Погружаемся в творческий мир Анны Эгиды — городского скетчера, который не рисует «просто здания», творит по методу «здесь и сейчас» и путешествует по жизни без подготовки.
Вокруг дома, где живет Анна Эгида, все перекопано. Сумбурный московский ремонт добрался и до ее района. Придерживаюсь за вывернутую из земли трубу и балансирую на краю канавы, чтобы пройти напрямик, а не обходить полквартала. К Эгиде так просто не подобраться.
Стены в ее квартире увешаны рисунками, набросками и листами с надписями, смысл которых смутен (предполагаю, что только для стороннего наблюдателя). «Это ученики», — отвечает на непроизнесенный вопрос Аня.
Сама она сидит за вытянутым почти во всю длину комнаты столом и хаотично штрихует — перед ней только что открытая пачка бумаги для принтера, в левой руке толстый черный борд-маркер.
Маркер шуршит по бумаге, соперничая с ворчанием экскаватора за окном. Стол потряхивает. Лист сменяет лист. Я жду.
Сейчас Аня не хочет разговаривать. Аня хочет штриховать.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2577b757407bca26cb64f70edc5f83e4.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/202)
Еще она не хочет рассказывать про рабочее место, потому что у скетчера его нет. Не хочет рассказывать про любимые и дорогие сердцу инструменты, потому что особых «любимчиков» нет, а под каждую из задач подбираются самые разные материалы, или скетч делается тем, что оказалось в данный момент под рукой.
В итоге сходимся на том, что на основе разных проектов разберемся, как творческие задумки решаются определенными материалами, почему выбираются те или иные изобразительные и композиционные приемы.
Анна продолжает заполнять колючками штрихов лист за листом. Я открываю черную папку с рисунками в файлах, систематизированными по понятному только ей принципу: на мой взгляд вот этим наброскам в тонком линере совсем не место рядом с сочными цветными скетчами.
Но за всей этой «путаницей» скрыта структура и смысл. Начинаем разбираться в творческих методах Анны Эгиды — в том, как и в каких концепциях можно рисовать города (и не только).
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/07680a98cc05370f7b854a9823f1b486.jpg/s/200x200/a/1005/sc/14)
— Я вынесла еще из художки такую мысль, что ты рисуешь не предметы, а отношения между ними. Раскрываешь их через пространство между ними. На самом деле рисую то, что между — пустоту.
Отсюда в моих рисунках часто много незаполненного пространства, белой бумаги, которая тоже «работает».
Я не рисую просто здания, я не рисую достопримечательности, я ищу характер города. Он как раз и виден из пространственных отношений.
(Не)Узнаваемый город
— Обычно я выражаю характер города через серию. Нельзя создать единственную цельную картинку-образ города, нужно набрать разные характерные стороны.
Например, Венеция. В этой серии нет узнаваемых достопримечательностей города. У меня не было задачи, чтобы ты взглянул на рисунок и сразу — «О! Это Венеция!».
Но все же, чтобы люди считывали Венецию, я беру канал как узнаваемое пространство, мост и столб для гондолы — и по этим косвенным признакам понятно, что это за город.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/9a56cd65bef13ce7ed9d4a93aaec827b.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/443)
Очень узкие улицы — еще одна характерная черта Венеции. На этом скетче я не рисую конкретного, нет «героя», но через сочетания пятен, через свет создается ощущение узости пространства.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fdafef7107c65e0f71aef6b5a4cd4dd4.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/481)
Венеция вся такая винтажная, покрытая плесенью, там нет открытых цветов, все цвета от сырости меняются, приглушаются. Поэтому так много в палитре этих работ фиолетового и серого.
В этой серии я работала не с домыслом, а с тем, что есть. Где я прошла, куда попала, мои чувства, непосредственное ощущение от пространства, материалы, которые оказались с собой — из этого я и складываю работу. Это — «здесь и сейчас».
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/eb62f19961626656a58ea4be771f23a5.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/109)
Здесь и сейчас
Каждая работа Анны сделана в концепции «здесь и сейчас». Она рисует состояние города (или любого другого объекта) так, как она чувствует его именно в момент рисунка, «заливает» свое состояние в форму скетча материалами, которые под рукой.
Вообще, нет четких характеристик, описывающих это «здесь и сейчас». Все чувствуешь и понимаешь интуитивно, на сравнении работ — как раз на этом «пространстве» между. Между ее рисунками. Между разными концепциями и подходами.
