Анна Чайникова
Акварелист, автор замечательных курсов для взрослых. Мы долго уговаривали ее сделать отдельные уроки для детей, и да, этим летом Аня записала серию ярких мастер-классов для ребят 10+. А в этой статье истории о пути художника и творческом подходе:)
Как творчество появилось в твоей жизни?
Мой папа художник, я выросла в творческой среде. С 4 до 8 лет ходила в изостудию, а в подростковом возрасте занималась с преподавателями. Затем подготовка к поступлению, и всё по классике: рисунок-живопись-композиция. Училась я на графического дизайнера рекламы, но в итоге предпочла быть свободным художником.
Преподавание для детей — как ты его видишь? Каким оно должно быть, чтобы ребенок действительно проявлял свой талант?
Мне кажется, важно объяснить, что краски и кисточки — это ремесленные понятия. Чтобы быть художником, даже не надо кисточку в руки брать — это должно быть ощущением мира. Ты видишь красоту и хочешь ее запечатлеть, выразить. На моих уроках мне хочется, чтобы детишки прорабатывали свои ощущения от лета, от солнца, от того, как дует ветер. Это особенно важно в информационную эпоху, где все потеряли связь с природой, и мы мало находимся в моменте, редко обращаем внимание на какие-то простые радости. В своих уроках я как раз стараюсь вытащить эти состояния и переложить их на какие-то ремесленные навыки, чтобы все срослось и получился красивый результат.
До 7-8 лет рисование — это чистое самовыражение, и не надо наступать ему на горло. Если дети хотят уйти от сюжета, нужно позволить им это сделать. Можно мягко вводить какие-то основы колористики, просто чтобы картинка получалась яркой, без грязных оттенков. И, пожалуй, всё.
А как же теория?
Ребенку 7-8 лет объяснять такие понятия, как, например, закон перспективы, стоит только если сам ребенок этого хочет. Я была таким ребенком: мне в 6 лет очень захотелось нарисовать картину, где люди сидели за круглым столом и пили чай. Для меня это был верх мастерства, я увидела похожую работу, которую написал кто-то из старших детей в нашей ИЗО-студии. И это было просто невероятно: вот стол, вот он стоит на полу, часть людей видно лишь наполовину, но понятно, что они все сидят за этим столом. Я долго расспрашивала преподавателей других учеников, в итоге чаепитие удалось.
А как выглядит обучение подростка?
Подростку от 10 лет уже стоит давать правила. Начиная с той же с колористики: чистые цвета — это наше всё в акварели. Плюс основы рисунка, композиция, построение. Но все должно быть постепенно, движение от простого к сложному, чтобы не перегрузить огромным количеством информации. Те же постановки: это долго, муторно, но потрясающе прокачивает навыки рисования и пространственного виденья. Желание рисовать отбивают не они, а устаревший подход нашего образования. Мне кажется, что художественных школах мало объяснений: задача ученика — просто повторить, что ему показал педагог. Это неправильно, ведь когда есть понимание, зачем рисовать кубики и шарики, всё становиться интереснее. Естественно, если у ребенка есть желание научиться.
А чем рисовать? В художественном магазине можно оставить очень много денег, разве нельзя без этого?
Это болезненный вопрос, но на ватмане не получится создать многослойную картину, с помощью детских красок не добиться красивых акварельных переходов. Не призываю никого покупать европейские марки, но российская бумага, например, «Палаццо Бейрут», и минимальный набор красок «Белые Ночи» — это то, что должно быть. С качественными материалами у ребенка будет лучше получаться рисовать и увеличится вероятность того, что он захочет продолжать учиться.
В чем основная особенность твоего подхода? Как ты учишь рисовать детей и взрослых?
Я учу рисовать через пятно и детей, и взрослых. Неважно, что мы рисуем, главное — уметь распределить светотеневые и цветовые пятна в нашем изображении. Обычно нас композиционно притягивает что-то связанное с этими пятнами, мы просто не всегда отдаем себе об этом отчет. В каждом моем уроке мы обязательно делаем тоновой эскиз — учимся перерабатывать референс в язык акварели. Мы идем от больших пятен и уменьшаем, уменьшаем, а когда работаешь по такому принципу вообще неважно, что рисовать: мотоцикл, или здание, или яблоко.
Хотите увидеть, как работает подход Ани к обучению? Тогда ждем вас на уроках для ребеят 7+ и 10+
авторизуйтесь