Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Что такое графика

Графика - древнейший вид изобразительного искусства с безумно интересной историей. Отношение к графике было разным: кто-то создавал графические работы только в рамках обучения, кто-то прибегал к рисунку лишь на этапе создания картины красками, кто-то создавал настоящие шедевры, работая графическими материалами.


Обо всём этом поговорим сегодня, разберёмся, что же такое графика, к каким видам искусства относится и посмотрим, какое место в искусстве она занимает сегодня. Не обойдётся без её верной спутницы - живописи.


Графика — термин, который происходит от античного слова «grafo», означающего «писать, чертить, царапать».


К первым графическим работам в истории можно отнести наскальные рисунки, изображения на коже животных, глиняных и костяных пластинках. Это были попытки осмысления мира, общения и рассказа о происходящем.


Достаточно продолжительное время о графике говорили только в контексте каллиграфии при создании рукописных книг. Лишь ближе к концу XIX века рисунок стали относить к искусству. До этого его создание было по большей части лишь подготовительным этапом написания живописных картин. Рисунок не выходил за рамки эскизов и набросков.

Но естественно в графике создавались и мировые шедевры. Например, «Витрувианский человек», «Туринский автопортрет», «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи. Ночные офорты Рембрандта и Гойи, иллюстрации Доре, работы японских мастеров - Китагавы, Хиросиме, Хокусая.


Великий Микеланджело был настолько поглощён рисунком, что считал его важнейшим видом живописного искусства, из которого появились все остальные.


В XVI-XVII веках большую популярность обрела гравюра. Сразу вспоминаются работы выдающегося немецкого гравёра - Дюрера. В эпоху рококо расцветает пастельная графика. Позже появляется акварель, в которой объединяются особенности графики и живописи.


Прогресс не стоял на месте. Появилось книгопечатание. Книги и не только стали украшать иллюстрациями. Росло количество грамотных и образованных людей, а вместе с этим и их потребность в печатной продукции.


На рубеже ХХ века художественная графика окончательно стала полноценным и самостоятельным видом в изобразительном искусстве. Ей присуще создание изображений с помощью линий, разных видов штрихов и пятен. Поскольку цвет в графике лишь дополнительная опция, которая зачастую не применяется, то классные графические работы отличают потрясающие тональные отношения. И сейчас множество художников по всему миру изучают тон, работая с графическим материалами. А мастера создают объёмные изображения, используя всего один материал и цвет.

Записаться на курс

Евгения Войнар (Мельникова)
Чёрно-белое кино
18 июля — 17 августа
Анна Эгида
Спецэффекты цветными карандашами
18 июля — 17 августа
Анастасия Ермакова
Между светом и тенью
5 сентября — 5 октября
Елена Таткина
От графики до пастели. Натюрморт
12 сентября — 26 октября

Виды графики в искусстве и не только

Графику принято классифицировать по способу создания рисунка и по его функциональности.


Первый подход предполагает деление графики на 3 группы: нарисованную, печатную и цифровую.


Нарисованная (или уникальная) графика. Работы, созданные классическими материалами. Каждый рисунок уникален, поскольку создан в единственно экземпляре. В основном именно такие графические работы вы можете видеть в художественных музеях и галереях.


Печатная графика. Графические работы, выпущенные тиражом, которые печатаются вручную с матрицы. Для их создания используют разные станки. Печатать работы может сам художник или другой человек - гравёр. Самая длинная производственная цепочка выглядит так: художник, переносчик созданного художником изображения, резчик, печатник. Даже сегодня при всей развитости технологий сохраняется актуальность профессии печатника. Например, в литографии. Печатная графика позволяет создать любое количество изображений в зависимости от задач и технических возможностей.


Компьютерная графика, она же цифровая. Создаётся в специальных программах. С её помощью создаются двухмерные и трехмерные иллюстрации, анимация, виртуальная реальность, игры и т.д. Согласитесь, представить современный мир без компьютерной графики уже невозможно.


Теперь поговорим о функциональной классификации работ.

Классификация работ

Станковая графика. Род изобразительного искусства. Он характерен тем, что все работы являются самостоятельными произведениями. Станковую графику принято делить на эстамп и рисунок. Эстамп - гравюрный или любой другой оттиск на бумаге с матрицы. Наиболее распространены гравюры, сделанные в техниках ксилография и офорт. Первая - выполняется на дереве, а вторая на металле путём воздействия кислот. Кроме гравюр к эстампу относят монотипию, литографию, трафаретную печать и шелкогорафию. Художники создают свои работы во всевозможных жанрах: от натюрмортов до пейзажей и портретов.


Акварельные работы. Техника изобразительного искусства, в которой объединены элементы живописи и графики. Нередко в акварельных картинах помимо самой акварели используют гуашь, белила, пастель, сангину. А вы знали, что акварельные работы занимают такое переходное положение?

Книжная и журнальная графика. Несложно догадаться, что задача книжной графики - дополнить и украсить книги средствами изобразительного искусства, чтобы лучше раскрыть их творческий замысел и содержание. Это и работа над шрифтами, и над обложкой, и над иллюстрациями. Книжная графика неразрывно связана с полиграфией.


