Весной 2018 года в издательстве МИФ вышла книга «Построено на века» с иллюстрациями нашего скетч-преподавателя Анны Расторгуевой.
Издание рассчитано на детей (и взрослых) от пяти лет. Иллюстрации, миниатюры, тексты — рассказывают о сооружениях, отразивших тенденции в жизни общества, оказавших влияние на развитие архитектурной мысли. В книге объясняется, какую функцию несет сооружение, почему оно именно так выглядит и какие задачи решил архитектор, создавая его.
Всего в книге Анна Расторгуева сделала 23 разворотных иллюстрации и 107 миниатюр.
Аня рассказала нам о деталях сложного и долгого процесса издания книги, как всегда, лаконично и экспрессивно.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ce24b5deafb5c48940f011aefb4a0831.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/319)
Я всегда рисую архитектуру во время путешествий, ведь именно здания зачастую формируют неповторимый облик города. Тут важно все: пропорции, перспектива, детали, текстуры материалов. Тут нужно дать себе время, чтобы на каждом из этапов рисования максимально уловить характер натуры.
Как все начиналось
Издательство обратилось ко мне в 2016 году с идеей проекта. При встрече с меня сошло семь потов от чести, восторга и полнейшей паники. Я не архитектор, поэтому волновалась за точность построений, перспективу и детали, боялась переврать всё и вся. В ходе беседы появилась некая уверенность, что нужны именно скетчи, и я согласилась.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d9f7c5fdda841d6447654031aa34f945.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/155)
Скетчи
Несмотря на это, первый тестовый рисунок села делать хоть без линейки, но с карандашом (для эскиза). В итоге получилось долго, безлико и сухо. Нашарашить так больше 20 тем казалось самоубийством. Я отчаянно вздохнула, взяла новый лист и нарисовала сразу линером, как люблю и умею. Вышло кривенько, да живенько. Эту версию и получил редактор с комментарием: «Могу только так». «То, что надо», — ответили мне, и работа началась.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1f09add2d02a846f369e4f20cbb2c7d0.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/276)
Подготовка и ракурсы
Это мой первый опыт создания такой большой серии иллюстраций. Для каждого здания мы коллективно, вместе с автором, редактором и верстальщиком выбирали наилучший информативный ракурс здания. Иногда для большей детализации приходилось использовать несколько исходных фотографий, собирая по фрагментам цельную композицию. Не скрою, многие подробности и исторические факты я узнала именно в процессе работы над этой книгой.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8cca91c4eabb850f6df70158edb4393c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/339)
Техническое задание
В итоге по каждому развороту я получала подробное техническое задание. В нем содержался список нужных в развороте картинок, их масштаб, плюс детали, на которых делаем акцент. Исходники были тоже со стороны издательства. В ход шли фотографии, схемы, макеты и чертежи. Некоторые рисунки составлялись из нескольких оригиналов, по кусочкам вытачивались фрагменты.
Рисовала сразу начисто. Получала разворот с версткой и набело рисовала то, что пока еще было заверстано в виде фото.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/50d4fd87e436f51eb974d7e5e9ea6797.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/229)
Правки
Рисуя сразу начисто, вносить последующие изменения в иллюстрации было почти невозможно. Поэтому с первых работ мы максимально точно обсуждали подробности и детали. В итоге перерисовывали только Кремль, заменив карту-схему фрагментом стены.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/f107729b695b77bb2d84e9cabd5df392.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/257)
Сроки
Срывали все. Мы болели, уходили в отпуск, переезжали и прокрастинировали. В графике позволял оставаться только рассинхрон. Пока я неделями не могла заставить себя выдавить архитектуру (килограммами рисуя цветы), шла верстка и редактура. Общий план помогал ориентироваться в процессе, тонизировал и организовывал. Несколько месяцев работа шла более-менее ровно, но финал все равно напоминал марш-бросок верхом на единороге. Второе дыхание и предвкушение скорого результата дали сил.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ceb172b18c3702b643af9c8c374c3894.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/148)
Любимый разворот
Мой любимый рисунок, а теперь уже и разворот — дом Пашкова. Именно это здание стало сюжетом моего первого пленэрного этюда в год подготовки к поступлению в художественный вуз. Помню, как нас, группу старшеклассников, привели с этюдниками в Александровский сад и попросили выбрать тему. Дом Пашкова возвышался на холме и поражал своим великолепием, рисовать его было сложно, но так захватывающе. Конечно, тогда передать все детали не получилось, поэтому попробовать свои силы вновь было особенно интересно.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fcb5150fe868c04194e3fbb960fdaabc.png/s/s1200x/a/1005/sc/382)
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1fd79a14d3f5fefd01948d3d535d2a1f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/292)
Сложность
Что было самым сложным в проекте? Держать ритм, не снижать качество, не менять стиль — темп в таких проектах, думаю, самое главное. Стабильно выдавать результат на заданную тему- вот, что стало для меня личным испытанием и победой.
Синица и журавль
Получилось ли все идеально? Нет. Но сегодня у меня в руках книга, а за плечами опыт. Так что с уверенностью могу сказать, когда мироздание бросает вызов, принимайте его с благодарностью и огнём в глазах — оно того стоит!
Анна Расторгуева — автор множества онлайн-курсов в нашей Школе, некоторые из них начинаются совсем скоро. Присоединяйтесь!
авторизуйтесь