Поделиться в социальных сетях
Книги, которые мы читали в детстве, остаются в памяти навсегда. Не только потому, что сказочные истории западают нам в душу. Огромную роль играют яркие картинки с изображением любимых героев.
Образы Незнайки,
Как художникам удается создавать такие запоминающиеся иллюстрации. В чем особенность их рисунков? И какие виды иллюстраций для детских книг существуют?
Разбираемся в этом вместе с Александрой Балашовой, иллюстратором
и преподавателем Школы рисования Вероники Калачевой.
Зачем книге картинки?
Чтобы понять, какую иллюстрацию можно считать идеальной, нужно разобраться, в чем вообще заключается основная задача художника-иллюстратора.
Во-первых, он должен создать произведение, которое дополнит текст книги или журнала. Иллюстрация придает истории или статье красочности, делает материал осязаемым. Яркое пятно на странице радует глаз и развлекает, читатель не устает воспринимать написанное.
Поэтому, во-вторых, иллюстратор должен заставить зрителя как можно дольше рассматривать картинку. Чем больше времени зритель проводит с иллюстрацией, тем лучше он ее запоминает и тем вероятнее он вернется к ней в будущем.
Александра Балашова, иллюстратор, преподаватель Школы рисования Вероники Калачевой:
«Важно компоновать рисунок так, чтобы взгляд невозможно было отвести от изображения, чтобы читателю — особенно маленькому — хотелось бродить по всем деталям глазами.
Высший пилотаж — когда обладатель книги, закончив читать текст, возвращается к началу и читает или просматривает книгу снова.
Иллюстратор создает дополнительное измерение. Рисунок в книге — отправная точка для воображения читателя: он помогает прочувствовать все происходящее с героями и окунуться в повествование с головой».
При этом художнику необходимо учитывать особенности своей целевой аудитории. Кто возьмет в руки книгу с его иллюстрациями? Как обратиться к этому человеку? И чему уделить внимание, если ваш потенциальный читатель — ребенок?
Какие бывают иллюстрации?
Единой классификации иллюстраций нет, все индивидуально и зависит от автора. Сколько художников, столько и подходов.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Начать стоит с того, что есть разные материалы:
Главное — найти объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых создаются иллюстрации, на рисунках изображаются герои повествования. Такой подход характерен для детской книжной иллюстрации».
В качестве примера объединенных сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюбленных»
Также серию картинок можно объединить по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в котором каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.
Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра: несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.
Можно объединить картинки и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль. Например, автор перерисовывает персонажей одной книги, одной серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они остались узнаваемыми для большинства детей героями, но отразили видение художника. Вот, к примеру, диснеевские принцессы от финского графического дизайнера Jirka Väätäinen.
Особенность техники тоже может стать объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Oleg Beresnev в этом рисунке животных. Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, все зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.
Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но при работе с ними проявить авторский узнаваемый стиль может быть непросто.
Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Mateusz Urbanowicz.
А вот рисунки гуашью от Dinara Mirtalipova.
Некоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Michaela Mihalyiová.
Или авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.
Оригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги
При желании в качестве иллюстраций можно использовать коллажи, как это делает в своих работах художница Morgana Meredith Wallace.
А вот и классическая векторная иллюстрация, работа ирландского иллюстратора Peter Donnelly.
Правила создания иллюстрации
Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но Александра рассказала нам о трех правилах, которые помогают художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Первое правило — детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребенку сложно сфокусировать на
Второе — композиция должна быть четкой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Все внимание нужно концентрировать в пределах картинки.
Третье — читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела целевой аудитории».
Иллюстратор и издательство
Российский рынок детской литературы богат особенностями. Например, многим нашим издательствам, особенно крупным, проще купить книгу с иллюстрациями за границей, перевести на русский язык и продавать в России готовый продукт, который уже зарекомендовал себя в мире.
