Как часто, проходя очередной курс рисования, вы понимали, для чего это вам надо? Что потом со всеми этими новыми знаниями и навыками делать?
О том, как случайно записаться на бесплатный курс скетчинга, найти драйвер для творчества и вырасти в самостоятельного художника, мы попросили рассказать нашу студентку Лену Творит. Читайте рассказ от первого лица: история — как и скетчи — просто огонь ;)
Лена Творит (@lena_tvorit) — студентка нашей школы, ученица Анны Эгиды, которая не просто осознанно учится и рисует, она создает и продвигает собственный творческий проект «Берлинские истории».
Немного фактов из биографии:
— В 15 лет решила, что обязательно поедет учиться в Берлин, потому что «ни в одном другом городе метро не пахнет так, как в Берлине».
— До 2016 года не рисовала никогда.
— Быстро нашла свой материал, когда поняла, что «счастье пахнет маркерами».
— Если бы не рисовала, то вела бы блог об уличной моде.
— Закончила магистратуру «СМИ и политические коммуникации»
— Главное вдохновение — люди и их истории.
— Любимые художники сейчас импрессионисты.
— Первая проданная работа — скетч площади Viktoria-Luise-Platz в Берлине.
— Творит — это не фамилия ;)
«Берлинские истории» — мой личный художественный проект, в котором я стремлюсь создать визуальный образ города через истории его жителей. Я собираю рассказы людей, живущих в разных районах Берлина, и иллюстрирую эти истории маркерами. Смотрю на людей как на персонажей, у каждого из которых своя уникальная история отношения с городом. Проекту уже полтора года, но этот подход к творчеству сформировался далеко не сразу...
Скетчер-интуит
Случайно попав на Экстрим-скетчинг, я влюбилась в маркеры и уже не могла остановиться. Серьезно, несколько лет назад случайно в каких-то соцсетях увидела ссылку на Экстрим-скетчинг (прим.ред: июнь 2016 года, первый Экстрим-скетчинг). Не помню, чтобы меня зацепила сама идея проекта, я просто записалась, купила черный брашпен и начала рисовать. Забавно, но сам «Экстрим» до конца не прошла.
Как человек, который подходит ко всему основательно, я решила, что в рисовании надо развиваться с азов и записалась на курс «Основы академического рисунка»., Сейчас помню, как рисовала углем гранаты, но осознавала, что академическая история меня не трогает. Курс хороший, приемы правильные, но это не мое :(
Истории о городе, которые были на Экстриме, меня больше завораживают. И я решила записаться на обучение к Анне Эгиде: раз этот человек и ее подход меня так потрясли, то мне к этому человеку надо вернуться.
Открыла список курсов Ани на сайте Школы и выбрала «Герои в городе» — просто потому, что старт обучения был через 2 дня — это повод! А потом уже осознанно я прошла почти все анины курсы скетчинга.
Анна Эгида: Лена очень крутой интуит. Она считает, что выбрала курс «Герои в городе» случайно, но на самом деле — она просто видит город через людей, и этот курс был как раз про человека в городском пространстве. Лена чувствовала, что ей это нужно, и выбрала уроки, которые помогли ей понять свой взгляд на город — через людей.
WOW-эффект
Я начала вникать в скетчинг, но многое делала интуитивно. Пожалуй, самым ярким впечатлением от курса «Герои в городе» был урок, где мы рисовали ритм в паре.
Я выполнила скетч и отправила на проверку. В ответ Аня Эгида написала: «Вот это круто. Такого мне еще никто не присылал!».
Я выдохнула и решила, что теперь все задания буду делать на таком уровне «Вау!» — так, как никто еще не делал. (Спойлер: позже эта цель ушла, потому что смысл не в этом.)
Главный вопрос: зачем?
Я прошла практически все Анины курсы (все «Экстримы», «Городской скетчинг 2», «Заточен под скетч» и другие).
На каждом из них у меня возникал момент сопротивления — такой своеобразный поведенческий паттерн. Я дохожу до какого-то сложного задания, не понимаю и начинаю проходить через рассуждения «для чего мне это надо — зачем это вообще нужно». И все время задаю вопросы преподавателю, для чего мы это делаем?
