Рисование в цифре набирает всё большую популярность, поэтому в нашей школе стартовал прекрасный онлайн-курс «Скетчноутинг. Путешествие в Digital».
О преимуществах творчества в цифровом формате с нами поделилась художник и автор курса Анна Цымбал >>
Самовыражаемся
Рисование в любой форме — это круто. И на бумаге, и в digital — это творчество, это самовыражение, и это полезно для души и тела!
В идеале, я считаю, надо уметь и так, и так. И выбирать уже по обстоятельствам то, что лучше подходит.
Цифре — да!
Рисование на планшете лично для меня имеет несколько простых плюсов:
Во-первых, как бы смешно это не звучало, это реальная экономия бумаги. Даже ещё до тех времён, когда бумага в РФ сильно подорожала, я ужасалась тому, сколько бумаги я извожу на свои почеркушки.
Потому что на каждую удавшуюся композицию у меня приходится куча черновиков и проб. Помимо «красивых» листочков, которые я могу показывать людям, я очень много всего записываю и зарисовываю просто для себя. Мне вообще лучше думается с карандашом в руках, поэтому, когда я работаю или продумываю что-то для досуга, я всегда зарисовываю основную информацию в стиле скетчноутинга (только такого «грязного» беглого скетчноутинга), рисую и записываю: что купить, куда и во сколько выехать, прикидываю маршруты и сметы и всякое такое.
И в конце недели у меня обычно накапливается целый пакет бумаги на выброс. Мне даже приходило в голову собирать её и делать что-то из папье-маше... или на переработку отвозить.
А потом я начала всё тоже самое делать на планшете. И это очень радует, что бумагу я теперь расходую только на важные штуки! Только тогда, когда действительно надо или очень хочется порисовать натуральными материалами. А всё остальное только в цифре. И в квартире меньше мусора, и для экологии польза!
Во-вторых, в цифровой версии намного проще вносить коррективы. Поэтому человеку, который только осваивает рисование, будет легче, чем на бумаге. Будет не так страшно. Потому что все можно подвинуть, подправить, вернуться на 10 шагов назад, не затирая бумагу до дыр и грязи ластиком. Все чисто и аккуратно.
На планшете преодоление страха белого листа происходит ласково и нежно. Ну а мне, хоть и не новичку, есть где разгуляться с моим перфекционизмом! Потому что на бумаге я иногда останавливаю себя, когда хочется в сто двадцатый раз передвинуть заголовок в композиции ещё на миллиметр, а на планшете можно двигать и двигать и масштабировать до бесконечности без вреда для материалов и бумаги.
И если любопытно посмотреть, как бы такая композиция выглядела в инверсии белым по черному листу — легко. И тоже самое, но с дополнительными декоративными элементами, которые потом можно удалить в один клик, если не понравились — легче легкого!
Поэтому я считаю, что свобода, которую дает digital — это очень вдохновляет в процессе обучения ;)
Ну и третий, но немаловажный момент: всё, что нарисовано в цифровой версии, без особой подготовки можно потом использовать. Напечатать открытки или постеры. В отличие от ручных скетчей в блокноте, которые надо для тиражирования, или даже если просто хочется выложить в соцсетях, фотографировать или сканировать качественно, подкручивать там яркость, шумы убирать.
Цифровой скетч, даже если вы его изначально рисовали просто для себя, как заметки на память, но он внезапно получился очень удачным, вы можете напечатать на футболке, или постер сделать прямо моментально.
О, и ещё есть четвертое преимущество, но оно спорное, для всех по-разному. Лично мне в путевых зарисовках планшет очень облегчает рюкзак.
Так получилось, что я привыкла таскать с собой и цветные карандаши, и маркеры, и акварель, потому что никогда не знаю, чем мне захочется порисовать, и что пригодится.
Поэтому при любом походе на природу или по музеям в городе, у меня вечно набитый красками рюкзак, от которого болят плечи в конце дня. А планшет — это одновременно все материалы и краски, которые только можно вообразить, и масло и пастель, и тушь, и клей, и ножницы. И всё это в одной умеренного веса штучке. Не говоря о том, что в этом же планшете у меня и библиотека. Так что моя спина digital-скетчноутингу говорит искреннее спасибо ;)
Разум и творчество
Главная идея всех моих курсов про скетчноутинг (и самого первого для новичков, и этого, про digital, в том, что рисование — скетчинг, иллюстрация, да любые живописные или графические техники и подходы — мы учимся воспринимать как часть общего процесса жизни и мышления.
Часто логику, разум, интеллект как-будто противопоставляют творчеству. Типа, можно либо то, либо другое. Либо ты «технарь», либо творческий «гуманитарий». Либо ты строишь логические цепочки, делаешь расчёты или анализ проводишь, либо занимаешься живописью.
А мы в скетчноутинге не пытаемся противопоставлять творчество интеллекту и логике. Напротив, мы рисуем, чтобы лучше понимать, чтобы запоминать, чтобы объяснять. И в то же время думаем и рассуждаем, чтобы рисовать. В скетчноутинге мы просто делаем зарисовки частью нашего когнитивного процесса.
И рисование становится не каким-то особенным хобби, до которого руки доходят раз в неделю в лучшем случае, оно становится просто частью жизни, суперсилой, дополнительной фишкой, типа как дышать под водой, или летать. Вот все люди как люди, а мы с моими учениками рисуем по любому поводу и на любых поверхностях ;)
Путешествие в digital
В курсе «Скетчноутинг. Путешествие в digital», в отличие от первого скетчноутинга, очень много о том, как выработать свой собственный стиль.
Как себе ставить ограничения и рамки, которые помогут подчеркнуть индивидуальность.
С одной стороны, при работе на планшете, кистей, фактур и, следовательно, возможностей намного больше, чем на бумаге.
С другой стороны, вот тут-то эти самые ограничения и нужны, чтобы не заблудиться в этом великом разнообразии и не превратить свои иллюстрации в восточный базар ;)
Но я ненавижу ограничивать учеников в чём-то. Поэтому учу их ограничивать себя самостоятельно и осознанно, не просто так из вредности, а для достижения более цельного и результата, более узнаваемого стиля, собственного характера.
Вот это я считаю очень ценным в моем курсе! И лично я была бы очень рада, если бы кто-то объяснил мне все это, когда я училась в институте.
Вообще, продумывая программу к «Скетчноутинг. Путешествие в digital», да и к предыдущим тоже, я всегда в первую очередь стараюсь вспомнить себя учеником на первом-втором-третьем курсе. И подумать: чего мне тогда не объяснили по-нормальному? До чего мне пришлось доходить своим умом долгие годы?
Вот это я и объясняю студентам. Чтобы они развивались быстрее, их творческий путь был менее извилистым и пролегал по более живописным маршрутам!
Если вам близка идея зарисовок в цифре и вы хотите научиться превращать повседневные скетчи в полноценный проект, то курс «Скетчноутинг. Путешествие в digital» точно для вас!
авторизуйтесь