Честно говоря, идеальной книги по композиции я еще не встречала. Такой, чтобы и теория самая важная, и написана была не заумно, и задания с примерами были интересные... Увы! Приходится нужную информацию собирать из разных источников.
Вероника Калачева
Расскажу о тех книгах, в которых можно почерпнуть полезные знания по композиции.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/b67ae65898055e3ba73c2715d89a05a0.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/102)
Эдуард Кочергин
«Категории композиции. Категории цвета»
Очень интересно рассказывается о физиологии «смотрения». О том, как устроен человеческий глаз, как ему естественней всего рассматривать картину, как взгляд «блуждает» по работе, на что обращает внимание в первую очередь.
Подробно рассказано об оси композиции, гравитации в композиции, есть очень интересная глава про ритм. Книга наполнена самыми разными примерами и заданиями, поэтому теория не остается просто теорией, а становится понятно, как эти знания применить на практике.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fc894402cd53361ff8e2a629c469e6ea.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/209)
Наталья Панова
«Плоскостная колористическая композиция»
Половина книги посвящена колористической композиции, компоновке оттенков, половина — собственно композиции. Много информации о том, что такое закрытая и открытая композиция, автор объясняет, как выявить композиционный центр, как найти равновесие и баланс, что значит «двигаться от целого к частному» — в общем, разбирает все основные законы композиции.
Прежде всего эта книга пригодится преподавателям. В ней много заданий, примеров, которые можно разбирать с учениками. Много формализованных композиций с геометрическими фигурами, можно их рисовать, не распыляя внимание на что-то еще, только компоновать, углубиться именно в принципы композиции.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/dfaf58eee2ab72ad0a9cdf1af595807c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/484)
«Иван Шишкин. Неразгаданные тайны»
Легким и простым языком книга рассказывает, на что нужно обращать внимание при построении именно пейзажа. Что такое виньетка, каким образом ее использовать. Много внимания уделяется тому, как верно выбрать ракурс и позицию художника.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ba0549755cd8ceb4db5602a27d169d0c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/235)
Есть простые рисунки, которые иллюстрируют, почему та или иная позиция выгодна при рисовании пейзажа. Много репродукций работ самого Шишкина и его учеников.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/93661ebffc1af3f0360c2a0c72e95cd8.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/285)
Иоханнес Иттен
«Искусство формы»
Книга не столько про композицию, сколько про форму как таковую. На мой вгляд чрезвычайно полезна любому художнику. Обязательно советую иметь ее в библиотеке наряду с другой программной книгой Иттена «Искусство цвета».
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/caf556bc51ea6683a776d977db8a966a.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/263)
Альбрехт Рисслер
«Язык композиции»
Книга написана для фотографов. Но этот взгляд на композицию дает интересный материал и для художников. Написана очень доступным языком, много наглядных примеров. Например, автор рассказывает, как, находясь в скучном месте, найти интересную композицию: снимает обычный вид из окна, а потом демонстрирует, как это выгодно скадрировать.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7bc98a7cfb8aab36eb86e5bdbb52a19c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/483)
Множество примеров того, как передавать динамику с помощью особенностей пейзажа, как выстроить диагональ в работе с помощью статичных на первый взгляд деталей.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c7dd704cc6b66ddb344da9cce9c1aef4.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/482)
Книга действительно обогатит ваш арсенал композиционных приемов.
авторизуйтесь
Издания, подготовленные научно-методическим отделом Академии.
http://academy-andriaka.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/