Анна Расторгуева, художник,
автор курсов «Минимализм акрила» и «Артбук. Мixed Media»
Акрил — как художественный материал стремительно набирает популярность. Мы попросили художника Анну Расторгуеву рассказать об этом материале подробнее.
«Акрил может быть легким и текучим, как акварель, густым и тягучим, как масло. А еще бывает в спреях, маркерах, чернилах. Рисовать акрилом можно по любой поверхности: бумага, холсты, доски, жесть, пластик, бетон — все идет в ход. Я уверена: акрилом можно все»
Увлекательный рассказ про акрил, его свойства и возможности, читайте далее в этой статье >>>>
Вселенная акрила — универсальная система
Акрил — это техника живописи и разновидность водно-дисперсионных красок, в которых в качестве связующего вещества используются полиакрилаты — особые термопластичные полимеры.
Пройдя короткий путь от изобретения и экспериментальных опытов до повсеместного использования в наши дни, акриловые краски для рисования стали признанным средством живописи.
История вопроса
Акриловые смолистые вещества были получены в Германии в конце 20-х годов XX века. Открытие способа разведения смол органическими растворителями привело к изобретению акриловых красок.
В 1947 году на рынке появился первый художественный акрил Magna, изготовленный на основе органического растворителя — скипидара. А уже во второй половине 50-х годов появились водорастворимые эмульсии.
Это был успех: универсальные акриловые краски на синтетической основе не требовали сложных растворителей и отличались превосходной яркостью цветов.
Новости о простоте использования и надежности в работе быстро распространились, а возможности краски начали изучать разные художники. С этого момента акрил прочно занял позицию одной из основных техник современной живописи.
В разные годы акриловыми красками для рисования писали такие звезды как абстрактный экспрессионист Марк Ротко, минималист Алан Чарльтон, художник поп-арта Энди Уорхол, британский художник оп-арта Бриджит Райли, гиперреалист Ричард Эстес и блестящий английский рисовальщик и эстрадный художник Дэвид Хокни.
Знакомство с творчеством других художников раскрывает понимание многообразия материала, его эстетику и характер.
Отличной практикой для начинающего акрилиста станет работа над подбором колорита к уже существующим картинам и создание копий или оммажей.
Например, я расписала серию пасхальных яиц по мотивам полотен Уильема Морриса, Ротко и Баскии.
Что такое акриловая краска для рисования?
Акриловая краска представляет собой водную эмульсию акрилового полимера, в которой равномерно распределены частицы пигмента.
Пигменты — это гранулированные твердые вещества, которые придают краске свой цвет. Они измельчаются до крошечных частиц и не растворяются, а остаются в краске. Пигменты могут быть органическими, неорганическими, натуральными и синтетическими. У них мало или нет сцепления с поверхностью, на которую они наносятся.
Связующее вещество удерживает пигмент на месте после высыхания краски. Акриловая краска имеет в качестве связующего акриловый полимер, который в сочетании с водой создает полимерную эмульсию. Как только вода покидает систему через испарение или абсорбцию, краска высыхает, создавая стабильную прозрачную полимерную пленку, полную захваченных цветных частиц пигмента.
Как это работает?
Акриловые краски высыхают в результате испарения воды. Вот что происходит, когда пигмент, вода и акрил превращаются в долговечную пленку краски:
Этап 1
Акриловая краска, выжатая из тубы или извлеченная из банки, представляет собой тонко сбалансированную дисперсию пигмента в эмульсии акрилового полимера и воды. Вода служит для сохранения эмульсионной жидкости и действует как своего рода химический «шаперон», препятствуя сближению частиц акрилового полимера и их фиксации друг с другом.
Этап 2
При воздействии атмосферы вода в эмульсии испаряется или впитывается в основу для окраски. Именно тогда частицы акрилового полимера вступают в прямой контакт и сплавляются друг с другом.
Этап 3
Частицы прозрачного полимера организуются в устойчивую, шестиугольную структуру, удерживая пигмент на месте. Результат? Очень устойчивая, водостойкая, стойкая и яркая пленка краски.
Акрил дает возможность многократного нанесения слоев, делает возможными быстрой корректировку и уточнение работы. Поэтому эксперименты становятся свободней, а страх совершить необратимую ошибку отступает.
А как же градиенты?
Плавный переход цвета в условиях быстросохнущей краски требует понимания и технического мастерства. В зависимости от характера имитируемой фактуры можно сработать сухой кистью или сделать градиент по-сырому.
