Саша Балашова, иллюстратор, преподаватель и мама двоих замечательных сыновей, делится своим взглядом на детское творчество: как учить детей рисовать, стоит ли это делать и каких ошибок необходимо избегать.
Как учили нас: художественные школы
и домашние критики
Когда я начала вести самые первые курсы в школе для взрослых, стала замечать, что критика из прошлого повлияла на многих моих учеников в настоящем.
Вы удивитесь, но это сильно перекликается с моим опытом: ведь я решила посвятить себя иллюстрации только после окончания университета :)
У многих с детского возраста остается эмоциональный зажим, который не дает рисовать во взрослом возрасте. Условно я разделила бы таких людей на два типа:
Первый я назвала бы «недохваленный». Можно часто услышать: «Рисовал только в детстве, а потом перестал, потому что ничего не умею». Это возникает из-за того, что вместо похвалы люди слышали: «Ты здесь ерундой занимаешься, иди сделай что-то полезное». Или им просто убили мотивацию сказав, что получается не очень и нет способностей. Когда нет признания усилий ребенка, тогда он бросает рисование. В дальнейшем человека по-прежнему притягивает творчество, но приступы «комплекса самозванца» не дают развиваться.
Второй тип люди, «прошедшие художественную школу». В классических учебных заведениях все регламентировано, поэтому учеников регулярно критикуют и исправляют. И то, что они не нашли себя в академической сфере, их сильно ранило. В конечном счете большинство людей все бросали и надолго прекращали рисование и вообще забрасывали любое творчество.
От обучения к поощрению
У меня часто спрашивают, занимаюсь ли я с детьми? Я всегда отвечаю, что дети умеют рисовать и не нужно их отправлять на основы академического рисунка, пока они сами не попросили!
Когда у человека появляется мотивация, он сам пойдет учиться и решит, что ему интересно. При этом, если ребенок попадает в среду, где все из-под палки или ему не везет с преподавателем, то начинаются проблемы и неуверенность.
Я столкнулась с этим на личном опыте. Мне казалось, что мой старший сын должен рисовать: как же он может этого не делать, если вокруг него кисточки, карандаши и краски? Специально для него были куплены мелки, фломастеры, а он не рисовал до 5,5 лет вообще.
Далеко не сразу я поняла, что его нежелание связано с тем, как рисование подавалось в детском саду: сейчас все рисуем собачку, собачка коричневая.
Как только ребенок начинает проявлять свое виденье и изображает собачку разных цветов, на него все смотрят с осуждением. И вот фраза «неправильно нарисовал» — то, что меня очень-очень злит, а дети слышат ее очень часто.
Для меня это очень странно, потому что творчество — это про свободу и самовыражение. Но как они возможны, если тебе говорят, как нужно делать и как правильно делать. В итоге мой старший сын начал рисовать, когда попал в среду, где ему сказали, что все можно.
Моего младшего сына подход к творчеству по четкому заданию не отпугивает, а легко рисует все эти цветочки. Но и он ими не гордится и не показывает. Он скорее хвастается маленьким почеркушками, которые придумывает для себя.
Критика очень сужает кругозор у детей, они видят все сразу: и зайчика в облаках, и профиль ведьмы в листве. В детстве все получается очень легко, пока не натыкаешься на осуждение, и тебе не говорят, что твой рисунок ерунда полная.
Как и чем вдохновлять?
Мой совет — начинайте с малого! Пусть смотрит онлайн-уроки, пусть срисовывает с книг, а если понравится, то он сам сможет пойти учиться дальше.
В какой-то момент, мне захотелось создать программу для детей у нас в Школе, где уроки будут веселыми, а не жестко-регламентированными, и они обязательно будут про творчество.
Когда сейчас я просматриваю работы, которые ребята рисуют по моим урокам, вижу эту ничем не ограниченную фантазию.
Дети в любом предмете видят персонажа для истории, и это безумно вдохновляет. Я могу им что-то посоветовать, но никогда не исправляю. Мне кажется, таким образом можно дать ребенку маленькие крылышки, дать поле для экспериментов, творчества и саморазвития.
И очень хочется, чтобы, став взрослыми, наши дети не задавались вопросом: «А что так можно было?»
авторизуйтесь