Любой, кто хоть раз брал в руки краски, знает: если смешать красный и синий будет фиолетовый цвет, а синий и желтый — зеленый. Кажется, все просто, нужно лишь следовать привычным правилам.
Соня Ефросинина
художник, преподаватель
Но стоит углубиться в колористику чуть больше и становится ясно — не всегда, следуя правилам, можно получить яркий и сочный оттенок.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1e3bf18ab5834041946e1313f3110dce.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/77)
Почему правила смешения цветов
не всегда работают?
Так происходит, потому что фактически в акварели не существует чистых цветов. Из всех доступных художникам пигментов ни один из них нельзя назвать чисто красным, желтым или синим.
Давайте разберемся с этим на наглядных примерах.
Красные оттенки
Например, возьмем кадмий красный светлый, кармин, краплак. Во всех этих красках есть красный пигмент, фиолетовый и оранжевый, но за счет того, что они замешаны в разных пропорциях, мы и получаем разные оттенки одного цвета.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/0afd2420ec34e5273d057fa037c82a07.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/126)
Синие оттенки
Теперь посмотрим на лак синий, ультрамарин, ярко голубую, синюю и бирюзовую. В этих красках есть синий пигмент, фиолетовый и зеленый. В зависимости от того, какого добавочного пигмента больше, получается определенный оттенок синего.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a960da3dae3a53740dc9b8f0167963f3.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/194)
Желтые оттенки
Посмотрим на кадмий желтый и лимонную. Здесь, кроме желтого преобладают либо оранжевый либо зеленый пигменты.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/4245bb368227199c49e4df74882aea09.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/66)
Разберемся на практике!
Давайте присмотримся поближе к краскам, разберемся, как они взаимодействуют и научимся находить яркие оттенки на примерах фиолетового, зеленого и оранжевого.
Фиолетовый
Мы помним, чтобы найти фиолетовый цвет, нужно смешать красный и синий, но какие именно оттенки красного и синего дадут сочный фиолетовый? Поэкспериментируем.
Возьмем для начала кадмий красный светлый и смешаем его с ярко-голубой краской.
Что получается при таком смешении? Красный и зеленый нейтрализуют друг друга, так же как и оранжевый с синим. Поскольку в обоих цветах количества фиолетовых пигментов было небольшим, то его практически не видно и замес вышел грязным.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/80a00888df5f782f3bd612fa040967c4.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/103)
Теперь давайте возьмем кармин и ультрамарин. Кроме основного оттенка, в этих цветах довольно большое количество фиолетового пигмента. Здесь также красные и зеленые, синие и оранжевые цвета приглушают друг друга, но за счет большего количества фиолетового пигмента, итоговый замес вышел более ярким.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c8e35d95b4e33fd48e06a896daebd3b2.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/347)
Итак, когда мы хотим найти тот или иной оттенок, нам важно, чтобы он уже существовал в исходных цветах.
Где еще в синих цветах преобладает фиолетовый пигмент? В лаке синем! Попробуем смешать его с кармином — и мы получим очень выразительный фиолетовый цвет!
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e62f9eec58a7fa578b8c53dbddd34445.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/356)
Сочетания краплака и лака синего тоже могут дать неплохие оттенки фиолетового за счет большого количества этого пигмента в лаке синем. Но этот оттенок будет уже не таким выразительным.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2be18780c28f9b7a587fb88c2f7845d9.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/179)
Получается, что при поиске фиолетовых оттенков, из красных стоит выбирать кармин, краплак (а также розовую, бордо, хинакридон и хинакридон фиолетовый ), из синих — лак синий, ультрамарин (а также индатреновый синий) — эти цвета дадут самые выразительные фиолетовые оттенки.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d2d5456b7726c916419ecb4d8cc0628e.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/156)
Зеленый
Итак, мы уже знаем: чем более яркий цвет мы хотим получить, тем больше этого пигмента должно быть в исходных цветах.
Теперь, глядя на приведенные соотношения пигментов в цветах, мы возьмем лимонную и смешаем ее поочередно с бирюзовой, ярко голубой и синей.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/170031e7e63367a36a21c8f26b7e2280.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/503)
Однако, мы при написании зелени, нам не всегда нужны такие яркие оттенки. Даже наоборот, мы используем более спокойные цвета.
В таком случае, мы можем воспользоваться кадмием желтым — за счет небольшого количества зеленого пигмента, сочетания с бирюзовой, ярко голубой и синей будут все еще сочными, но чуть более приглушенными
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d7f3c83e7645b63c90dc9f09fae9490f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/267)
И, наконец, если нам нужны совсем глухие оттенки зеленого, то мы используем кадмий желтый и ультрамарин или лак синий.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/4990c284b6c61064e9125c0d4aae85d0.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/92)
Оранжевый
Здесь, если использовать кадмий желтый, то все замесы получаются приятными.
Понимая принципы смешения цветов, мы можем варьировать яркость оттенка: замесы с кадмием красным будут более яркие, с кармином и краплаком — менее.
Лимоннный цвет сам по себе обладает высокой плотностью, поэтому при использовании его для смешений стоит брать этот цвет очень аккуратно.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2ac6f877a68401a01a96309a094281e9.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/1)
Вывод
Мы убедились на практике, что желтые принадлежат либо к более оранжевым, либо к более зеленым оттенкам, красные — к оранжевым или фиолетовым, синие — к фиолетовым или зеленым, в зависимости от добавочных пигментов.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/28ba0e7fef369162aef7f5b1adee79af.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/444)
Так что, чем более яркий оттенок итогового цвета вы хотите найти, тем с большим количеством этого пигмента стоит подбирать цвета для замеса.
Все тонкости колористики и композиции Соня Ефросинина разбирает на своем авторском курсе в московской студии Школы рисования.
авторизуйтесь