образ какой-то. Когда я вижу таких людей, у меня в голове что-то активизируется, картотека начинает работать, этот образ добавляется в копилку, а потом я к нему возвращаюсь. Мои прекрасные красивые друзья тоже меня очень вдохновляют, моя семья.
И, конечно, музыка. Думаю, нет такого человека, которого бы
не вдохновляла музыка. Она в нашей природе. Например, работы современных композиторов — Макса Рихтера, его музыка погружает меня на какие-то глубины моей души. Я очень люблю работать — с архитектурой, дизайном, брендингом, изобразительным искусством, с чем угодно — под его музыку. Очень рекомендую послушать!»
А еще у Марии есть три совета для художников.
Она следует им сама и рекомендует делать то же самое всем своим ученикам:
1.
Вспомните, кем вы были, о чем думали, о чем мечтали. Вспомните, кто вы на самом деле, потому что в детстве — это настоящие вы. Суровая жизнь, конечно, нас заставляет закапывать ранимую детскую душу глубоко внутрь себя, но это то, что не исчезает, нужно это откопать.
2.
Вы не фотоаппарат, вы художник. Вы смотрите на мир
3.
И не расстраивайтесь, если с первой попытки у вас не получается изобразить то, что у вас в голове. Чтобы научиться достоверно переносить свои идеи на бумагу, нужно много тренироваться, практиковаться.
Простой и быстрый урок раскрепощения
от Марии Покровской
От теории — к практике! Пришло время попробовать свои силы в рисовании и научиться высвобождать творческий потенциал. Небольшое обучающее видео от Марии Покровской позволит вам создать собственный шедевр. Смотрите, пробуйте и делайте первые шаги в искусстве вместе с нами. ;)
Если одного урока вам мало, пройдите весь
И не забудьте поделиться своими работами в комментариях!
Ждем ваши работы в комментариях!
Делитесь своим творчеством ;)
Поделиться в социальных сетях
Оставьте свой комментарий
авторизуйтесь
За то, что я помочь ему не мог,
За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков...
Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983.
Because of its privacy settings, this video cannot be played here.
Мария, слушала ваши открытые уроки, я в восторге. Талантливых людей много, а у вас ещё и дар преподавания. Огромнейшее спасибо вам.:relaxed: