Как использовать хрупкую пастель? Какую мебель выбрать для хранения материалов? И почему художникам стоит задуматься об организации мастерской на кухне?
Наш педагог, Елена Таткина, рассказывает о своем рабочем месте и делится профессиональными секретами в блоге ;)
Творческая кухня
Когда мы проектировали нашу квартиру, моей основной деятельностью была компьютерная графика. Соответственно, рабочее место мы запланировали именно под нее. Небольшой кабинет, достаточно темный, в котором размещен стол, компьютер, планшет, специализированная техника. Мне в нем было всегда очень уютно и удобно работать за компьютером, но к рисованию это отношения не имеет.
Последние лет 5 я практически не занимаюсь компьютерной графикой и все больше и больше рисую, но место уже было занято, и для рисования отдельного пространства не хватало. Мои художественные материалы определили его сами.
Основой моего рабочего места оказался четырехэтажный икеевский стеллаж, который стоит в кухонной зоне. Там кафельный пол, нет мягкой мебели, что очень важно, когда ты рисуешь пастелью. После работы мне достаточно запустить пылесос на несколько минут или протереть пол, и никакой пыли не будет. Кафель в этом смысле очень удобен.
Сначала я заприметила этот стеллаж, чтобы делать на нем натюрмортную постановку. Очень удобно, одна из полок как раз на уровне глаз. Я поставила в эту зону направленный свет, стало еще удобнее, поскольку пространство достаточно изолированное. Здесь я ставила натюрморты, и потихоньку сюда начали переползать остальные мои материалы. Сначала на стеллаже закрепились драпировки, поскольку я делала здесь натюрморты. Потом — пастель, поскольку я рисовала и сразу складывала ее сюда. Потом уже в сторонке стали стоять планшетики, чтобы их было удобно брать.
Поскольку я делала постановки часто, на верхней полке стали размещаться различные натюрмортные предметы, так называемый натюрмортный фон: сухие травки, красивые баночки. Я периодически наводила порядок, разносила все по местам, но в конце концов все предметы вновь оказывались на этом стеллаже. Мне пришлось принять волевое решение и обозначить его как место для хранения моих художественных материалов.
Но одного стеллажа мало для создания рабочего места. Нужна еще какая-то поверхность, на которой было бы удобно работать. Рядом со стеллажом как раз стоял кухонный стол. Он у нас круглый, потому очень удобный. Есть доступ к любой точке на поверхности, можно разложить много материалов, что очень актуально, когда я готовлюсь к мастер-классу, и мне нужно разложить все наборы пастели, все инструменты, все работы.
Кроме того, рядом со стеллажом светло, естественное освещение держится достаточно долгое время. Если речь о небольших работах, я рисую их с планшетиком на кухонном столе. Если же работы формата А3 и больше, я использую мольберт.
Мольберт на самом деле очень важен для художника, с ним можно рисовать сидя, можно рисовать стоя. Самое главное — я не привязана к одному месту, могу подойти, отойти, посмотреть со стороны, примериться. Мне вообще нравится оставить свою работу незаконченной на мольберте, ходить мимо нее, смотреть на нее, дорисовывать в уме, что-то додумывать, глядя на нее, а потом уже доводить. Для меня это очень важный момент в процессе работы над картиной.
Если работы маленькие, мне гораздо удобнее использовать небольшой планшет на том же кухонном столе или даже на коленях. Есть, конечно, настольные мольберты, но для небольших работ это неудобно. Гораздо комфортнее, когда ты можешь рисунок повернуть, подвинуть, посмотреть на него со всех сторон, плюс прорисовать достаточно мелкие детали.
