Погружаемся в творческий мир Анны Эгиды — городского скетчера, который не рисует «просто здания», творит по методу «здесь и сейчас» и путешествует по жизни без подготовки.
Вокруг дома, где живет Анна Эгида, все перекопано. Сумбурный московский ремонт добрался и до ее района. Придерживаюсь за вывернутую из земли трубу и балансирую на краю канавы, чтобы пройти напрямик, а не обходить полквартала. К Эгиде так просто не подобраться.
Стены в ее квартире увешаны рисунками, набросками и листами с надписями, смысл которых смутен (предполагаю, что только для стороннего наблюдателя). «Это ученики», — отвечает на непроизнесенный вопрос Аня.
Сама она сидит за вытянутым почти во всю длину комнаты столом и хаотично штрихует — перед ней только что открытая пачка бумаги для принтера, в левой руке толстый черный борд-маркер.
Маркер шуршит по бумаге, соперничая с ворчанием экскаватора за окном. Стол потряхивает. Лист сменяет лист. Я жду.
Сейчас Аня не хочет разговаривать. Аня хочет штриховать.
Еще она не хочет рассказывать про рабочее место, потому что у скетчера его нет. Не хочет рассказывать про любимые и дорогие сердцу инструменты, потому что особых «любимчиков» нет, а под каждую из задач подбираются самые разные материалы, или скетч делается тем, что оказалось в данный момент под рукой.
В итоге сходимся на том, что на основе разных проектов разберемся, как творческие задумки решаются определенными материалами, почему выбираются те или иные изобразительные и композиционные приемы.
Анна продолжает заполнять колючками штрихов лист за листом. Я открываю черную папку с рисунками в файлах, систематизированными по понятному только ей принципу: на мой взгляд вот этим наброскам в тонком линере совсем не место рядом с сочными цветными скетчами.
Но за всей этой «путаницей» скрыта структура и смысл. Начинаем разбираться в творческих методах Анны Эгиды — в том, как и в каких концепциях можно рисовать города (и не только).
— Я вынесла еще из художки такую мысль, что ты рисуешь не предметы, а отношения между ними. Раскрываешь их через пространство между ними. На самом деле рисую то, что между — пустоту.
Отсюда в моих рисунках часто много незаполненного пространства, белой бумаги, которая тоже «работает».
Я не рисую просто здания, я не рисую достопримечательности, я ищу характер города. Он как раз и виден из пространственных отношений.
(Не)Узнаваемый город
— Обычно я выражаю характер города через серию. Нельзя создать единственную цельную картинку-образ города, нужно набрать разные характерные стороны.
Например, Венеция. В этой серии нет узнаваемых достопримечательностей города. У меня не было задачи, чтобы ты взглянул на рисунок и сразу — «О! Это Венеция!».
Но все же, чтобы люди считывали Венецию, я беру канал как узнаваемое пространство, мост и столб для гондолы — и по этим косвенным признакам понятно, что это за город.
Очень узкие улицы — еще одна характерная черта Венеции. На этом скетче я не рисую конкретного, нет «героя», но через сочетания пятен, через свет создается ощущение узости пространства.
Венеция вся такая винтажная, покрытая плесенью, там нет открытых цветов, все цвета от сырости меняются, приглушаются. Поэтому так много в палитре этих работ фиолетового и серого.
В этой серии я работала не с домыслом, а с тем, что есть. Где я прошла, куда попала, мои чувства, непосредственное ощущение от пространства, материалы, которые оказались с собой — из этого я и складываю работу. Это — «здесь и сейчас».
Здесь и сейчас
Каждая работа Анны сделана в концепции «здесь и сейчас». Она рисует состояние города (или любого другого объекта) так, как она чувствует его именно в момент рисунка, «заливает» свое состояние в форму скетча материалами, которые под рукой.
Вообще, нет четких характеристик, описывающих это «здесь и сейчас». Все чувствуешь и понимаешь интуитивно, на сравнении работ — как раз на этом «пространстве» между. Между ее рисунками. Между разными концепциями и подходами.
Причем «здесь и сейчас» Эгиды — не столько про творчество, сколько про жизнь вообще.
