В октябре стартовал новый авторский онлайн-курс Вероники Калачевой по рисованию для начинающих «Акварель 2.0».
Мы поговорили с Вероникой о выборе материалов для работы, изменениях в программе курса и уверенности в творческих силах, которой так не хватает новичкам. Получилось очень интересное интервью — смотрите, читайте, вдохновляйтесь!
Вероника, курс называется «Акварель 2.0». Расскажи об истории курса — как он появился и чем новая версия отличается от первой?
«Акварель 2.0» — это более серьезный обучающий курс. Если на первом курсе мы рисовали какие-то небольшие работы — такого немножко открыточного типа, то во втором курсе задания более серьезные, более сложные, но при этом они абсолютно не скучные. Сложные они в каком плане? Если мы рисуем, например, городской пейзаж, то это не просто один дом в отрыве от всего — это целая городская среда: это улицы, это человек на велосипеде, это светофоры, дома, деревья. Это очень сложная и насыщенная композиция. Для того, чтобы ее разобрать, я разрабатывала специально несколько уроков — для того, чтобы это было безболезненно даже для новичков.
Расскажи подробнее о том, чему и как ты учишь.
Ну, например, я разбираю городской пейзаж на несколько таких простых уроков. Первый урок — это заливки: мы тренируемся делать главный какие-то переходы цвета, небо, как-то плавно внедряем туда на заднем плане деревья, предположим. Второй слой — это фигурная заливка. Например, мы можем взять улицу. Очень четкие такие выверенные контуры эта заливка будет иметь, но при этом внутри у нее будут какие-то красивые перетекание цвета. Третий слой — это точные красивые детали, которые добавляют шарма любому пейзажу: фонари, колесо велосипеда, какая-нибудь кованая штучка. Вот когда все эти три компонента смешиваются, то получается классный яркий городской пейзаж, который понятно как делается. Потому что мы это разбираем не сразу большим таким-то куском, а разбиваем на несколько понятных уроков.
Есть ли в программе нового курса темы, которые не затрагивались на первом акварельном курсе?
В первом курсе мы много рисовали каких-то вещей на светлом фоне. Ну условно: если мы заливаем там закатное небо, а сверху рисуем дерево более темным цветом, то у всех все получается, все понимают. А если у нас наоборот — более темный фон и светлый объект впереди — у учеников было много вопросов. Каким образом обходить эти ветки? Или маскировать их жидкостью специальной? Как поступить, чтобы это выглядело гармонично и естественно. Об этом тоже мы очень подробно говорим: я рассказываю про способы, каким образом это лучше делать. У нас даже есть одна работа, где мы сразу несколько способов применяем и закрепляем — то есть, это работа с позитивным и негативным пространством. Тоже такая отличительная особенность от первого курса: там мы как-то плавно обошли эту тему, но в вопросах учеников очень-очень многих она всплывала.
Какие цели ты ставила перед собой при подготовке курса?
Мне хотелось, чтобы даже самые сложные сюжеты для вас стали понятными и простыми. В первом курсе мы, например, могли нарисовать такой открыточный вид Тосканы, и, рисуя именно этот сюжет, повторяя за преподавателем, у всех все получалось, всем все было понятно. Но стоило взять другой вид тех же тосканских полей — у учеников могли возникнуть вопросы. А сейчас мне хотелось взять намеренно более сложные сюжеты для того, чтобы их разобрать, и ученики могли применять знания на абсолютно любые, какие им уже понравятся, сюжеты.
А когда ты училась рисовать, с какими сложностями ты сталкивалась? Как ты использовала это при подготовке курса?
Когда я училась в художественном вузе, у нас было очень много натурных постановок. В основном это были какие-то натюрморты с унылыми кувшинами. И эти постановки практически никого из нас не вдохновляли. Это было не очень интересно, потому что ты вынужден с этой постановкой несколько часов или даже дней провести, а тебе она не нравится. Или это были какие-то натурщицы в неестественных париках — ну не хотелось нам их рисовать! Поэтому мне хотелось создать такой курс, чтобы сюжеты вдохновляли, чтобы хотелось заниматься. Ведь люди любят играть, это в нашей природе. И если ты занимаешься тем, что тебе предлагают, а тебе не хочется это делать, то твоя натура протестует. Поэтому у меня есть сейчас в этом курсе такое секретное задание, где у нас есть такой элемент игры.