Создание книжных иллюстраций - интересное и востребованное направление. В нашей школе представлены несколько курсов, знакомящих учеников с этим увлекательным миром и открывающими двери в профессиональную деятельность иллюстратора. Онлайн-курсы Александры Балашовой: «Смелость и чувства», «Новая иллюстрация для начинающих», «Экспериментальная иллюстрация», «Рассказывай как художник» и другие. Для всестороннего обучения есть две годовые программы - «ВХШ. Профессия иллюстратор» и «ВХШ. Профессия иллюстратор 2». На них вы «от и до» обучитесь всему, чтобы стать востребованным профессионалом.


Прикладная графика. К ней относят работу над вывесками, буклетами, листовками, флаерами, открытками, айдентикой, упаковкой, плакатами и т.д. Каллиграфия. Мастера работают над написанием текстов на разных поверхностях, разработкой шрифтов, текстовых логотипов. Обучиться всем секретам каллиграфии и леттеринга, найти себя в профессии, получить классное портфолио вы можете на годовой программе Анны Цымбал и Веры Соколовой «ВХШ. Буквы как профессия». Также, вы разберётесь, как налаживать рабочий процесс, находить клиентов, составлять договоры. За время обучения вы освоите работу как в digital-техниках, так и классическими материалами.

Тонкая грань между графикой и живописью

Если смотреть на создание работ не глазами искусствоведа, а глазами художника, то где и как проходит разделение на графику и живопись, нужно ли оно вообще?


Как мы уже говорили выше - рисунок часто выполняет роль помощника в работе над живописной картиной. Художник создаёт эскиз и переносит его на холст, а после рисунок исчезает под слоями краски. Или же наоборот он остаётся главным героем своего создателя.


Существует множество канонических работ, в которых максимально полно раскрываются либо возможности живописи либо возможности графики. Но так происходит далеко не всегда. Взять, например, акварель. Одни работы ей будут относиться к живописи, другие к графике, а третьи вообще останутся где-то посередине. На самом деле, далеко не всегда можно легко и однозначно ответить на вопрос: «А что перед нами - графика или живопись?».


Довольно часто люди считают, что если работа выполнена в цвете, то это живопись, а если она чёрно-белая, то графика. Но ведь и живописные картины бывают монохромными, а графические работы цветными. (Если вы хотите освоить возможности цветной графики, то приглашаем вас на курс Анны Эгиды «Цветная графика». На нём Анна объясняет, как одни и те же приёмы и техники использовать в работе с разными материалами. Вы очень сильно расширите свой технический арсенал на уроках у гуру скетчинга).


Кто-то скажет, что дело в материалах: используешь акрил или масло - живопись, выбираешь уголь, пастель, карандаши - графика. И будет во многом прав. Но при этом можно встретить и рисунок, написанный красками, и графику, созданную кистью.


Есть много технических нюансов, характерных для этих двух направлений. Например, в работе с плоскостью и с организацией пространства. В живописи достаточно часто тонируется холст, что как бы создаёт новую реальность, поскольку прячет фактуры фона и плоскости. В графике же всё наоборот.


Но стоит ли автору разделять себя на художника-графика и художника-живописца, если в итоге почти во всех картинах отыщутся и элементы графики, и элементы живописи. Такое разделение, слепое следование канону сужает широту мышления художника, и снижает уровень его технических возможностей. При решении творческих задач намного эффективнее и интереснее сочетать возможности обоих направлений. Это даёт больше вариативности и позволяет вырабатывать свой авторский почерк.

Поэтому, обучаясь рисованию, лучше уделять внимание и графике, и живописи одновременно. Так вы сможете со знанием дела, осознанно миксовать их возможности. Что в свою очередь приведёт к главной цели любого художника - создавать классные, актуальные и самобытные картины.


Вам с удовольствием в этом помогут наши преподаватели. Например, на курсе Анастасии Ермаковой «Между светом и тенью» вы поработаете и живописными, и графическими материалами, полностью разберёте, что такое тон, тональная разница и поймёте, как делать максимально точные градации тона.


На курсе «Чёрно-белое кино» Евгения Войнар познакомит вас с актуальной графикой. Вы узнаете, как классические для графики тон, линию и пятно использовать в современном искусстве. Вас ждёт множество экспериментов и смешанных техник.


Если ваш любимый материал - это пастель, то очень сильно рекомендуем прийти на курсы Елены Таткиной «От графики до пастели» и «От графики до пастели. Натюрморт». На них вы начнёте с изучения возможностей чёрно-белой графики, а закончите потрясающими современными пейзажами и натюрмортами, выполненными пастелью в цвете.


Если вы фанат скетчинга, то для вас станут вдохновляющей находкой курсы Анастасии Мамошиной «Рефлекс скетчера» и «Рефлекс шкипера». На уроках Настя учит, как миксовать самые разные техники и материалы: от линера до акварели, чтобы получать стильные и современные работы.


Это лишь несколько курсов, на которых вы сможете одновременно получить и фундаментальные знания по рисованию, и научиться интерпретировать их по-своему, чтобы создавать классные и актуальные картины, рисунки, иллюстрации.

Вместо завершения

Графика - одно из важнейших направлений в изобразительном искусстве. Графические работы - прекрасны и востребованы сами по себе: как в искусстве, так и в прикладной деятельности. Графические материалы и техники открывают множество возможностей для творческой реализации, но при этом и находят применение в других направлениях.


Графика имеет очень важное значение для становления художника. Только в графике вы сможете разобраться во всех возможностях тона, что необходимо при работе в любых жанрах и направлениях.

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2024

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›