— «Здесь и сейчас» — не случайность. Поясню разницу. Ты просто живешь моментом — что-то случается, и ты не готов к этому. Это происходит, и ты проживаешь. Позволяешь жизни просто происходить. Я никогда ни к чему не готовлюсь.
В случае с Венецией я даже не посмотрела, как добраться от аэропорта до гостиницы. В итоге я добиралась до города на водном такси и увидела город со стороны моря. Если бы я заранее искала более дешевые способы, этого бы не произошло.
И вот я увидела этот ночной поразительный город на воде... Дома стоят, как скорлупки, очень нежные, хрупкие... И ты понимаешь — вот вода еще чуть-чуть повыше и все, дома не будет. Из-за этого там очень острое ощущение жизни.
В тоже время это город очень красивого увядания, благородного старения — Венеция не пытается быть краше, не штукатурит себя, а вот так красиво увядает. Это очаровывает.
Не как с открытки
— Когда я работаю с каким-то знаковым объектом, достопримечательностью, я никогда не рисую его «в лоб», как с открытки. Это мне не интересно.
Почему? Знаковые здания поддерживаются в искусственном состоянии. Их все время подкрашивают, подсвечивают, не залепляют рекламой. На них очень мало следов истории, они выдернуты из контекста города, из жизни.
Я нашла подход к узнаваемым объектам — рисовать их через жизнь города. Так, чтобы достопримечательность была вписана в контекст и характер повседневной жизни.
На примере Парламента в Будапеште. Я обошла его по большому периметру и искала точки, с которых это здание будет больше вписано в жизнь. Само по себе оно из города как бы «вырвано» — освещением, расположением — внимание к нему искусственно притягивается. Все сделано для того, чтобы им восхищались.
А какое оно в жизни? Как его люди видят каждый день? Каким ты его видишь, когда проходишь мимо него по десять раз за день? Этого никто не показывает.
И вот два разных состояния, два разных взгляда на Парламент.
Здесь ты не выходишь один на один с объектом. Идешь по улице, а где-то на заднем плане — Парламент. Видишь его через листву на ветке, силуэты прохожих...
Или ты выходишь с темной улицы, но по освещению понимаешь, что вот за поворотом — что-то значимое. Но до конца оно не раскрывается, это такое предчувствие чего-то важного впереди.
Взгляд изнутри
— В этих работах я хотела показать город не с точки зрения приезжего, а как его видит обычный житель. Когда ты просто погружен в обычную жизнь города.
В сравнении с серией про Венецию: там есть дешифратор, ты понимаешь, что это за город. Тут нет. Нет задачи, чтобы ты понял, что это за город. Ты должен почувствовать атмосферу места, настроение, что это что-то живое и с каким-то характером.
Я рисовала абсолютно неузнаваемые улицы, чтобы показать внутренний дух города так, как я его почувствовала.
Лондон для меня — такой суровый, замкнутый. Это свое ощущение я передаю выбором материала и характером штриха, ракурсом — в одной работе я «смотрю» через решетку. Ограничиваю композицию.
В этом рисунке ощущение такое, что насыщенное городское пространство сейчас выпрыгнет на тебя. И в Лондоне это на самом деле так. Ты идешь по пустой улице, потом вдруг паб и там: «А-а-а-а, бла-бла-бла, тарарам!». Проходишь — и дальше снова тишина.
Нет воздуха почти ни в первой, ни во второй работе. Нет ощущения, что можешь вдохнуть полной грудью, композиционно обе работы закрыты.
Типичная черта для улиц Будапешта — целые улицы высвеченные только по первому уровню, такой киберпанк в духе «Бегущего по лезвию». Улицы тоже неузнаваемы, город непонятен, но характер и настроение чувствуется. Это то, что горожане видят ежедневно.
В Москве «единица повседневности» для меня — это площадь. Вот это бесконечное плавание людей в каком-то празднике... Я просто села в сторонку на Кузнецком Мосту и нарисовала такой водоворот силуэтов.
Да, все эти работы разные — по манере, по материалам, по цветам. Но они складываются в одну концепцию, так как в каждой работе есть такая эстетизация будней, своя сказка. Тут страшная сказка, тут футуристическая...
