Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

  • Войти
  • Главная
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Мини-курсы
    • Живые курсы
    • В Москве
    • В Санкт-Петербурге
    • Расписание
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Школа Школа 
    • Студии рисования
    • Преподаватели
    • Вакансии
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход

Что такое сангина и как ею рисовать

Сангина. Странное слово – то ли болезнь, то ли … кровь? А ведь это один из самых первых художественных материалов в истории искусства, наравне с углём и мелом. И название действительно происходит от латинского слова «sanguis», означающего «кровь».


Самые древние наскальные рисунки красного цвета относят к эпохе палеолита, в античности сангину использовали для набросков изображения на керамике.

Сангина - что это?

Сангина – мягкий материал для рисования, выпускающийся в брусочках круглого или квадратного сечения, в виде тонких заострённых стержней и в виде карандашей. Сангина бывает различных оттенков красновато-коричневого цвета – идеальный инструмент для набросков обнажённого человеческого тела. Такой цвет обусловлен тем, что в состав сангины, помимо каолина, входят оксиды железа. По цвету сангина похожа на сепию, но путать эти материалы не стоит – несмотря на схожесть цвета и фактуры, у них разный состав – раньше цвет сепии придавали чернила каракатицы.


Первоначально использовалась сангина природного происхождения – производить её начали в Италии, поскольку там обнаружились большие запасы необходимых для этого ингредиентов: глины, охры, сиенской земли, которые смешивались между собой и обжигались в специальных печах. Затем люди научились производить этот материал искусственно – из глины, растительного клея и пигментов.


Сангина, как самостоятельный художественный материал, получила широкое

распространение в эпоху Возрождения. Величайшие художники этого периода, такие как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и многие другие, создавали сангиной и наброски, и полноценные работы, мастерски играя с тоном и придавая изображению живописный вид.


Для начинающих художников сангина хороша тем, что легко удаляется с бумаги, а значит, практически любые неточности в работе можно исправить.


К другим несомненным плюсам можно отнести то, что этот художественный материал:

  • не выцветает на солнце;
  • несмотря на монохромность, имеет много оттенков;
  • относительно недорого стоит.


Работа с сангиной не требует предварительного наброска карандашом – эскиз можно делать сразу мелком, а потом доводить рисунок до идеала, добавляя и уточняя детали.

Как рисовать сангиной

Перед началом работы с сангиной нужно подготовить следующие инструменты и материалы:


Сангина – для основного рисунка подойдёт материал в брусочках, а для

проработки деталей удобнее воспользоваться сангиной в карандаше.


Бумага – возьмём плотную, шероховатую бумагу для пастели – сангина на ней

держится лучше всего. Не стоит сразу замахиваться на большие форматы – будет сложно заполнить всю поверхность листа. Лучше начинать с А4 или даже А5.


Клячка – позволить высветлить тон там, где это необходимо. Особенность клячки в том, что ею не нужно тереть изображение как ластиком – она вбирает в себя пигмент, не повреждая бумагу.


Бумажная салфетка – для растирания штрихов. Можно скрутить салфетку в

плотную трубочку – получится самодельная растушёвка.


Мелкая наждачная бумага – для заточки мелков, при необходимости.


Лак для волос – как и любой другой мягкий художественный материал, сангина

легко стирается с поверхности бумаги поэтому, если нет возможности убрать

работу под стекло, лучше подстраховаться и закрепить изображение лаком для

волос. 


Лак нужно распылить с расстояния не менее 40-50 см от поверхности и дать высохнуть. Стоит помнить, что любой фиксатив, даже профессиональный, делает работу темнее. 


Если частое перемещение рисунков не планируется, то их можно не фиксировать и хранить в альбоме, но обязательно проложить листы калькой, чтобы максимально уменьшить трение между ними.

Основные техники рисунка сангиной

Основные способы рисования сангиной – это линия, штриховка, растушёвка и

комбинирование этих техник. Коротко о каждой технике:


Линия – для прорисовки контура предметов или проработки отдельных деталей, а так же для предварительных набросков, сангиной наносятся тонкие линии, которые можно впоследствии оставить или растушевать до однородного тона.

Штриховка – выполняется путём нанесения различных по направлению, толщине и форме линий. За счёт мягкости материала, можно легко варьировать толщину и яркость штриха за счёт силы нажима. 


Штриховка помогает передать форму предмета, только для этого штрихи должны повторять эту форму, то есть, если рисуем шар, то они будут полукруглые. Так же с помощью штриховки накладываются тени, придаётся объём.


