Первый поток совершенного нового курса — это событие и для автора, и для Школы. Чтобы сгладить переживания на старте уроков «Рисуем светом», мы поговорили с автором этого онлайн-курса, художником Анной Эгидой.
О том, почему важно учиться в любом возрасте и при любом уровне профессионализма, почему важно уметь задавать вопросы, и чем новый курс отличается от всего, что мы проходили ранее, читайте в этом интервью >>>
Важно быть серьезным?
Бытует мнение, что настоящее искусство должно быть суровым, серьезным, как бы черно-белым и очень сдержанным. Посмотришь на классическое собрание картинных галерей сразу видно — все профессионально!
Недавно я прочитала интересную мысль, что все мы пытаемся надеть «костюм профессионала» и не хотим походить на «любителя».
Но любитель — это не тот кто поверхностно что-то знает. Любитель — это тот, кто любит то, что он делает. И почему это плохо? Почему плохо быть любителем своего дела? Я не понимаю.
И с обучением рисованию то же самое: мол, всё профессиональное должно быть сдержанным и не умеющем улыбаться. А я с этим не согласна, я хочу перевернуть эту унылую историю!
На моем онлайн-курсе «Рисуем светом» мы говорим о серьезных навыках и профессиональных приемах. Решаем непростые композиционные задачи: композиция всегда придаёт смысл рисунку, а свет сам по себе уже особая тема. Уроки больше не про графику, а про живопись >>>
Мы не просто рисуем цветными карандашами разные виды освещения, а учимся его вылавливать, приручать и запечатлевать. Ведь свет — это состояние души. И очень важно, каким образом к этому свету прийти.
Легко сказать — будь веселым, жизнерадостным и светлым. Но сложнее дать инструмент, КАК эту жизнерадостность и свет извлекать.
И в моих уроках есть приемы, которые позволяют нарисовать этот свет. Любой! Хоть лунный, хоть от костра, хоть от яркого солнца, хочешь красным, а хочешь синим — да как угодно! Как хочешь.
На уроках мы постоянно меняем цветовую гамму, характер изображения, работаем то с нюансами, то с контрастами. Стараемся объединять всё это в общую историю.
Новый взгляд
В каждом курсе я беру за основу один важный прием и раскручиваю его по полной. От и до. И в «Рисуем светом» аналогичная история.
Это не только курс про скетчинг цветными карандашами, но и еще одна возможность поговорить обо всем хорошем, что у нас есть. Уроки не о том, чтобы лучик солнца ластиком в рисунке протереть. Так не работает :)
Все гораздо глубже — эта история о том, как менять сознание и восприятие. Буквально, начинаешь выполнять задание в уроке и появляется мысль: «Я никогда так на мир не смотрел!».
Курсы по правилам и без
Я преподаю 12 лет. Мой первый опыт онлайн-преподавания случился в 2008 году: я провела онлайн-марафон в ЖЖ (прим ред: «Живой журнал»). И тогда поняла, что это работает!
А в 2015 году в KalachevaSchool появился мой первый онлайн-курс «Городской скетчинг».
Сейчас у меня уже 8 полнофрматных онлайн-курсов и 10 мини-курсов, но во всех этих проектах есть нечто общее — общее информационное поле. Сейчас объясню, о чем я...
Любой мой курс — это информационное поле, где есть условные ограничения и правила.
Особенно это хорошо видно на ежегодных летних «Эстримах». На «Экстриме» можно делать всё, что угодно, я только «за». Но если есть правила: если вы хотите принять участие в конкурсе и побороться за призы, то придется максимально прислушаться к моим рекомендациям. А если хотите просто кайфануть от скетчинга — тоже пожалуйста!
В процессе обучения для меня главное — создание коммуникационного поля. Я наблюдаю за людьми, слышу, какие вопросы они задают. В ответ я предлагаю инструмент, который позволяет получить новые навыки рисования. А еще изменить точку зрения на мир и, прежде всего, на себя.
Не надо бежать за чужими недостижимыми результатами. Важно увидеть, что вот эти свои собственные два штриха — они прекрасны, не надо к ним добавлять то, чего пока что у тебя нет!
