Кто не пробовал рисовать животных с натуры? Только тот, у кого нет собаки, кошки, мышки или попугайчика (шутка).
В набросках с животных важно передать самое главное: общую форму, позу и линию движения. Остальные детали можно добавить позже по памяти, но пока животное замерло или позирует — фиксировать только главное.
О том, как прокачать навыки быстрых зарисовок с домашнего питомца, мы попросили рассказать Евгению Мельникову, художника, автора Базового онлайн-курса «Рисовать — это просто!» и хозяйку очаровательного корги.
Читайте историю от первого лица, во всех красках и эмоциях >>>
Вызов себе
Как только я завела Лабраша, я решила не просто наблюдать, как он растет, а фиксировать этапы взросления и все эти милые моменты пёсьей жизни, от самого такого пупсика, до взрослой собаки.
Я купила тетрадь для скетчинга с 60 листами и дала себе задачку: зарисовывать Лабраша в разных позах и настроениях раз в несколько дней.
Мой корги быстрый, живой, абсолютно сумасшедший щенок. Никогда не сидит на месте, у него не бывает застывшего состояния. Только если он очень сильно устал и спит, не шевелится. И то он дрыгает лапами, переворачивается, скулит, воет, бежит за кем-то во сне — его уловить практически невозможно.
Делюсь личным опытом, не зря же я ставила себе такую творческую задачу ;)
Стараюсь дважды в неделю делать зарисовки. Да, я профессиональный художник, но я человек, и у меня не всё и не всегда получается похоже, не всё реалистично.
Зато мне точно удается сохранить на бумаге те отпечатки образов и каких-то фрагментов щенячьей жизни, которые я увидела сейчас в моменте. Например, пока Лабраш начинает передвигать лапу, я уже зарисовала его секундную позу.
Это дикий азарт и возможность прокачать себя, творческий вызов самой себе. И результат намного более эффективный, чем при размеренной работе с фотореференсом.

В чём ценность работы с натуры?
Сохраняя на листе моменты жизни и реальные контакты непосредственного общения с животным, можно решить сложную рисовальную и энергетическую задачу. И только в этот момент получаются супернастоящие работы.
Эмоциональное впечатление от модели в моменте и от художника, находящегося здесь и сейчас. В этом и есть основная фишка работы с натуры! Плюс колоссальный опыт тренировки глаза, техники и образного мышления.
Потому что, во-первых, натура всё время движется. Во-вторых, она объёмная, трехмерная, а перевести всё надо в плоскость. В-третьих, короткий срок скетча за неимением статичного животного — это максимально тяжело.
Авторский подход к анималистике
Я предпочитаю сперва с натуры сделать быстрый скетч, а потом уже мелкие детали доделывать по памяти или с фото. Это оптимальный вариант. Если нужны совсем молниеносные скетчи, то я схватываю образ линией, а потом уже шлифую по фото.
Всегда ставлю себе временные рамки: я не работаю над скетчем более 20 минут, иначе он становится замученный, замусоленный, выстраданный. Такой рисунок смотрится некрасиво, он неживой.
Шаг за шагом
Приступая к первым скетчам с живой натуры, надо выбрать позу, чтобы всё-таки зверь спал! Начинать проще всегда с таких историй, когда животное не двигается.
Аккуратненько сажусь, подготавливаю все художественные материалы. Я беру кисточку браш, такую, у которой кисть с резервуаром туши внутри, и делаю первые наметки по контору, по краям располагая форму, такая обводка, где что будет нарисовано дальше.
Прохожусь по контуру кистью — и вот уже есть примерный набросок! Дальше я заполняю форму, начиная с глаз, носа и ушей (вот этот милый чёрный треугольник) и обозначаю большие пятна: черный, немного белого и рыжий.


Форма и цвет
Если мне повезет, он не перевернётся, то я беру более глубокий чёрный и прорабатываю цветом массивные пятна.
Для этого у меня есть маркер Molotow — толстый и плоский — им отлично закрашивать сразу большой массив: быстро, эффектно, с росчерками.
Такие задорные росчерки мне страшно нравятся, потому что дают ощущение лихого скетча, который, во-первых, быстро получается, во-вторых, над ним не нужно корпеть и закрашивать всё аккуратненько, в-третьих, помогает быстро схватить форму — то, что нужно в зарисовках с подвижной натуры!
Немного выдыхаю, потому что основная форма готова.
Очаровательные детали
Когда всё основное сделано, я беру чёрный маркер среднего размера и докрашиваю какие-то детали в ушах, прорисовываю глазки, носик, какую-нибудь лёгкую шерстку. После добавляю светло-рыжие и потемнее, коричневатые оттенки...
И даже мой неугомонный Лабраш вдруг проснулся и убежал, я помню, где какие пятна, поэтому просто подкрашиваю их поверх, в промежутках между чёрным и белым, там, где оставляла свободное пространство для манёвра.
В финале ввожу розовый оттенок: подкрашиваю переход от носа к белой шерстке, язычок или какие-то пяточки розовенькие — это добавляет очарования!

Памятка, как научиться скетчить с живой натуры: Держите минимальный набор художественных материалов всегда под рукой и наблюдайте за своим любимцем. Цените моменты, когда животное хоть на краткий период времени замирает. Ловите движение линией — научитесь сначала передавать форму, а «милоту» можно добавить потом. Не бойтесь испортить бумагу: самый неудачный скетч лучше, чем не сделанный!
Если хотите научиться рисовать животных — записывайтесь на Базовый онлайн-курс «Рисовать — это просто!» Евгении Мельниковой.
Уроки для новичков: тестируем сразу 5 художественных материалов, попробуем рисовать анималистику, пейзажи и натюрморты, перестанем бояться чистого листа и учимся ценить линию и цвет. Присоединяйтесь!
авторизуйтесь