Причем «здесь и сейчас» Эгиды — не столько про творчество, сколько про жизнь вообще.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/07680a98cc05370f7b854a9823f1b486.jpg/s/200x200/a/1005/sc/14)
— «Здесь и сейчас» — не случайность. Поясню разницу. Ты просто живешь моментом — что-то случается, и ты не готов к этому. Это происходит, и ты проживаешь. Позволяешь жизни просто происходить. Я никогда ни к чему не готовлюсь.
В случае с Венецией я даже не посмотрела, как добраться от аэропорта до гостиницы. В итоге я добиралась до города на водном такси и увидела город со стороны моря. Если бы я заранее искала более дешевые способы, этого бы не произошло.
И вот я увидела этот ночной поразительный город на воде... Дома стоят, как скорлупки, очень нежные, хрупкие... И ты понимаешь — вот вода еще чуть-чуть повыше и все, дома не будет. Из-за этого там очень острое ощущение жизни.
В тоже время это город очень красивого увядания, благородного старения — Венеция не пытается быть краше, не штукатурит себя, а вот так красиво увядает. Это очаровывает.
Не как с открытки
— Когда я работаю с каким-то знаковым объектом, достопримечательностью, я никогда не рисую его «в лоб», как с открытки. Это мне не интересно.
Почему? Знаковые здания поддерживаются в искусственном состоянии. Их все время подкрашивают, подсвечивают, не залепляют рекламой. На них очень мало следов истории, они выдернуты из контекста города, из жизни.
Я нашла подход к узнаваемым объектам — рисовать их через жизнь города. Так, чтобы достопримечательность была вписана в контекст и характер повседневной жизни.
На примере Парламента в Будапеште. Я обошла его по большому периметру и искала точки, с которых это здание будет больше вписано в жизнь. Само по себе оно из города как бы «вырвано» — освещением, расположением — внимание к нему искусственно притягивается. Все сделано для того, чтобы им восхищались.
А какое оно в жизни? Как его люди видят каждый день? Каким ты его видишь, когда проходишь мимо него по десять раз за день? Этого никто не показывает.
И вот два разных состояния, два разных взгляда на Парламент.
Здесь ты не выходишь один на один с объектом. Идешь по улице, а где-то на заднем плане — Парламент. Видишь его через листву на ветке, силуэты прохожих...
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/5d829bf52e0e979009b7a30354b7629f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/64)
Или ты выходишь с темной улицы, но по освещению понимаешь, что вот за поворотом — что-то значимое. Но до конца оно не раскрывается, это такое предчувствие чего-то важного впереди.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e2c1db09188cbd4e5c54fddc4ee90f5d.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/437)
Взгляд изнутри
— В этих работах я хотела показать город не с точки зрения приезжего, а как его видит обычный житель. Когда ты просто погружен в обычную жизнь города.
В сравнении с серией про Венецию: там есть дешифратор, ты понимаешь, что это за город. Тут нет. Нет задачи, чтобы ты понял, что это за город. Ты должен почувствовать атмосферу места, настроение, что это что-то живое и с каким-то характером.
Я рисовала абсолютно неузнаваемые улицы, чтобы показать внутренний дух города так, как я его почувствовала.
Лондон для меня — такой суровый, замкнутый. Это свое ощущение я передаю выбором материала и характером штриха, ракурсом — в одной работе я «смотрю» через решетку. Ограничиваю композицию.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/bd363bdda9d91909293d1bc90ff39745.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/207)
В этом рисунке ощущение такое, что насыщенное городское пространство сейчас выпрыгнет на тебя. И в Лондоне это на самом деле так. Ты идешь по пустой улице, потом вдруг паб и там: «А-а-а-а, бла-бла-бла, тарарам!». Проходишь — и дальше снова тишина.
Нет воздуха почти ни в первой, ни во второй работе. Нет ощущения, что можешь вдохнуть полной грудью, композиционно обе работы закрыты.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/54959bf5b6b3a5879ec7088901eb82da.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/167)
Типичная черта для улиц Будапешта — целые улицы высвеченные только по первому уровню, такой киберпанк в духе «Бегущего по лезвию». Улицы тоже неузнаваемы, город непонятен, но характер и настроение чувствуется. Это то, что горожане видят ежедневно.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c5c8a73cad67750b574ab095b3437465.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/100)
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/96af189c73baeb1aa052f3cc476aabb1.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/368)
В Москве «единица повседневности» для меня — это площадь. Вот это бесконечное плавание людей в каком-то празднике... Я просто села в сторонку на Кузнецком Мосту и нарисовала такой водоворот силуэтов.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e6e97ee04a60f8b008d3ad8285344a6d.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/198)
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/0d9f5d74ee219a359771cdb94170ef05.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/156)
Да, все эти работы разные — по манере, по материалам, по цветам. Но они складываются в одну концепцию, так как в каждой работе есть такая эстетизация будней, своя сказка. Тут страшная сказка, тут футуристическая...
