До 7-8 лет рисование — это чистое самовыражение, и не надо наступать ему на горло. Если дети хотят уйти от сюжета, нужно позволить им это сделать. Можно мягко вводить какие-то основы колористики, просто чтобы картинка получалась яркой, без грязных оттенков. И, пожалуй, всё.


А как же теория?
Ребенку 7-8 лет объяснять такие понятия, как, например, закон перспективы, стоит только если сам ребенок этого хочет. Я была таким ребенком: мне в 6 лет очень захотелось нарисовать картину, где люди сидели за круглым столом и пили чай. Для меня это был верх мастерства, я увидела похожую работу, которую написал кто-то из старших детей в нашей ИЗО-студии. И это было просто невероятно: вот стол, вот он стоит на полу, часть людей видно лишь наполовину, но понятно, что они все сидят за этим столом. Я долго расспрашивала преподавателей других учеников, в итоге чаепитие удалось.

А как выглядит обучение подростка?

Подростку от 10 лет уже стоит давать правила. Начиная с той же с колористики: чистые цвета — это наше всё в акварели. Плюс основы рисунка, композиция, построение. Но все должно быть постепенно, движение от простого к сложному, чтобы не перегрузить огромным количеством информации. Те же постановки: это долго, муторно, но потрясающе прокачивает навыки рисования и пространственного виденья. Желание рисовать отбивают не они, а устаревший подход нашего образования. Мне кажется, что художественных школах мало объяснений: задача ученика — просто повторить, что ему показал педагог. Это неправильно, ведь когда есть понимание, зачем рисовать кубики и шарики, всё становиться интереснее. Естественно, если у ребенка есть желание научиться.