Анна Эгида: Да, некоторые задания на курсах у Лены вызывают сопротивление. Но она не уходит в глухую оборону, а всегда допытывается до сути вещей, и тут уже есть почва для реальной работы. Это хорошо! Ведь когда ученик закрывается — я не могу ничего сделать. На мой взгляд, формальная разница между мной и учеником только в том, что у меня в арсенале намного больше приемов. И моя роль свои знания и навыки передать ученикам. Поэтому важно, чтобы между учеником и учителем было общение. В диалоге я никогда не критикую, а пытаюсь понять видение ученика, разглядеть его критерии оценки реальности.
Я очень хорошо помню, как в одном из онлайн-уроков Аня сказала: «Не нужно пытаться повторить и сделать так, как я. Ваша рука все равно другая, она по-другому крепится к плечу!»
Казалось бы случайная фраза, но в этот момент я поняла, что абсолютно правильно нахожусь на этом курсе и у этого преподавателя. Мне важно, чтобы от меня не требовали копировать, я так не могу. Мне важно самой сказать, что я думаю.
Я считала посыл: у Эгиды цель — привести ученика к самому себе. Не сделать похожего на себя человека, а помочь ученику найти себя в рисовании. Поэтому Аня как художник и преподаватель меня вдохновляет и драйвит!
Педантичность как прием
Для меня суть скетча в деталях. Можно все идеально выстроить, двигаться от главного к второстепенному, сделать красиво, а потом — раз — какая-то деталь начинает все разрушать. Казалось бы деталь, но нет — это изъян, и мне это видно! Это все разрушает. Я стараюсь не быть таким педантом и снобом, но вот не могу...
Например, в скетче все классно, но последнее окно пятого этажа как-то меня бесит. Не знаю почему, но на весь скетч смотреть не могу из-за этого окна. Был момент, когда я вырезала ножницами части рисунков, приклеивала на новый лист и перерисовывала отрезанную часть — чтобы все детали были такими, как мне надо.
Чем больше учусь, тем в моих скетчах больше деталей. Балансирую на тонкой грани: что главное, а что второстепенное, что оставлять, а что упускать. Я «облизываю» самое важное в сюжете, долго сижу над рисунком, а потом потихоньку начинаю все больше и больше внимания уделять новым деталям, но так, чтоб они не съели весь скетч.
Маркеров должно быть... мало!
Еще один важный момент, которому я научилась на курсах — это законы смешения цветов.
Чтобы рисовать полноцветные скетчи не надо 3 килограмма маркеров :)
Я рисую много, а покупаю раз в пару месяцев по два новых маркера. Вижу интересный цвет, например — сложный красный, я его разбираю, ввожу в палитру, дополняю, смешиваю.
Маркеров у меня на самом деле мало. Это разумно, ведь из 3х маркеров можно сделать 9 цветов! Из малого создать многое.
Я начинала просто с черного брашпена. Потом прошла «Городской скетчинг 2» , где было необходимо 3 оттенка бежевых и 3 оттенка голубых тонов. Это классная база для понимания тепло-холодности в рисунке, как только с этим разбираешься — все остальное уже проще.
Тепло-холодный рисунок — это такой каркас, на который уже накладываются нюансы. Например, на теплый бежевый тон можно накладывать желтый цвет, на холодный оттенок какой-то зеленый... и так постепенно «обрастать» действительно необходимыми цветами.
Уметь подать — суметь продать
Сейчас забавно вспоминать, но первую работу я продала сразу после прохождения курса «Городской скетчинг 2».
Тот скетч был нарисован полностью по методике курса. На одной из экскурсий по Берлину я проходила мимо площади, где буржуазная архитектура сочеталась с моим настроением, а перед одним из зданий стояла семья — папа, мама и ребенок с велосипедом.
Я нарисовала эту городскую сценку и выложила фото скетча на Facebook. Не поверите, но мне тут же написали совершенно незнакомые люди: «Так это наш ребенок, наш велосипед и вот это вот мы стоим перед нашим домом!» — и купили у меня этот скетч.
Цена вопроса
Когда называешь себя художником, рано или поздно начинаешь задумываться, а сколько же стоят твои работы. Непросто? Впервые столкнувшись с такой проблемой, я решила посоветоваться с Аней Эгидой — какую же цену назначать. Аня порекомендовала подумать: мол, что хочешь на эти деньги, вырученные за скетч, купить? Ответ пришел сам собой. Мне тогда очень нравились одни синие босоножки — я назвала цену этих босоножек. Взрыв мозга, что так можно?!
