Что такое композиция: основы, приемы и принципы построения
Залог хорошего рисунка – это правильно составленная композиция. Некоторые художники интуитивно чувствуют, как правильно расположить объекты на рисунке, чтобы они гармонично сочетались между собой, но гораздо надёжнее подкрепить свои ощущения знаниями.
Универсального учебника по созданию идеальной композиции, к сожалению, не существует, но если понять основные принципы построения композиции в изобразительном искусстве, то можно научиться шаг за шагом продумывать свою работу, не перегружать лишними деталями и правильно передавать художественный замысел зрителю.

Что такое композиция
Говоря простым языком, композиция – это структура рисунка, расположение его основных элементов относительно друг друга и их взаимодействие между собой. Композиция помогает рассматривать изображение как единое целое, а не набор разрозненных предметов. Так же правильно подобранная композиция позволяет художнику расставить акценты, передать движение и даже эмоции.
Теоретики выделяют несколько основных принципов композиции, которые иногда даже называют законами:

Целостность – все детали рисунка так взаимодействуют между собой, что он воспринимается зрителем как единое целое, а не распадается на множество отдельных элементов. Чтобы достичь этого эффекта, художник сначала продумывает пропорции главных частей композиции, затем делает набросок основных силуэтов, расположив их на листе, и только потом приступает к деталям, постепенно заполняя ими пространство. При этом объекты не должны теряться на фоне друг друга и сливаться в неопределённую мешанину, если только это не является своеобразной задумкой художника. Пожалуй, целостность изображения – это самая главная основа удачной художественной композиции.
Созависимость - важно так расположить объекты, чтобы в картине считывался композиционный центр (и это чаще всего не центр листа!), так сказать, главный герой, от которого зависят остальные элементы. Проще говоря, второстепенное подчиняется главному. Интересно, что композиционный центр в картине может быть и не один, но их всё равно нельзя делать равнозначными. Созависимость объектов необходимо сохранить, чтобы не потерялась целостность изображения.
Композиционное равновесие – даже самые динамичные изображения желательно сбалансировать относительно центра, чтобы композиция была устойчивой. При этом рисунок совсем не обязан быть симметричным. Равновесие может достигаться, например, за счёт контрастов. Так же для соблюдения баланса в рисунке можно наоборот использовать так называемую композиционную паузу – то есть незаполненный участок пространства между объектами. Эта «пустота» сама по себе будет восприниматься как объект.
Контрастность – с помощью контрастов передаётся и форма, и объём, и цвет. Без контраста рисунок просто не будет считываться зрителем и сольётся с фоном по тону или цвету. Контраст помогает художнику выделить, например, основные объекты рисунка и «припрятать» второстепенные. Можно подчеркнуть композиционный центр более светлым фоном или использовать контраст размеров, сделав главный объект более крупным, чем остальные. В рисунке можно противопоставлять не только тон и цвет, но и величины, формы, объёмы, плоскости, фактуры и даже использовать психологический контраст. Важно не забывать про равновесие и не перегружать работу деталями.

Законы композиции применимы для любой работы, будь то учебный натюрморт, пейзаж или библейский сюжет – это основы художественной композиции, на которых, как на качественном фундаменте, строится вся работа.
Виды композиции
Для лучшего понимания основ композиции в живописи и в рисунке, попробуем разобраться, какие чаще всего встречаются виды композиции. Итак:
Композиция статичная – создаёт ощущение, что объекты на рисунке неподвижны и уравновешены. Для достижения этого эффекта все предметы должны быть изображены перпендикулярно линии горизонта, строго по вертикальным осям. Статичная композиция очень часто используется, например, в натюрмортах.
Композиция динамичная - здесь художник наоборот старается создать иллюзию перемещения в пространстве картины. Ощущение динамики дают диагонали или движение можно задать, например, с помощью ритма – повторяющихся линий, штрихов, цветовых пятен – про ритм в композиции мы поговорим немного позже. Важно помнить, что динамичное изображение всё равно должно быть уравновешенным.
Симметричная композиция – рисунок строится зеркально относительно вертикальной оси симметрии, проходящей посередине листа. Соответственно, композиционный центр располагается на этой оси. Симметричное изображение чаще всего статично, поэтому, если хочется передать движение, то избавляемся от одинаковости.
Асимметричная композиция – более сложный и интересный вид композиции, когда части рисунка по разные стороны от вертикальной оси симметрии отличаются друг от друга. Уравновесить такую композицию можно, например, разместив с одной стороны какой-то крупный объект, а с другой – несколько более мелких.
Замкнутая композиция – визитной карточкой этого вида композиции можно назвать наличие границ изображения. Она замкнута и не предполагает продолжения вне этих границ.
Открытая композиция – изображение как будто бы упирается в края листа, и зритель может мысленно продолжить его за границами рисунка. Так же элементом композиции может быть, например, большое открытое пространство.
С видами композиции мы разобрались, теперь можно переходить к основным принципам построения композиции.
Делим на три
Самый простой способ построить удачную композицию – воспользоваться правилом третей. Оно заключается в том, что лист необходимо разделить двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные прямоугольники – такую сетку можно увидеть в цифровых фотокамерах.
Более сложный вариант вспомогательной сетки – построенный на принципе «золотого сечения» – это соотношение величин, которое наблюдается в природе и подмечено ещё древними творцами. Вертикальную и горизонтальную стороны мы делим не на равные отрезки, а с использованием соотношения 1,618 – если всю длину стороны листа принять за 100%, то один отрезок будет на отметке 38%, а второй – 62%.
Сначала отмеряем эти отрезки в одну сторону, а затем в другую, чтобы получились две точки. Повторяем процедуру по всем сторонам листа и рисуем сетку – в отличие от правила третей, прямоугольники получатся не равные – средняя часть будет уже. Это соотношение считается более гармоничным.