Преподавать и вдохновлять
Я не тот преподаватель, который спускает сверху вниз вертикально задание и ждет четкого выполнения. У меня на курсах не надо быть студентом-перфекционистом. Поэтому некоторые считают, что я разрешаю выполнять уроки абы как и тяп-ляп — но это не так.
Я просто принимаю человека в том состоянии, в котором он находится здесь и сейчас в актуальном моменте моего курса, на котором он может выполнить это задание вот так.
Чтобы перейти на новый художественный уровень, человек должен изменить сознание. Для этого нужно сделать определенные усилия и поверить в себя. Если говорить человеку, что у него всё не так и все не эдак, то он эти шаги никогда не сделает.
Неважно, новичок или продвинутый ученик, у всех есть свои «загоны» и страхи. Просто у новичков они одни, а у продвинутых совсем другие.
Вот тут самое важное и простое — выйти на диалог. Я постоянно задаю ученикам вопросы, разговариваю, аккуратно пытаюсь разглядеть внутренний мир человека. Осторожно перемещаю человека в его творческом пространстве, но так, чтобы это не было для ученика адской нагрузкой. Должно быть ощущение легкости. Важно не напугать, чтобы человек не отступил от своего намерения обучиться новому и выйти за рамки обыденного.
Секрет успеха не только в художественных скилах, а в навыках принятия информации и в умении с этой информацией обходиться.
Мне везет: я встречаю людей, которые обожают учиться, и с ними прекрасно работать. Они не боятся комментировать, не боятся задавать вопросы, спорить, узнавать то, что им действительно нужно — это замечательно.
Художник или ещё нет?
Художник — это внутреннее ощущение, когда ты осознаешь, что не можешь не рисовать. Необходимо что-то делать, чему-то учиться, как-то доносить своё творчество до людей.
Я часто вижу, как люди бояться жить здесь и сейчас. Годами ждут, что вот-вот станут «взрослыми», получат диплом и тогда будут иметь право называть себя себя художником и творить. Но в жизни это не так.
Старый миф, что творческий человек должен быть нелюдимым, сидеть где-то в мастерской, рисовать и не высовываться — не работает в современном мире.
Сейчас классный период: если понимаешь, что тебе нужно чему-то еще научиться, ты идешь и получаешь новые знания. Все стало максимально доступно. Классно, что обучение — это личный выбор каждого.
В этом плане у нас замечательная Школа: никто никого ни к чему не принуждает! Все учатся абсолютно добровольно на курсах KalachevsSchool. А мы, как преподаватели Школы, даем людям новые инструменты.
Иногда бывает достаточно буквально пару курсов, чтобы человек сказал: «Ха, вот оно, щелкнуло!» И почувствовать себя художником. Но не все способны на такие быстрые трансформации.
В моменте
Учиться надо не для того, чтобы стать кем-то когда-то, а чтобы быть здесь и сейчас. Можно быть настоящим художником, рисовать и продавать свои работы, но при этом смотреть, как меняется мир, и учиться новому.
Например, в KalachevaSchool это совершенно обычное явление. Нормально, когда ты профессионал, но ты всё время доучиваешься, ищешь, чему можно ещё научиться, кем вдохновиться.
Поэтому я стараюсь вести эфиры в своем Instagram-аккаунте не только про технику рисования, но и подводить под это психологическую и философскую базу, очень широко смотреть на все происходящее. Я художник и не стесняюсь сказать: «Вот я и мой взгляд на рисование, на готовку, на уборку, на всё — я такая».
Я за то, чтобы люди слушали и слышали свою внутреннюю природу, чтобы видели свой мир, прислушивались к себе и следовали за собой.
А здесь как раз и нужен проводник. И я хочу быть таким проводником. Быть тем, кто не просто преподает уроки скетчинга, а тем, кто помогает человеку найти путь к себе :)
Рисуем светом
Рисуем цветными карандашами и ластиком, но по сути — приручаем свет. Делаем его и главным героем скетчей, и основным инструментом для передачи задуманного.
Заточен под скетч
Создаем уютные и милые атмосферные карандашные скетчи, наполненные живым теплом, и в то же время контрастами, отточенными линиями.
авторизуйтесь