В этом посте хочу познакомить вас с соусом — уникальным материалом, аналогов которому нет за границей. Такой исторически русский материал для рисунка. Его очень любили Репин, Крамской, Саврасов, использовали и для набросков, и даже как подкладку на холсте под масло.
Евгения Мельникова
художник, преподаватель
Соус — это такие толстые палочки из прессованного пигмента и клея. Он дает богатую возможность в тональном рисунке, имеет глубокий бархатистый тон, хорошо растушевывается. Соус обычно продается в монохромных гаммах.
Главная его особенность в том, что он хорошо разводится водой. Свойство редкое для любых так называемых «мелков». Все остальные так себя не ведут. Соусом можно рисовать, как жидкой акварелью, только после высыхания он выглядит на бумаге, как обычная пастель.
И эта особенность дает возможность разноплановой работы с соусом.
Например, после высыхания его можно стирать ластиком практически до бела. Можно корректировать, дорабатывать и растушевывать. Высохший соус в рисунке можно смешивать с пастелью, углем, обычной акварелью, карандашами.
Давайте посмотрим на конкретном примере, как можно работать с соусом. Нарисуем, небольшой натюрморт — букетик сухоцветов.
Натюрморт в соусе
1. Прежде всего натираем пигмент в палитру в большом количестве. Наберем зеленый цвет, охру, обязательно черный, темно-серый и можно добавить немного коричневого. Чем больше вы натрете сухого пигмента, тем будет лучше.
Разводим все это водой достаточно в крепкой консистенции, чтобы потом можно было или высветлить при необходимости, или использовать изначально получившийся густой тон.
2. Используем плоскую кисть. Начинаем с краев, где расходятся самые дальние веточки в одну сторону, в другую, в третью, четвертую и внизу завершаем форму. Смотрим, где она заканчивается. Плоская кисть помогает сделать максимально точные выходы, так как она дает сама по себе тонкие линии.
После этого вооружаемся кисточкой круглой среднего размера, чтобы она хорошо набирала краску. Прокладываем цветные пятна там, где у нас охра — охрой, где у нас холодные — там соответственно голубоватым и зеленоватым оттенком. Выходим на края, на кончики букета, чтобы сами пятна, как в акварели, создавали силуэтную цветную заливку. Эта заливка показывает максимально точно сам контур и приблизительное расположение цветов внутри, то есть делает зонирование по оттенкам.
3. После того, как силуэт получен, можно вторым слоем положить более темные оттенки — обозначить тени. Но сильно не увлекайтесь. Если положить краску густо, то при высыхании этот пигмент начнет отслаиваться с бумаги.
Лучше подождать, когда просохнет этот второй «теневой» слой, и положить еще несколько слоев для усиления темных мест. Опять же не густо, чтобы высохший соус потом не отслаивался.
4. После того как заливка высохла, продолжаем проработку теневых мест. Смешиваем темно-серый и голубой — получается довольно насыщенный оттенок. Старайтесь найти баланс между насыщенностью набранного цвета и консистенцией краски — она не должна быть густой. Прорабатываем полоски, тени под веточками. Заполняем самые темные глубинки между ветками и покрываем самый темный цветок, он тут самый синий. Закрываем цветом его полностью, и благодаря мазкам получается такая живая фактура.
Задача этого этапа — покрыть тени, подчеркнуть веревочку, подчеркнуть тени под веревочкой, а также тени внутри всех веточек и залить синим цветом те места, где будут цветы. Не прорисовываем их, а просто обозначаем заливкой это место. Ждем, когда все высохнет и идем дальше.
5. Следующий этап — высветляем (стираем ластиком) самые светлые места. Например, белые цветы, если они у нас не получились с первого раза в нужном тоне.
На свету выделяем какие-то веточки особенно активные. Выделяем также то, что потеряли при заливке, какие-то контрасты. Советую взять мягкий ластик «Милан», срезать его по диагонали, чтобы края были обязательно острыми. Острым краешком работать удобно. А вот стандартный ластик «Кохинор» со слоником будет размазывать все.
6. Следующий этап — проработка черным цветом. Мы уже наметили контрасты, доработали их серо-синими оттенками кисточкой, но все равно не хватает максимальной насыщенности тона в букете, поэтому берем именно черный и дотягиваем контрасты между веточками максимально точно, чтобы придать глубину нашему объекту.
Обращаем внимание на освещенность букета в целом: с какой-то стороны он будет более светлым, с какой-то более темным. Я решила, что более темная сторона находится справа (на референсе есть такой намек на это) и, соответственно, работала там более контрастно.
7. Предпоследний этап — начинаем проработку цветом. Пригодится цветаня пастель. Берем охру, зеленый и белый цвета и дорабатываем все оттенки. Прорабатываем участки пастелью с нажимом, чтобы заполнить форму, и разница веточек по цвету проявилась максимально эффектно.
Белый также накладываем с нажимом, чтобы мелок прямо ломался и крошился. Так он будет хорошо погружаться в бумагу и в другие цвета, как бы вмешиваться в них, и тогда получится более насыщенным.
8. Последний этап — прорисовываем цветы темно-синим цветом. И «вишенка на торте» — добавляем синий в некоторые тени. Так работа в целом приобретет красивый холодный оттенок и будет более цельной тонально.
Друзья, попробуйте этот уникальный материал в деле, делитесь впечатлениями и успехами в комменатриях!
авторизуйтесь
Читать дальшеСпасибо за подробную инструкцию! Я везде интересуюсь именно соусом, он даёт создать пропорциональный рисунок быстро и удобно! Тут вы написали, что соус предпочитали использовать как подложку под масло, тогда можно и под гуашь, акрил, темперу, как тональное решение. От себя добавлю, что пытался капнуть в раствор соуса пропилен гликоль, в результате соус стал пластичней! И лучше стирается! Впрочем, я этот гликоль везде понемногу добавляю, для уменьшения засыхания и как вариант ПАВ вместо желчи.