Кухня находится далеко от спален, от детской, соответственно, когда все спят, я могу остаться наедине с собой, сосредоточиться и вести работу. Безусловно, у меня есть, как, наверное, у любого художника, мечта о большой мансарде. У меня уже есть в планах это: большая, просторная, светлая мансарда в нашем доме, где будет и стол, и стеллаж, и мольберты, и софиты, и огромная коллекция инвентаря, но в принципе, чтобы рисовать, это не требуется. Это не обязательные условия. Достаточно небольшого уголка, где все будет удобно размещено, где есть свет, где вы можете чувствовать себя сосредоточенным на работе.
Внутренний порядок
Стоит рассказать о моем волшебном стеллаже поподробнее. У меня здесь, если говорить именно о рабочих, три большие полки. Честно говоря, сколько я ни сталкивалась на практике, например, в мастерской в институте, в мастерских других художников, со стеллажами, столько раз убеждалась, что они, пожалуй, идеальны для художников. Тумбочки для меня маловаты. Как я ни пыталась размещать все в шкафах, доступа к полкам нет. К стеллажу можно подойти и взять сразу то, что тебе нужно, попользоваться, затем положить на место.
Безусловно, нужно регулярно устраивать уборку, потому что все это имеет свойство загрязняться. Самое главное при наведении порядка — не выстраивать пирамидок. Чем больше пирамидок, тем больше шансов, что, когда вы возьмете нужную вещь, вся пирамидка превратиться в гору вещей. Потому у меня есть правило: что можно хранить вертикально, я храню вертикально. Так проще получить доступ к объектам, не задевая остальные. То, что я не могу поставить вертикально, я храню в один, максимум два слоя. Так гораздо практичнее и удобнее.
У меня на стеллаже есть три рабочих полки. На нижней я храню крупные объекты для рисования, там же стоят большие коробки с наборами пастели, там же стопочками лежат драпировки, которые я использую в постановках. И отдельно у меня стоят планшеты. Ко мне часто приходят ученики, бывает, что нужно сразу много планшетов.
На второй полке хранится рабочая бумага, та, которую я использую чаще всего в работе. Отдельно у меня идут форматы А4 и отдельно — то, что примерно А3. Также у меня хранится там папка-кейс, в которой разложены по тематике различные фотоматериалы, которые я использую в мастер-классах.
Дальше на третьей — и основной — полке хранятся сами материалы. Она находится чуть ниже линии горизонта, я ее часто использую для постановки натюрморта, тогда приходится «выселять» пастель. В обычное же время на третьей полке хранится рабочий набор.
Еще на этой полке можно найти пастель для мастер-классов, которая разложена по отдельным специальным коробочкам. Кстати, я долго искала эти коробочки. Сейчас, конечно, уже появилось много разных хороших и интересных альтернатив. Но когда я искала, нашлись только пластиковые боксы с надписью «рыба», на которых и нарисованы рыбки. Это очень забавно.
Особенность этих наборов для мастер-классов в том, что на мероприятиях мне нужно много мелков одного цвета, потому я и рассортировала их по разным колоритам, получилось 8 емкостей. На этой же полке у меня отдельно стоят наборы с карандашами. Старые пастельные карандаши, которые уже покинули свои наборы, у меня хранятся в стаканчике. Отдельно от пастельных карандашей у меня хранятся графические карандаши, я стараюсь их не смешивать, поскольку это очень неудобно.
На этой полке можно найти акварельные краски, которые я использую достаточно редко, гуашь и буквально пару-тройку кистей, которые нужны мне именно в работе с пастелью. Тонкая, средняя кисти и широкая щетинка. Здесь же все, что относятся к карандашам и пастели: точилки, растушевки, все это тоже лежит отдельно. Все должно лежать отдельно, чтобы можно было легко взять, легко положить, чтобы все было доступно, чтобы все было не лень возвращать на свои места.
Еще у меня есть баночки, которые выдаются вместе с доставкой японской кухни: от васаби, от соусов. Думаю, не я одна такая догадливая, многие хозяйки складывают в них мелочи. У меня там лежат остатки пастели. Хотя не только остатки. Например, Schmincke настолько хрупкая, что падение на кафельный пол — потеря мелка, он сразу в крошки рассыпается. Немного погоревав, я все это бумажечкой собираю с пола и складываю в такую маленькую баночку. На самом деле получаются хорошие острые осколочки, которые удобно потом использовать.