Начинающим художникам, чтобы понять, как ведёт себя материал на бумаге, можно потренироваться в штриховке, начертив на листе несколько квадратов и заполнив их разными штрихами – вертикальными, горизонтальными, диагональными, перекрёстными, полукруглыми.


Так же можно попробовать порисовать не острым кончиком мелка, а всей гранью, положив его плашмя – получится широкая полоса цвета – таким способом хорошо тонировать большие участки работы и накладывать тени без штриховки.


Для того чтобы сделать линии ещё более яркими, можно слегка смочить мелок водой.


Растушёвка - растирание штрихов до получения ровного фона. Растушёвка

добавляет работе прозрачности и реалистичности. Для отработки навыка

растушёвки стоит снова нарисовать небольшие квадраты, заполнить их штрихами и растереть эти штрихи с помощью салфетки или просто пальцем.


Отличным упражнением для понимания материала служит, так называемая, тоновая растяжка. Для этого рисуем прямоугольный контур и заполняем его цветом от самого тёмного к самому светлому. Переходы между тонами должны быть плавными.


Наибольшей выразительности можно достичь, объединяя в работе несколько техник, делая разные по толщине и насыщенности штрихи.

Простые рисунки сангиной для начинающих

После того, как потренировались в штриховке, растушёвке и работе с тоном, можно приступать к рисованию. Возьмём простой сюжет, например, раскидистый старый дуб в поле.


Сначала ребром мелка легко затонируем всю поверхность листа. Салфеткой растушуем неровности тона. Затем, отступив пару-тройку сантиметров от нижнего края листа, примерно по центру, наметим толстый ствол дерева, пару массивных веток, уходящих в крону и контур кроны тонкими линиями. Так же наметим линию горизонта чуть ниже середины листа. Можно плоской стороной мелка наметить по линии горизонта силуэт какой-нибудь растительности. Прорабатывать его не нужно, он просто добавит рисунку глубины. Набросок готов.


Максимально плотно заштрихуем часть ствола под самой кроной. Эта тень на нашем рисунке будет самой тёмной областью – ориентируемся на неё. 

Представим, где в кроне дерева могут быть наиболее затенённые места, и заштрихуем их немного светлее, чем ствол в тени. Теперь более свободными штрихами нанесём полутени в кроне и на стволе дерева и совсем легко заштрихуем ту часть кроны, куда падает свет. 


Так же наметим падающую тень от нашего дуба. Представим, откуда идёт свет и в соответствии с этим, выберем направление тени. Если свет падает прямо сверху, то самая густая тень будет непосредственно под деревом по кругу. Если свет сбоку, то тень будет падать с противоположной стороны. Чем ниже источник света, тем длиннее будут тени – всё просто.


Тщательно растушуем все штриховки и переходы от света к тени. После того как

основные тоновые пятна проработаны, можно добавить деталей. Если есть сангина в карандаше, воспользуемся им. Или подточим брусок наждачной бумагой и приступим к работе.


Достаточно жирными линиями наметим рисунок коры на стволе, ведь если дуб старый и раскидистый, его кора очень неоднородная и рельефная. Аккуратно растушуем эти линии салфеткой, свёрнутой в плотную трубочку – этим мы создадим тени от каждого изгиба коры и тем самым придадим объём изображению.


Крона дерева тоже неоднородная, поэтому тонкими волнистыми линиями слегка наметим лиственные массы. Можно прорисовать несколько ветвей внутри кроны.


Критически осматриваем рисунок, подправляем при необходимости то, что не очень нравится и радуемся новому освоенному материалу.

Записаться на курс 

Дарья Остапенко
Предплечье
Дарья Остапенко, Анастасия Ермакова
Анатомия
Дарья Остапенко
Фигура
Дарья Остапенко, Анастасия Ермакова
Портрет

Школа

  • Блог
  • О школе
  • Преподаватели
  • Работа в школе
  • Контакты
  • Партнерам
  • Пригласить друзей
  • Франшиза

Ученики

  • Лента работ
  • Рейтинг работ
  • Добавить работу

Программы

  • Абонементы
  • План обучения
  • Базовый курс рисования
  • Курс акварели для начинающих
  • Пастель для начинающих
  • Скетчбук
  • Курсы для детей
  • Подарите курс

Контакты

  • 8 800 505-00-85
  • info@kalachevaschool.ru
  • Москва, Столярный переулок, д.3, к.18
  • По вопросам сотрудничества:
  • partner@kalachevaschool.ru
  • Написать основателю школы
  • Матвею Калачеву
  • mk@kalachevaschool.ru

Школа Вероники Калачевой, 2013—2023

  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных

‹›