2 сентября состоится премьера самого ожидаемого курса «Практическая линогравюра».
Художник, автор курса Анна Цымбал рассказывает о том, как важна и полезна техника линогравюры в современном творчестве >>

Для всех и каждого
Я рисую буквы и иллюстрации, могу рисовать от руки маркером, могу на планшете, а могу и вырезать линогравюру. Так что линогравюра — это просто дополнительный навык, который отлично сочетается со всеми темами, которые я уже давала студентам на своих курсах.
Линогравюра — это техника, это инструмент. Это не направление творчества, она ничем не ограничивает художника в тематике.
Если кто-то из учеников рисует леттеринг-композиции для себя или в подарок, или на продажу, он сможет в линолеуме делать тиражные оттиски со своими композициями. Если кто-то занимается скетчноутингом, сможет сделать штампы с часто используемыми символами и сочетать рисованную уникальную графику с оттисками.

Прокачиваем навыки
В процессе преподавания мне много раз приходилось внедрять линогравюру в программу, чтобы помочь студентам переключить внимание на белое пространство вокруг объектов.
В работе с графикой, с ритмом и пятном это очень важно — видеть и формировать не только пятно, которое изображает объект, но и внимательно формировать пространство вокруг.
Раньше, в оффлайн курсе по леттерингу, я давала много разных упражнений на межбуквенные интервалы и внутрибуквенные просветы. Но всё равно видела, как студентам было сложно сместить фокус внимания с черных линий на белый фон. Ведь натренироваться уделять фону столько же внимания, сколько и самому рисунку — это непростая задача, это непривычно. Поэтому я тогда стала вводить в курс короткие тренировки с лино.
Потому что в гравюре «белое», фон — это как раз то, что мы вырезаем. Мы прикладываем усилия, чтобы сформировать пробелы, дырки, пустоты между объектами. Поэтому всё внимание на фон. Максимально.

Если хотя бы немного поработать с линогравюрой, фокус внимания смещается на белое пространство, и «развидеть» его потом не получится. В акварели, в пастели или в диджитал, в натюрморте или в пейзаже, вы везде будете видеть «пространство между». Это очень крутой навык и он значительно повышает уровень мастерства. Так что я — как педагог — люблю линогравюру в первую очередь за прокачку глаза и внимания.
Ну, а как художник я полюбила линогравюру за характерную пластику.
Я помню, как на курсе скульптуры нам в институте рассказывали, что скульпторы делятся на два типа — есть те, кто набирает форму, например глиной, сделал заготовку-яичко, прилепил ей носик, прилепил ей выпуклые уши... и так от малого к увеличению объёма. А есть те, кто вырезает, например, из камня, от большого куска, постепенно вырезая малые кусочки, получают детализированную сложную форму.

Вот я ещё тогда на втором курсе института поняла, что я ближе ко вторым. Мне приятнее «откусывать» от пятна, чем расширять его. Я так яснее чувствую форму, и мне нравится такой подход. В линогравюре мы работаем именно так — откусываем от большой формы всё то, что нам не нужно, всё, что станет фоном. И это влияет на пластику пятен и линий. Все формы и силуэты немного «покусанные», пластика линий упругая и чаще вогнутая, чем выпуклая. В этом есть своя особая очень выразительная и узнаваемая эстетика.
Работы с душой
Ни для кого не секрет, что в наше время электронных гаджетов и цифровых технологий все ручные техники стали ещё ценнее. Имитация акварели или карандашного рисунка на планшете может быть очень эффектной. Но рукотворная работа несет в себе не только эстетические качества, но и тепло рук автора. В ручных техниках есть место погрешности и природным вмешательствам — ветер подул, и акварельные разводы застыли, именно в такой особой форме, которую не получится повторить нарочно. Или на валике при печати остатки старого цвета примешались к новому и получилось особое неожиданное сочетание. Диджитал техники этого лишены, в них меньше случайностей, меньше живости материала, чуть меньше души, если можно так сказать. Зато диджитал техники удобны в тиражировании — это большой плюс.

Линогравюра же сочетает эти два преимущества разных подходов. С одной стороны, это тиражная техника — мы сразу создаем не одну работу, а несколько её повторений.
Но в отличие от цифровых копий эти дубликаты все рукотворные и уникальные. Каждый из оттисков может иметь свой собственный характер, отличающуюся цветовую гамму, другую фоновую бумагу, например тонированную и много-много других мелочей.
Экземпляры композиции в линогравюре — это не идеальные клоны, как в цифровой печати, это братья и сёстры вашего рисунка, похожие друг на друга, но все со своим характером. И все они будут немного разные, особенные, хотя и похожие, тёплые, душевные и выполненные моими собственными руками, а не напечатанные на принтере. По-моему это прекрасно!

Творчески и технически
Как я уже говорила, линогравюра — это просто инструмент. И применять его может художник любого уровня.
В целом весь процесс линогравюры можно разложить на два этапа:
- вырезание
- печать
Вырезание — процесс долгий. Надо прикладывать физические усилия. Движения штихелем непривычны всем — и тем, кто рисует каждый день, и тем, кто никогда не держал в руках карандаша. Вырезать можно с собственных эскизов, или с фотографии или чужой заготовки, это не так важно для процесса линогравюры.
Печать — это поле для экспериментов. В печати мы ничем не ограничены и можем дать волю своей фантазии, поэкспериментировать с бумагой, с градиентами, с сочетаниями разных цветов и фактур, с наложением слоёв. И тут важнее эстетический вкус, фантазия и творческий задор, чем рисовальный или живописный опыт.
Заинтересовались линогравюрой? Приглашаем погрузиться в мир штихелей, красок и линолеума записаться на курс «Практическая линогравюра».
Варианты участия
Стандарт
- Проверка работ автором курса
- Доступ к урокам на месяц
VIP-участие
- Приоритетная проверка работа автором курса
- Дополнительный доступ к урокам на год
авторизуйтесь