Я их использую и отдельно, если это большой кусок. Либо, если у меня остаются совсем мелкие цветные осколки, я их сортирую по гаммам и планирую пустить во вторсырье. Часть, например, пошла в этом году в ход: мы делали дочке огромного дракона, этими мелками крошили, тонировали, очень здорово получилось, не жалко пропавшего зря материала. Знаю, некоторые расталкивают в порошок такие мелки, смешивают с гуммиарабиком, делают колбаски, высушивают, получаются новые мелочки. Я еще так не делала, но в будущем хочу попробовать.
И на верхней полке у меня стоят мои натюрмортные фоны, это моя любимая полка. У каждого предмета есть своя история, я эти баночки собираю кропотливо, с огромной любовью. В каждой поездке стараюсь искать что-то интересное: пока все идут в аутлет, я иду в антикварные магазинчики, но не в пафосные, а в самые неприглядные, которые находятся в совершенно неприметных местах. Такие маленькие лавки, где продаются уцененные старые вещи.
Из Италии я очень много привезла такой посуды, она получается относительно недорогой: за 10-12 евро можно купить очень приятные вещи. Есть горшочки, которые я привезла из Абрамцево, медные такие. Где бы я ни была в путешествии, я всегда стараюсь привозить объекты, которые мне бы хотелось видеть в своих натюрмортах. И вот у меня уже скопилась такая приличная коллекция.
Рисунки, рамки и паспарту
Законченные работы у меня лежат под калькой в папке, которая хранится не в этом стеллаже, она убрана подальше, чтобы не затаскиваться и не пачкаться. Но свежедорисованные работы я достаточно часто или вешаю куда-то, или выставляю, чтобы ходить мимо них, мысленно их дорисовывая. Потом, конечно, после доработок они тоже уходят в папку.
Помимо папки, у меня есть ряд оформленных работ, которые я либо отдавала в багетную мастерскую, либо сама оформляла в заранее купленные рамки из фотомагазинов. Иногда я просто оформляю работы при помощи паспарту.
Если в поездках я обычно ищу посуду, то у нас я ищу в фотомагазинах и магазинах хозяйственных товаров рамки. Как только вижу что-то интересное, сразу покупаю, желательно в двух-трех вариантах, потом складываю их, они стоят и ждут своего часа.
Еще есть отдельная папка, в которой я храню большие листы. Я достаточно часто их покупаю, потому что никогда не знаешь, какой формат тебе потребуется. Они у меня тоже лежат отдельно, поскольку они мне не нужны на каждый день, и хранятся в отдельной папке. Пастельные листы не такие плотные, как акварельные, потому с ними важно обращаться очень нежно, стараясь лишний раз их не таскать с собой, чтобы листы не сгибались и не преломлялись, ведь на финальной работе все изъяны хорошо видны.
У меня все хранится в разных папках. Под калькой в большой папке лежат готовые работы. Я планирую их рассортировать по темам, потому что рисунков стало слишком много. Так как мне мои работы нужны в основном для демонстрации ученикам или для мастер-классов, мне важен не год, а именно тема: море, натюрморт, пейзаж, так далее.
Я обязательно прокладываю работы калькой, но со временем, наверное, они все-таки чуть-чуть теряют свой лоск, поэтому особо ценные я стараюсь сразу размещать в рамку или оформить с паспарту. Это может быть даже временная рамка. Главное — чтобы работа не соприкасалась ни с чем, поэтому даже наличие стекла не всегда важно. А потом, конечно, когда наступает заветный час для работы, ее можно оформить в багетной мастерской, например.