Анна Эгида — не всегда про города. В фокус подхода «здесь и сейчас» попадают и люди.
Погружение
Серии работ в этом подходе — это не портреты конкретных людей. Это разные попытки погрузиться в состояние человека. Без социальных условностей, без разговора о том, кто этот человек, где работает и так далее.
Очень важный момент концепции — объект не знает, что за ним наблюдают. Художник не входит в контакт с моделью, человек не позирует, а значит он максимально собой является сейчас. Мне было важно поймать и показать такое состояние.
Люди сидят, общаются, я их рисую, но передаю характер не через позу или выражение лица, а через более тонкие вещи — складки одежды, например. Складки — это слепок тела, они на более тонком уровне показывают состояние человека.
Потому я и выбрала тонкий линер. Им я «проживаю» каждую складку, углубляюсь в нюансы.
В основе это серии — один яркий жест, передающий характер. У «моделей» тут тоже нет контакта со зрителем, они тоже «здесь и сейчас» — не в курсе, что за ними подсматривают.
Квинтэссенция города
Изучая и рисуя разные города, в какой-то момент мне захотелось сделать скетч, который покажет город как идею — сделать обобщение города в одном рисунке. Чтобы в рисунке было и мое ощущение от конкретного города, и некая его квинтэссенция.
«Сноб» попросил меня сделать иллюстрацию для статьи про разные города. Я выбрала Париж и предложила еще нарисовать Берлин, но в абсолютно другой манере.
Париж — очень элегантный, утонченный, эстетский. И я рассказываю про него через характерные здания, строение улиц — вот эти все разбегающиеся с небольших площадей улочки. Ну и явный маркер — багет с вином. На самом деле такого места в Париже нет. Я собрала типичности, но обошлась без заезженных чашек кофе и круассанов на веранде кафе. Встроила их в такой повседневный контекст и погрузила зрителя в сюжет с помощью ракурса.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/29471a8a5c2d3cda463d2278a60e25ae.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/183)
В случае с Берлином я решила использовать достопримечательность, так как ощущение от Берлина сложно передать через какие-то символы, как багет и вино в случае с Парижем. В Берлине подобного просто нет.
Берлин по моим ощущениям — это что-то разнообразное, но единое, союз разных и свободных людей. В то же время в городе сильно чувствуется история раскола. Это город, где встречаются разные по характеру люди — восточные и западные, разные по характеру пространства. В нем нет единой стилистики.
И я это выражаю в Рейхстаге — в одной части вертикальные длинные полоски, в другой квадраты. Разный ритм, разное движение получается. Силуэты людей добавляют этой непохожести и одновременного единения.
Я почувствовала этот дух Берлина: спонтанные вечеринки в разных местах, эклектика архитектуры, не похожие друг на друга люди... Я как бы набрала внутри себя такую библиотеку образов, почувствовала язык, на котором город разговаривает, и выразила это в таком решении. Ну и ясно, что такой точки на Рейхстаг нет, это не зарисовка с натуры.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ca3da858b457305684c4b3c0222f4544.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/41)
Черная папка заканчивается. Хаотичные штрихи Ани приобретают все более считываемые формы. С кучи листов на меня смотрят разные драконы...
Это ее «здесь и сейчас», которое именно в данный момент и происходит. Эгида не изменяет себе. Путешествие в «здесь и сейчас» продолжается.
авторизуйтесь
Читать дальшеЧудесное интервью! Спасибо! Я занимаюсь акварелью и пастелью..., но, поучавствовав в вебинаре с Анной Эгидой "Венеция осенью" (тогда я отрисовала карандашами и акварелью...), накупила маркеры, линеры - пытаюсь, "с легкой руки" Анны, освоить эту технику... Но, главное, Анна, как Педагог, как Художник, вселяет в тебя уверенность и легкость, учит видеть мир с разным настроением и состоянием, волшебным и притягательным..! Все это непросто воплотить в рисунке, но очень захватывающе! Спасибо!
Читать дальшеОтличное интервью-путешествие по городам и по миру преподавателя Анны Эгиды, приоткрывающее философию творчества и источники вдохновения художника. Особенно понравилось про город как идею, отражение обобщенного характера города в одном рисунке - это как раз та мысль, которой не доставало и которая самостоятельно не могла выкристаллизоваться. И спасибо за чудесные скетчи- иллюстрации!