Совсем скоро нас ждет чудесная премьера: стартует онлайн-курс Анны Цымбал «Скетчноутинг 2».
Это курс-прдолжение, но при этом ещё и абсолютно самостоятельный и по теме, и задачам. Как такое может быть? Как студенты первого скетчноутинга удивляли преподаватели и подсказали идею для нового курса? Что такого необычного ждет нас на уроках?
Об этом мы и попросили рассказать Анну Цымбал накануне премьеры >>>
— Прошло три потока курса «Скетчноутинг», какие у тебя, как автора и преподавателя, впечатления от курса?
Я, как автор, очень довольна! Я, как перфекционист, вижу много моментов, которые мне хотелось бы доработать и улучшить. В программу первого курса мне, как всегда, хотелось впихнуть как можно больше полезностей, дать всё, что только можно, и при этом как-то уложить это во временные рамки и не переутомить учеников. Вроде бы получилось ;)
— Какие уроки и темы оказались самыми классными, что ученики принимали «на ура»?
О, это задания-комиксы конечно! В первом блоке мы рисуем человечков, пробуем простые сюжетные линии, в третьем — диалоги, а в четвертом — раскадровки любимых книг и фильмов. Вот эти упражнения, прямо каждое у всех студентов, просто огонь!
Все рисуют очень по-разному, и уровень первоначальной подготовки разный, и подход к делу... но чувствуется, что работа с историями и персонажами всех вдохновляет.
Ещё эмоции и мимика тоже хорошая тема: и мне самой кажется очень увлекательной, и у студентов я вижу хороший отклик.
По отзывам учеников я вижу, что многих на курсе заинтересовала тема букв (шрифтов и леттеринга). Много качественных работ в этом блоке.
— Были ли ученики, которые тебя по-хорошему удивили?
Все студенты замечательные! Меня, как педагога, печалят только те, кто не успевает дойти до 4 блока. Там у меня самое интересное и самая плодотворная работа. А все, кто успешно справился с 4 блоком, меня очень порадовали! ;)
Конечно, особенно круто, когда ученики не боятся самовыражаться, применять собственные навыки и наработки — я всегда это поощряю.
Если вдруг оказывается, что человек рисует пастелью и хочет красить композиции не карандашами или маркерами, а пастелью или акварелью например...почему бы и нет? Или некоторые спрашивают «а можно я не буду на бумаге рисовать, а на планшете все сделаю?» — и мой ответ всегда один — Конечно же можно! Любые навыки студентов только обогатят наши тренировки. Это же круто, искать собственные пути и делать все по-своему, а не шаблонно «как другие».
Вот на первом потоке «Скетчноутинга» с нами рисовала замечательная художница — Лена Алексеева @e.g.alekseeva
Она многие работы рисовала на планшете, и всегда подбирала темы, которые были интересны лично ей.
И это очень чувствуется, когда человек рисует то, что его действительно волнует! Не просто так, ради выполнения задания, а лично для себя и про себя. Это очень круто! Я каждую ее работу на курсе очень ждала и разглядывала вечерами долго-долго, прежде чем прокомментировать.
А ещё была замечательная Ксения Матусевич @ksumatu
Она иллюстратор, рисует на планшете, в своей красочной манере. И её работы из всей длинной ленты ученических тренировок я всегда замечала издалека.
Одно удовольствие работать со студентом, когда у него есть свой выразительный стиль, и человек не боится его проявлять!
На самом деле выдающихся студентов за эти три потока «Скетчноутинга» было много. И у каждого есть свой голос, свой любимый инструмент, свои приёмчики... И этому я очень сильно рада! Потому что самый мой большой страх, как педагога, привести всех к одинаковому среднему результату и увидеть по окончании курса длинную ленту однообразных работ, с чётко выполненными заданиями и как под копирку срисованными примерами. Таким я не занимаюсь и никому не советую ;)
— Как пришло решение, что «Скетчноутингу» нужно продолжение?
— Я начала с того, что провела после первого потока работу над ошибками. Собрала все вопросы, которые приходилось дополнительно разъяснять студентам. Перед запуском второго потока «Скетчноутинга» постаралась дополнить методический материал, чтобы эти вопросы больше не возникали.
Но тут у меня образовалась кучка пояснений, которые никак не умещались в уже существующую программу. По крайней мере расширяли её значительно. А расширять-то её, если честно, уже некуда. Упражнений я и так даю много, студенты с трудом успевают все делать за месяц. И дополнительные задачи ставить — не дело. Поэтому для этого материала было решено запустить отдельный курс.
Продолжение «Скетчноутинга» будет полностью посвящено рисованию людей — никакого леттеринга, никакой композиции или орнаментов. Только человечки. Но без академизма и без сложной анатомии.
Мне важно дать студентам инструментарий, приёмы, чтобы они могли свободно (максимально свободно!) рассказывать истории своими рисунками.
Вот мы много рассуждали о том, зачем вообще нужен скетчноутинг (и со студентами об этом говорили, и книжки об этом читали, и на практике испытывали) — он нам всем нужен, как способ коммуникации!
Когда тебе надо что-то объяснить человеку, и не достаточно просто слов, и ты хочешь показать. Дополнить свой рассказ визуальным материалом. Или не можешь никак ограничиться одними только словами. И вот тогда мы учимся объяснять картинками.
Практика показывает, что больше половины тем, на которые мы хотим поговорить, так или иначе связаны с людьми. И надо рисовать, как кто-то бежит. Или как этот кто-то делает что-то руками (о Боже, придется рисовать руки!). Или как это кто-то взаимодействует с объектами или другими человечками.
И вот это становится очень интересно, но при этом жутко страшно, потому что непонятно, что у этих гуманоидов в какую сторону гнётся, как прилепить им руки к телу, какой глаз у них больше — правый или левый, и стоит ли рисовать зубы во рту если хочешь передать доброжелательное выражение лица...Вот с этим всем мы и будем кропотливо работать и разбираться на курсе «Скетчноутиг 2».
Мы не будем изучать анатомию по атласам, мы не будем измерять все аршинами и модулями, мы будем гнуть палочных человечков в разные стороны, заставлять их танцевать и драться. И будем искать графические способы максимально ярко, эмоционально и харАктерно показывать, что именно у нас происходит на бумаге.
Лично мое мнение — смело рисовать простые композиции с фигурами — это должен уметь каждый. Это на самом деле совсем не сложно, это вам не реализм в акварели. Тут просто надо знать, с какой стороны подойти, и преодолеть первое смущение перед блокнотом. И все будет хорошо ;)
Я бы даже этот курс с радостью давала людям ДО основного «Скетчноутинга», и до всех остальных творческих дисциплин и курсов, чтобы каждый студент приходил на пастель или акварель уже уверенно выгибая своих персонажей во все стороны.
Но для тех, кто успел порисовать наброски, кто разобрался с композицией и леттерингом, а человечки по-прежнему зажатые и прячут руки в карманы, это тоже актуально. Никогда не поздно заставить своего гуманоида плясать в блокноте ;)
Заинтересовались курсами по визуализации идей? Уроки Анны Цымбал просто отличные. Даже если вы новичок в рисовании, ничего страшного: зарисовывать свои мысли и рассказывать истории в рисунках можно научиться быстро с нуля ;)
авторизуйтесь