Тяготы воспитания русских иллюстраторов берут на себя немногие. Но своих единомышленников можно найти, если обратить внимание на небольшие издательства, работы которых хранятся на вашей книжной полке, — с ними у вас точно совпадут представления о прекрасном. В такие компании не нужно стучаться со своим иллюстраторским портфолио: ваши картинки, скорее всего, посмотрят, похвалят, а затем отложат в дальний угол, где уже никто ничего никогда не найдет. К ним нужно приходить с готовыми книгами или проектами книг. Придется изрядно потрудиться, подготовить несколько разворотов с иллюстрациями, но такой проект с большей вероятностью зацепит издателя.
Когда проект утверждают, иллюстратор оговаривает с издательством гонорар и заключает авторский договор. В зависимости от проработанности идеи либо вносятся правки в вашу книгу, либо произведение создается с нуля. Составляется поразворотный план, сверяютcя тексты, начинается создание разворотов с иллюстрациями в соответствии с планом, происходит сдача рисунков в издательство и правка.
Несмотря на то, что читатель в первую очередь видит обложку, иллюстрация на ней создается в последнюю очередь. Как правило, она рисуется в самом конце и дольше всего утверждается, ведь это лицо книги. Затем все файлы с готовыми материалами передаются дизайнеру издательства, который верстает картинку, а иллюстратор получает свой гонорар и ждет сдачи долгожданной книги в печать. Иногда сроки выхода книги привязаны к праздникам или книжным выставкам, тогда художнику, возможно, придется подождать.
В итоге удачная детская иллюстрация, в отличие от других дополняющих текст рисунков, проделывает большой путь. Она должна угодить буквально всем. Работу должно одобрить издательство, она должна понравиться маме, заинтересовать ребенка и при этом не разочаровать самого художника, не растерять авторскую индивидуальность.
Случается, что
Лучшие иллюстраторы
В поисках собственного уникального стиля полезно вдохновляться творчеством других художников. Может быть, имеет смысл
Гуру иллюстрации очень много, и у каждого художника свой список фаворитов.
Александра составила свою подборку любимых авторов. Все они повлияли на детскую иллюстрацию, многие даже стояли у ее истоков. Все работали в очень интересных техниках.
Как научиться создавать иллюстрации?
Хотите попробовать себя в иллюстрации?
Можно пойти сложным путем и пытаться постичь эту науку интуитивно: ежедневно экспериментировать, пробовать новые материалы, ошибаться и начинать поиски собственного стиля заново.
А можно достичь цели под руководством опытного преподавателя и практикующего художника.
В Школе рисования Вероники Калачевой Александра Балашова ведет авторский
Подробности можно найти по этой ссылке.
На курсе Александра разбирает популярные приемы и подходы, один из которых мы попробуем освоить прямо сейчас. ;)
Простой способ разнообразить иллюстрацию
от Александры Балашовой
Итак, с теорией мы разобрались, на работы прославленных иллюстраторов посмотрели, пора переходить к практике и создавать собственные рисунки.
Композиция — одна из самых главных вещей в иллюстрации, и выразительность рисунка во многом строится именно на ней.
Чтобы понять, какой вариант композиции выбрать, используйте простой прием — поменяйте точку зрения. Выберите себе сцену из любимого детского литературного произведения и нарисуйте ее глазами разных героев, задействованных в повествовании.
Подробные инструкции — в учебном видео от Александры Балашовой.
Ждем ваши работы в комментариях!
Делитесь своим творчеством;)
Оставьте свой комментарий
авторизуйтесь
я очень хочу рисовать, но навыков нет совсем... а тут не надо супер похожее изображение... здесь всё на эмоциях... а это не легче, конечно же, но есть свобода полета творческого :-)
скачала Мэри Попинс без картинок и хочу попробовать...
Читать дальшеАлександра, спасибо Вам огромное за Ваши объяснени.
я очень хочу рисовать, но навыков нет совсем... а тут не надо супер похожее изображение... здесь всё на эмоциях... а это не легче, конечно же, но есть свобода полета творческого :-)
скачала Мэри Попинс без картинок и хочу попробовать свои ощущения передать в картинках.
надеюсь Ваш, Александра, онлайн мастер-класс поможет....
огромное спасибо, Александра!!!!
Про точку зрения идея интересная. Попробовала.