Его «кошачьи» акварели известны во всем мире. Работы про серферов взрываются жарким светом, ослепительными брызгами и энергетикой. Сербские пейзажи завораживают почти физическим ощущением вот этой вот горной дымки, а портреты цветов — нежностью.
Сербский маэстро акварели Эндре Пеновац 16 и 17 марта проводил в студии Школы с воркшопом, а в нашем блоге — с небольшим интервью.
Эндре Пеновац (Endre Penovac) родился в 1956 году, живет и работает в Сербии. В 1984 году окончил Академию художеств в городе Нови-Сад (Сербия).
Выставки художника проходили в Венгрии, Хорватии, Черногории, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Китае, Южной Корее и других странах. Пеновац удостоен множества наград и призов, его работы неоднократно включались в каталог Международного акварельного общества (International Watercolor Society).
Работает в технике по-сырому, использует как традиционные акварельные приемы, так и уникальные — с добавлением туши, чернил и белил.
— Когда вы впервые начали рисовать? Как поняли, что станете художником?
— Несмотря на то, что мой воспитатель в детском саду все время повторял, что я стану художником, я пришел к этому относительно поздно. Неожиданная встреча с одним из художников склонила меня к этому пути. И я стал готовиться к экзаменам к поступлению в Академию художеств.
— В ваших работах вы используете разные техники. Есть ли у вас любимые?
— С самого начала своей карьеры (а профессионально я рисую более 30 лет) я создаю работы, используя три разные техники: карандашный рисунок, масло и акварель. У каждой свои уникальные особенности, то, чего нет у двух других. Таким образом, они друг друга идеально дополняют.
Несмотря на это, акварель заняла особое место в моем творчестве и жизни, наверное потому что она больше всего мне по душе. Акварели подвластно то, на что больше не способна ни одна техника. Акварель обладает своими законами и капризами, но у нее всегда есть сюрприз в рукаве. Непредсказуемость делает ее очень захватывающей, в этом отношении она очень похожа на нашу жизнь.
— Бывают ли в вашей жизни периоды, когда вы склоняетесь к одному стилю или технике?
— Пробовать новые техники или материалы очень характерно в период становления любого художника, когда он учится и ищет свой стиль. Однако постепенно он, скорее, успокаивается в своих поисках. Когда мы знаем, чего хотим, мы можем использовать все, что угодно, чтобы усилить то, что мы хотим передать с помощью нашей картины.
— Как долго вы обычно работаете над картиной?
— Время, которое я трачу на свои картины, различно. Обычно мои работы готовы через час. Иногда некоторые из работ требуют детальной проработки и тогда я могу потратить несколько часов на картину.
Картина всегда сначала рождается у меня в голове. Конечно, всегда есть какие-то неожиданные моменты, что может быть только при работе с акварелью.
— Вы предпочитаете работать под музыку или в тишине?
— Обычно когда я рисую, я слушаю радио. Помимо музыки узнаю еще что в мире происходит.
— Что вам нравится в акварели и туши по отдельности и в их комбинации?
— С помощью акварели я лучше всего могу выразить то, что хочу сказать. Эта двойственность акварели, она окружает нас и в жизни. Я пытаюсь в своих картинах показать общность антогонизмов и создать гармонию.
Просто акварель и тушь лучше всего подходит для моих целей. Они легко комбинируются. Обычно выбор инструментария зависит от сюжета. Например, в случае с черным котом, с передачей насыщенного черного, тушь более подходит, она важнее цвета.
— Что вас вдохновило на серию работ о кошках?
— Обычно я не занимаюсь долгими поисками сюжета. Как правило, предметом становится то, что ближе всего ко мне. Мы знаем лучше всего то, что ближе к нам, мы лучше можем это прочувствовать. Когда мы говорим о том, что нам хорошо известно, это более значимо, более глубоко и истинно.
Пейзаж вокруг меня, дома и мой город, цветы в моем саду — все это и было сюжетами моих картин.
Моя цель в жизни — жить сегодняшнем днем, здесь и сейчас и отображать на бумаге мои переживания! Это именно то, чем я и занимаюсь!
А после моих собак настала очередь моей кошки. Ее зовут Бозжи (Ведьма). Изображение черной кошки — это очень удачное сочетание темы и техники. Мягкость кошачьей шерсти очень хорошо передается с помощью акварельных техник.
Еще мне было очень интересно передать «внутренний мир» кошек.
Выбор черного цвета не несет никакой символической нагрузки. Белая бумага и черная тушь они вместе оказывают сильное впечатление.
— И традиционно: что можете посоветовать начинающим художникам?
— Начинайте рисовать, когда у вас уже есть определенное сложившееся мнение об окружающем мире. Это, несомненно, большой плюс. Ваше отношение наполнит и ваши работы.
авторизуйтесь