В точках пересечения этих линий размещаем основные элементы композиции, к которым хотим привлечь внимание зрителя. Например, если задумали сюжет с несколькими композиционными центрами, то целесообразно разместить их на пересечениях линий или на самих линиях, в зависимости от объекта. Правило третей или более сложное «золотое сечение» часто используется в пейзажах. Например, чтобы добавить акцент в композицию, можно изобразить на вертикальной линии сетки одиноко стоящее дерево или «подвесить» в небе луну – такой элемент привлечёт внимание зрителя в первую очередь.
Так же линия горизонта, размещённая на границе нижней и средней, если мы хотим показать больше неба, или средней и верхней третей, если нас больше интересует земля или вода, визуально будет смотреться намного гармоничней, чем расположенная посередине листа.
Немного геометрии
Соотношение «золотого сечения» можно использовать и в диагональной разметке листа, поделив его сначала на два равных треугольника диагональю из угла в угол. Затем на этой диагонали отмеряем нужный отрезок, верхнюю часть оставляя более длинной. После соединяем верхний угол листа с полученной точкой новым отрезком. У нас должно получиться три треугольника, в которых можно будет разместить элементы композиции.
Отдельным пунктом можно отметить то, что композицию часто вписывают в какую-либо простую геометрическую фигуру – круг, овал, квадрат или треугольник – это особенно заметно в картинах классических мастеров, на изучении которых можно понять основные принципы и приёмы художественной композиции.

Организуем пространство
Ещё на этапе продумывания рисунка, художник должен не забывать про перспективу и многоплановость изображения, про «воздух» в картине. Например, при построении композиции натюрморта стоит помнить, что нельзя располагать предметы вплотную к краям листа – им будет тесно. Так же, чем ниже расположен объект на листе, тем ближе он будет казаться зрителю – здесь уже работают правила перспективы.
Важно правильно подобрать размеры изображаемых объектов, ведь если они будут слишком маленькие, то потеряются на белом листе, а если слишком большие, то займут всё пространство и сами им станут.
Не стоит выстраивать объекты на рисунке в одну линию - это скучно. Чтобы показать многоплановость изображения, частично перекрываем одни предметы другими – это создаёт иллюзию глубины пространства.

Ритм в композиции
Ещё одним основным приёмом композиции, делающим её более интересной и живой, является ритм. Как и в музыкальном произведении, состоящем из звуков разной продолжительности и высоты и пауз между ними, ритм в художественном произведении задаётся с помощью повторяющихся элементов, но разной толщины, высоты, направленности и на разном расстоянии. Например, попробуем изобразить забор – это самой простой наглядный пример ритма. Если расположить ряд вертикальных столбиков на равном расстоянии и соединить их горизонтальными перемычками одинаковой толщины, мы получим ровный, скучный забор, на котором не остановится взгляд. А вот если нарушить этот строгий ритм, сломать какую-нибудь перемычку или сделать некоторые столбики покосившимися, то рисунок заиграет совсем по-другому, в нём появится история.
Так же разнообразный ритм может придать живости лесному пейзажу, если деревья выстроить не по струнке, а на разном удалении друг от друга и от зрителя, стволы сделать разной толщины и формы, и заставить их расти не строго вертикально, а с наклоном в разные стороны.
Ритмичную композицию можно создать и с изображениями групп людей, расположив их на рисунке не в шеренгу, а на удалении друг от друга и на разных планах. Живости добавят фигуры разного размера, например, взрослых и ребёнка. Любые нарушения в ритме делают изображение динамичнее и интереснее.

Без труда никуда
Любой творческий процесс требует знаний и навыков. Сегодня мы разобрали основные принципы построения композиции. Руководствуясь этими, по сути, несложными правилами, можно научиться воплощать в рисунке любые художественные замыслы так, чтобы они гармонично смотрелись на листе, холсте или прямо на стене. Чтобы зрителю хотелось задержаться у работы подольше и вглядываться в детали, погружаясь в историю, рассказанную художником.