Каждый художник, работающий с портретами, должен научиться строить части лица с помощью перспективного мышления и видения, а не простого срисовывания с натуры или картинки. Только так можно добиться реалистичности, симметричности и выразительности даже в сложных ракурсах.
Объект не должен превратиться в форму на листе. Это достигается объёмным рисованием - когда вы создаёте объект из простых геометрических фигур, как бы располагая их друг на друге.
С этой позиции мы рассмотрим работу с глазами, чтобы вы научились рисовать портреты карандашом и красками как профессиональный художник - легко и красиво. Вы сделаете большой шаг вперёд, узнаете много полезной информации и начнёте применять её на практике.
Чувства и эмоции. В глазах отражается вся полнота и гамма переживаний героя. Порой хватает одного беглого взгляда, чтобы увидеть их во всей полноте.
Душевное состояние. По глазам на рисунке можно увидеть, что наполняет человека - радость или печаль. Можно сделать интересный ход, когда герой занят каким-то весёлым занятием, например, танцует, но его глаза полны грусти.
Характер. Глаза героя выдают, какой это человек. Сильный или слабый, решительный или трусливый, волевой или мягкий, неукротимый или кроткий и т.д. И здесь полный полёт для творчества и фантазии. Необязательно создавать трусливого героя слабым и хилым. Он может быть очень силён физически и прятать свою трусость за этой силой, а физически слабый герой может обладать стальным и непреклонным взглядом и характером.
Как вы видите рисование человека - это не только про техническую сторону, но и про психологию. Важно представить себе героя, составить его психологический портрет, его мимику, как он двигается.
Но для начинающих портретистов важно научиться просто рисовать глаза без эмоций и психологических аспектов. Карандаш - лучший инструмент, чтобы отточить все технические навыки.
Начнём со строения глаза. Обратим внимание на все нюансы, актуальные для художников.
- Бровь
- Складка верхнего века
- Верхнее веко
- Ресницы
- Толщина верхнего века
- Зрачок
- Радужка
- Глазное яблоко
- Слезник
- Толщина нижнего века
- Складка нижнего века
- Бумага. Подойдёт любая бумага, но если есть возможность, то советуем использовать специальную среднезернистую бумагу.
- Карандаши разной мягкости — НВ, НН, 2В. Для разных задач и деталей будем использовать разные карандаши.
- Ластик-клячка.
- Палочка для растирания штриховки. Можно сделать самим, скрутив обычную бумагу в конус. Ей легко работать со штриховкой, добиваясь монотонного цвета.
Урок №1 - теоретический. Разбираем особенности рисования разных элементов глаза
Веки
Складка кожи над верхним веком ОСНОВЫ
У всех людей она выглядит и формируется неодинаково, придавая глазам уникальность. Но у каждого человека она немного свисает над верхним веком. Есть характерные особенности её расположения у представителей разных народностей.
Складка кожи над верхним веком - один из якорных элементов в рисовании глаз. Её форма, направление и характерные особенности складки помогает точно и выразительно нарисовать их.
Положение зрачка определяет куда смотрит глаз. Зрачок располагается в самом центре радужной оболочки в виде правильного тёмного круга и имеет плоскую форму в отличие от самой оболочки. Поэтому неправильно рисовать зрачок на её границе. Обратите на это внимание.
В обычном, расслабленном положении примерно треть оболочки закрыта веками.
На разных этапах ресницы только намечают, а детализируют уже в финале работы. Ресницы - средство выразительности, подчеркивающее настроение и шарм, придающее индивидуальности.
В работе с ресницами важно помнить несколько моментов. У ресниц разная длина и рядом с длинной всегда располагаются короткие. Толщина ресниц у основания больше чем на кончиках. Ресницы могут быть разной длины и толщины, а ещё могут быть закручены. Ресницы не самый главный элемент, но если отнестись к ним с пренебрежением, то они могут испортить впечатление от рисунка.
- Идём пошагово и начинаем со свободного наброска, не вдаваясь в анатомические подробности. Мы будем рисовать один глаз, чтобы не отвлекаться на пропорции и работу мышц лица. На этом этапе используйте тонкий карандаш. Все штрихи делайте лёгкими, не давите сильно на карандаш. Возьмите выбранный референс и наметьте глаз в ромбовидных угловатых рамках.
- Затем намечаем глазную радужку и зрачок. Используем самый мягкий карандаш. Помним, что радужка имеет выпуклую форму, поэтому она прорисовывается штрихами. Внизу темнее, вверху светлее. Работаем с толщиной века и намечаем слезник. Также на этом этапе обозначаем бровь.
- С помощью палочки для растирания штриховки придаём радужке выразительности. Более жёстким карандашом 2В добавляем штрихи, предающие глазу реалистичность. Более детально прорабатываем бровь, убираем лишнее и фиксируем форму. Добавляем тень под верхним веком и тени на глазном яблоке.
- Завершаем работу нанесением ресниц. Вспоминаем всё, что мы говорили о них выше и воплощаем в рисунке.
Вот как очень быстро можно научиться рисовать глаза человека, если знать некоторые особенности их строения и освоить несложные технические приёмы.
Как не ошибиться в размерах
Предлагаем несколько простых правил, чтобы не ошибиться с пропорциями и не только:
- Расстояние между глазами точно такое же как длина от одного кончика глаза до другого.
- Располагайте глаза помещаются на одном расстоянии от подбородка и от одинаковом удалении от подбородка и от темени.
- Не забывайте про тени. Глаза имеют форму шара, и если учитывать это, то они получатся плоскими, а портрет будет испорчен.
Эти правила подходят для освоения практических навыков и понимания принципов пропорций человека, чтобы научиться рисовать обычные среднестатистические глаза и лицо. Но если вы хотите нарисовать персонажа и подчеркнуть его характер физическими особенностями, например, сделать человеку совиные глаза или глаза тигра, то смело нарушайте все правила!
Лучше один раз увидеть
Мы разобрали лишь некоторые базовые принципы. Текст и картинки не передают всей полноты и не отображают нюансов. Персональные занятия стоят довольно дорого, поэтому считаем, что лучший способ научиться рисовать и глаза, и портреты, и всё-всё-всё - видео-уроки. В нашей школе есть множество курсов, которые подходят и новичкам, и продолжающим. Есть разные форматы: с самостоятельным прохождением и с проверками работ преподавателями и авторами курсов. Их бесценные комментарии помогают избегать и исправлять неточности, находить свой подход и стиль. А прохождение обучения вместе с другими учениками - это новые интересные знакомства и гарантированная поддержка.
Если вы хотите рисовать на высоком профессиональном уровне, отталкиваясь от анатомии и классической школы, то рекомендуем пройти серию курсов Дарьи Остапенко «Рисуем человека». Вооружившись карандашами, вы поэтапно и досконально разберёте, как рисовать не только глаза, портреты, но и всего человека, научитесь работать с возрастными особенностями, изображать героя в разных позах и ракурсах.
Вы получите все необходимые знания и навыки на уровне обучения в художественной школе, но без лишней воды и в интересной и увлекательной форме.