Анна Эгида — не всегда про города. В фокус подхода «здесь и сейчас» попадают и люди.
Погружение
Серии работ в этом подходе — это не портреты конкретных людей. Это разные попытки погрузиться в состояние человека. Без социальных условностей, без разговора о том, кто этот человек, где работает и так далее.
Очень важный момент концепции — объект не знает, что за ним наблюдают. Художник не входит в контакт с моделью, человек не позирует, а значит он максимально собой является сейчас. Мне было важно поймать и показать такое состояние.
Люди сидят, общаются, я их рисую, но передаю характер не через позу или выражение лица, а через более тонкие вещи — складки одежды, например. Складки — это слепок тела, они на более тонком уровне показывают состояние человека.
Потому я и выбрала тонкий линер. Им я «проживаю» каждую складку, углубляюсь в нюансы.
В основе это серии — один яркий жест, передающий характер. У «моделей» тут тоже нет контакта со зрителем, они тоже «здесь и сейчас» — не в курсе, что за ними подсматривают.
Квинтэссенция города
Изучая и рисуя разные города, в какой-то момент мне захотелось сделать скетч, который покажет город как идею — сделать обобщение города в одном рисунке. Чтобы в рисунке было и мое ощущение от конкретного города, и некая его квинтэссенция.
«Сноб» попросил меня сделать иллюстрацию для статьи про разные города. Я выбрала Париж и предложила еще нарисовать Берлин, но в абсолютно другой манере.
Париж — очень элегантный, утонченный, эстетский. И я рассказываю про него через характерные здания, строение улиц — вот эти все разбегающиеся с небольших площадей улочки. Ну и явный маркер — багет с вином. На самом деле такого места в Париже нет. Я собрала типичности, но обошлась без заезженных чашек кофе и круассанов на веранде кафе. Встроила их в такой повседневный контекст и погрузила зрителя в сюжет с помощью ракурса.
В случае с Берлином я решила использовать достопримечательность, так как ощущение от Берлина сложно передать через какие-то символы, как багет и вино в случае с Парижем. В Берлине подобного просто нет.
Берлин по моим ощущениям — это что-то разнообразное, но единое, союз разных и свободных людей. В то же время в городе сильно чувствуется история раскола. Это город, где встречаются разные по характеру люди — восточные и западные, разные по характеру пространства. В нем нет единой стилистики.
И я это выражаю в Рейхстаге — в одной части вертикальные длинные полоски, в другой квадраты. Разный ритм, разное движение получается. Силуэты людей добавляют этой непохожести и одновременного единения.
Я почувствовала этот дух Берлина: спонтанные вечеринки в разных местах, эклектика архитектуры, не похожие друг на друга люди... Я как бы набрала внутри себя такую библиотеку образов, почувствовала язык, на котором город разговаривает, и выразила это в таком решении. Ну и ясно, что такой точки на Рейхстаг нет, это не зарисовка с натуры.
Черная папка заканчивается. Хаотичные штрихи Ани приобретают все более считываемые формы. С кучи листов на меня смотрят разные драконы...
Это ее «здесь и сейчас», которое именно в данный момент и происходит. Эгида не изменяет себе. Путешествие в «здесь и сейчас» продолжается.
авторизуйтесь
Читать дальшеЧудесное интервью! Спасибо! Я занимаюсь акварелью и пастелью..., но, поучавствовав в вебинаре с Анной Эгидой "Венеция осенью" (тогда я отрисовала карандашами и акварелью...), накупила маркеры, линеры - пытаюсь, "с легкой руки" Анны, освоить эту технику... Но, главное, Анна, как Педагог, как Художник, вселяет в тебя уверенность и легкость, учит видеть мир с разным настроением и состоянием, волшебным и притягательным..! Все это непросто воплотить в рисунке, но очень захватывающе! Спасибо!
Читать дальшеОтличное интервью-путешествие по городам и по миру преподавателя Анны Эгиды, приоткрывающее философию творчества и источники вдохновения художника. Особенно понравилось про город как идею, отражение обобщенного характера города в одном рисунке - это как раз та мысль, которой не доставало и которая самостоятельно не могла выкристаллизоваться. И спасибо за чудесные скетчи- иллюстрации!