На маленькой поверхности достаточно немного разбавить акрил водой и смешать переходный цвет прямо на холсте. Для большой площади можно воспользоваться замедлителем высыхания, который, как правило, представляет собой добавку на основе гликоля или глицерина, не нарушает стабильность формулы эмульсии и многократно приостанавливает скорость испарения воды. Таким образом мы можем в одной работе сделать живые стилизованные под акварель пятна и неспешно вывести тончайшие градиенты как в масле.
Почему акрил темнеет при высыхании?
При намокании водно-акриловая эмульсия имеет слегка молочный вид и становится прозрачной при высыхании краски. Эта молочность слегка осветляет значение цвета. Когда вода покидает эмульсию и связующее вещество очищается, значение цвета темнеет. Этот процесс обычно называют изменением цвета от влажного до сухого. Он наиболее заметен у темных прозрачных пигментов, таких как ализарин, и меньше выражен у светлых непрозрачных пигментов, таких как желтый кадмий.
Чтобы ближе познакомиться со свойствами краски, полезно делать выкраски и таблицы смешения цветов. С практикой глаз научиться различать тот небольшой шаг, чтобы замес на палитре точно попадал в желаемую тональность на холсте.
Какие плюсы?
Высокая скоростью высыхания
Вода, присутствующая в составе краски, очень быстро испаряется, а на поверхности холста или бумаги образуется прочная цветная пленка. А значит можно многократно и быстро переписывать слои работы.
Прекрасное сцепление с поверхностью
Акрил идеально ложится на различные типы материалов: бумагу, картон, дерево, стекло, металл, ткань, пластик или загрунтованные поверхности.
Повышенная эластичность
Высохшая краска сохраняет достаточную гибкость и не покрывается трещинами со временем.
Отсутствие токсичных компонентов
Акриловые красители абсолютно безопасны для здоровья человека и окружающей среды.
Разнообразие цветов
Современные производители предлагают художникам огромный выбор оттенков красок на любой вкус.
Хорошее смешивание цветов
Многим художникам для написания картин достаточно иметь набор красок из 12 базовых цветов, из которых можно получить сотни разных оттенков в ходе смешивания.
Устойчивость к воздействию влаги
После высыхания акрил невозможно смыть с поверхности картины водой, для удаления краски нужен специальный растворитель.
Разнообразие текстур
Путем добавления воды или специальных медиумов художник может по своему усмотрению изменить консистенцию краски: от очень густой до максимально жидкой.
Возможность широкого применения в смешанных техниках
Акрил прекрасно сочетается с тушью, акварелью, фломастерами и прочими художественными материалами.
Отсутствие неприятных запахов
Благодаря своему составу (без органических растворителей) краска при высыхании не выделяет в воздух микроскопические ароматные частицы.
Акрил — современный многогранный материал. Есть множество форм самой краски: чернила, аэрозоли в баллонах, маркеры и тубы. Есть дополнительные материалы: пасты, медиумы, грунты и лаки. А еще множество техник и направлений которые можно изучать, смешивать между собой и искать авторский подход для оригинального творческого пути.
Варианты участия
Стандарт
- Доступ к урокам на 30 дней
- Проверка заданий педагогом
VIP
- Бонусные уроки
- 30 дней дополнительного доступа
- Приоритетная проверка и персональный разбор работ
авторизуйтесь
Один вопрос не могу понять... Почему некоторые покрывают акрил лаком а другие нет? С чем это связано и что лучше?...
Читать дальшеВсе началось с того, что дочь подарила раскраску "живопись по номерам". Раскрасила. Скучновато, но основные принципы живописи постаралась понять. А краски-то остались, захготелось написать что-то свое (почти свое, просто на чью-то тему). С тех пор начались рыболовно-грибные сюжеты. Рисовальщик из меня никакой, да и поздно уже в мои годы учиться классическому рисунку. Несколько лет назад переехала из Москвы в деревню, здесь и развлекаюсь как могу. С интересом читаю ваши теоретические статьи, за них спасибо.
Постараемся сделать и бесплатную часть тоже.
Мало того, этот материал оказываеься мой ровесник, не зря я не ровно дышу по отношению к акрилу. К сожалению, несмотря на такой заманчивый материал не могу участвовать в обучении. Это очень дорого для меня. Будут ли бесплатные мастер классы по акрилу?