Паспарту я тоже делаю заранее под стандартные размеры, ходовых цветов. Если какую-то работу из папки под калькой хотят купить, если я хочу ее кому-то подарить, тогда я поднимаю работу из архива, реставрирую ее (это обычно занимает не больше 15 минут: я прохожусь по темным местам, делаю их насыщеннее, убираю, если где-то что-то смазалось), привожу работу в тот вид, в каком она была, когда ее только нарисовали.
Материалы и инструменты
Я пробовала хранить пастель по-разному, по-разному ее транспортировать, в итоге пришла вот к такому варианту. У меня есть большая коробка от REMBRANDT, где 2 этажа и, по-моему, 5 рядов — это коробка для домашнего использования, я собрала ее один раз и никуда не выношу. В ней собрана вся пастель, которая у меня есть, но не в целом виде, а по трети или половинке, кусочками. Таким образом в коробку уместилось несколько наборов, и они все разложены по порядку, по гаммам. В работе это очень важно и очень удобно.
Когда пастель лежит горой, когда она темная и грязная, непонятно, где какой цвет, невозможно работать. Конечно, у меня однажды возник вопрос и о пленэрной коробке, выездной. У меня есть коробка на 90 ячеек, туда умещается чуть меньше цветов, зато ее удобно брать с собой.
Из бумаги в последнее время моя любимая Canson Touch, именно под мою технику она совершенно замечательно подходит. Хорошие цвета, плотный картон, ее можно тонировать. В общем, делать все, что угодно. При этом у нее очень приятный вид: когда я делаю работу на заказ, ее не стыдно предъявить заказчику.
Ну и, конечно, стоит рассказать еще кое-что. С наждачкой получилась забавная история. Мне кажется, я устроила какой-то особый ажиотаж вокруг нее, хотя на самом деле сейчас есть огромное количество аналогов, гораздо более дорогой и хорошей бумаги. На нее пастель ложится так же ярко, сочно и крепко. Но наждачка подходит тем, у кого нет хорошего материала: она универсальна настолько, что подходит под любую пастель.
Когда ко мне обращаются за советом, просят порекомендовать что-то очень экономичное, я отвечаю, что можно купить любую подольскую пастель и наждачку. На такой бумаге будет рисовать все, да и дети ее очень и очень любят. У меня ребенок очень любит рисовать на наждачке, и у нее получаются на такой бумаге очень интересные работы.
авторизуйтесь
У меня пастель (половинки или трети мелков) в ящичке по цветам (приблизительно). Не пойму, как быть с мягкой и экстра мягкой. Два разных ящичка держать? Смешать? Если смешать, то потом трудно...
Читать дальшеПонимаю, что поздно, но не знаю, где спросить, а мне очень важно, никак приноровиться не могу.
У меня пастель (половинки или трети мелков) в ящичке по цветам (приблизительно). Не пойму, как быть с мягкой и экстра мягкой. Два разных ящичка держать? Смешать? Если смешать, то потом трудно отличить кусочки. Особенно Кохинор (одинаковые цвета в двух линейках). И если брать, что в руку попало, то какой тогда вообще смысл в наличии мягкой и экстрамягкой? Пока держу в двух отдельных. Как этот вопрос решают профи? Спасибо.
И маленькое дополнение: крошки от готовой пастели молоть и слеплять надо водой. (Или еще делают это спиртом). Гуммиарабик добавлять не надо, в них же он (или его аналог, что там на фабрике положили) УЖЕ есть, добавишь - станет сильно жестче, чем было. Я сравнивала.
Показать еще комментарии (1)
Читать дальшеСпасибо большое за ответ. Емкости/коробочки не проблема. Проблема (пока, для меня) понять: как же смешать в одном месте софт с экстрасофтом, когда их после не отличить, не пробуя каждый мелок? На вид не отличить точно. И смысл тогда? И как тогда действовать по схеме (к примеру) первые слои софт, последние экстрасофт? Мне вот этот момент не понятен никак пока :(
Интересно посмотреть на рабочие места других преподавателей:)
Показать еще комментарии (2)