Почему вообще появилась необходимость «обновить» акварельный курс для начинающих?
Появились какие-то новые техники, новые знания, новые материалы за это время, с 2014 года. И все, чему научилась я сама, я также добавила в этот курс. Если ты учишься в вузе то все эти крупицы знаний, которые тебе попадаются, они вот так размазаны по этим пяти годам. Если ты в какой-то момент выходил из аудитории, а твой преподаватель какую-то умную мысль сказал, то ты ее мог пропустить. А тут ты ничего не пропустишь, все в курсе!
У нас есть одно, я считаю, самое такое базовое и, может быть, самое скучное задание на курсе — мы рисуем натюрморт из параллелепипедов. Это коробки какие-то, может быть, книги. Что-то такое одноцветное и квадратненькое. Мы освещаем определенным образом этот натюрморт и рисуем его в одном цвете. Но он невероятно важен для того, чтобы понять как распределяются свет и тень, каким образом все это строится. И, если сделать по инструкции это задание, то очень многие пробелы закрываются. То есть вот где-то надо просто это сделать через «не хочу». Ну, к счастью, такое задание всего одно — про которое я могу сказать, что, наверное, оно скучное. И причем в первом акварельном курсе тоже была похожая гризайль, ия так же ученикам говорила, что это очень скучное задание, на что каждый второй говорил «ну зачем ты так пугала, оно совсем не скучное».
Как ты считаешь, какие места на курсе самые ошибкоопасные? Где у учеников могут возникнуть сложности?
Наверное, самое сложное в курсе — это стать смелым. Это то, чего я хочу от вас добиться. Когда задание звучит так: «возьми большой формат — в половину листа — и нарисуй на нем пейзаж», то вот тут надо просто послушать инструкцию, не включать свои эмоции. То есть, ты просто берешь цвета, которые надо, берешь блюдце, мешаешь прямо много-много краски, берешь самую большую кисть, какая у тебя есть, и начинаешь смело заливать, ни о чем не думаешь. Постепенно придет ощущение восторга. То есть, сначала тебе кажется, что это очень страшно, но тебе же сказали делать — ты делаешь. И постепенно мы избавимся от этого ощущения.
Зачем людям вообще учиться рисовать акварелью? В чем особенность этого материала?
Для меня акварель — это абсолютно волшебная техника. Это тяжело объяснить словами. Мне нравится, как она себя ведет, как она плавно перетекает, мне вообще нравятся взаимоотношения с водой. То есть, ты можешь капнуть в определенный момент на акварельные слой, и произойдет что-то неповторимое. Либо ты это сделаешь рано — и получится просто плавное перетекание цвета; сделаешь это поздно — ничего не случится; а сделаешь это в волшебный момент — получится красивое пятно, цветок с красивыми растеками. Это какие-то шероховатые штрихи на фактурной бумаге, это брызги, это целая магия акварельная.
Что важно знать человеку до того, как он запишется к тебе на курс?
Если вы планируете осваивать акварель, я вам советую очень хорошо ознакомиться с материалами. Это не та техника, где можно экономить — к сожалению или к счастью. Например, на бумаге, на кистях, особенно — на бумаге экономить абсолютно не стоит. Это, наверное, одна из самых частых ошибок новичков: когда ты берешь просто самую дешевого госзнаковскую бумагу российскую, а потом недоумеваешь, почему у тебя не получается. А это бумага просто не выдерживает несколько слоев. Поэтому нужно обязательно понять для себя, что есть вещи, которые вы изменить не можете. Надо купить хлопковую хорошую бумагу и на ней тренироваться, тогда все получится. Ну и, наверное, маленький совет — нужно обязательно верить, как это ни банально звучит, но верить в себя. Потому что у тебя может не получиться первый раз, второй, третий. Ну кто сказал, что на четвертый раз должно получиться? Может быть, десять должно быть попыток. Нужно все-таки какое-то терпение и вера в то, что обязательно получится. Все труды когда-то окупаются.
авторизуйтесь