Потом уже пересмотрела свой взгляд на ценообразование. В первую очередь считаю часы работы и умножаю на свою ставку, затем прикидываю цену материалов... в общем, стандартный подход. Но для меня важен и второй этап — найти психологически комфортную для себя цену. Стараюсь двигаться от «за сколько мне приятно будет отдать свой рисунок» до «сколько назвать, чтобы не оборзеть». Этот подход у меня работает.
Постепенно пришло понимание, что мои работы могут быть востребованы. Стали появляться частные заказы, меня просили делать зарисовки с экскурсий, были проекты с экологическими компаниями, одной стоматологией. магазинами. А сейчас я делаю уже собственный и теперь самый любимый проект «Берлинские истории».
Берлин. Скетчинг. Истории.
Я всегда рисовала город. И в какой-то момент поняла, что нахожусь в диалоге с любимым городом через его жителей, создаю не скетчи, а «рисую» истории.
Как рождается скетч-история? Я стараюсь узнать у человека, какое место в Берлине для него самое-самое. Мы встречаемся в этом месте, гуляем и разговариваем. Чаще всего это истории о том, как герои переехали в Берлин, дополнительно в разговоре проскальзывают какие-то другие рассказы из жизни. Я терпеливо слушаю и выискиваю «мякотку» — самый важный момент, когда человека надо «раскрыть» и дать выразить его уникальные эмоции про то, что для него та улица, или тот фонтан, или вот то здание.
Я записываю, а затем иллюстрирую эти истории. Мне неинтересно просто рисовать красивые картинки с домами и деревьями, мне интересно раскрывать город через человеческие истории. Ведь в итоге именно человек создает пространство, в котором живёт, наполняет его смыслом.
Для меня скетчинг — это язык, оформленный в визуальные образы! Было бы круто научиться рассказывать историю только рисунком, без текста.
Герой истории смотрит на рисунок и на миг становится персонажем — в этом есть особая эмоциональная ценность. А зритель задумается о том, почему он живет в определенном городе, районе, именно на этой улице. Ведь места, которые мы выбираем для жизни, они что-то для нас да значат.
Однажды я провела в своем Instagram опрос — какие 3 слова ассоциируются у людей со мной. И самый частый ответ: Берлин. Скетчинг. Истории.
PORTRAIT EVENT «Люди в городе»
27 сентября 2020 года Лена провела акцию «Люди в городе»: пригласила всех желающих прийти в назначенное время в уютное кафе в Берлине и стать персонажами её скетчей! Быстро, ярко, маркерами — и по 10 минут на портрет каждого участника встречи. Всего на предложение откликнулись 25 человек: Лена рисовала 8 рабочих часов вместо запланированных 6.
Люди в городе
Для себя понимаю, что надо не только учиться рисовать, но и учиться открываться и открывать людей. Акция «Люди в городе» была вызовом самой себе — для общения с людьми в таком формате нужно учиться выключать сноба, быть открытой к безоценочному взаимодействию. И это работает! 25 человек захотело стать персонажами моих скетчей :) Я не ожидала такого отклика и порой даже не успевала говорить, не могла оторвать голову от планшета.
Около трёх десятков историй про эмиграцию в Берлин, принципы подбора музыки на радио, уход за кудрявыми волосами, справедливое распределение подарков между детьми, берлинские туалеты, импрессионизм в Потсдаме, случайный переезд в Берлин из-за пандемии и...и...и... 100 моих искренних «спасибо» всем тем, кто пришел и несколько слез счастья, которые настигли меня уже вечером, когда я онемевшей от рисования рукой открывала дверь в квартиру.
Анна Эгида: Это мероприятие ключевой момент обучении и становлении Лены как художника. Ведь одно дело вдумчиво разговаривать тет-а-тет с героями скетчей, и совсем другая история, когда проводишь мероприятие, куда приходит много людей: каждый что-то ждет, несет что-то свое. Людям это нужно, они хотят в этом участвовать. Это новый формат художественных коммуникаций. Я горжусь как преподаватель, что Лене удается историю города и человека вывести в единый сюжет. Она говорит про город и про пространство по-новому — это круто.
Да, под конец мероприятия я была опустошена. Но меня заново наполнили мысли о том, что в итоге получили все участники этого события (и я, и гости).
Я услышала много новых историй и сделала ещё один шаг к тому, чтобы соединить в своём творчестве человека и город. А люди превратились в нарисованных персонажей, получили новый опыт и провели воскресенье в теплом творческом кругу. И это вдохновляет меня скетчить дальше!
авторизуйтесь