Как соединить любовь к моде, традиционным материалам и современным форматам — рассказывает иллюстратор, Оля Кривова.
Оля создает коммерческие иллюстрации в фэшн-стилистике для самых разных проектов: от иллюстраций для упаковок косметики до рекламы и оформления соцсетей. Она уже успела поработать с различными крупными изданиями и брендами, а недавно ее иллюстрация появилась на обложке второго выпуска журнала Fashion Paper.
Вероника Калачева поговорила с Олей про ее творческий путь в жанр фэшн-иллюстрации, поиски своего визуального почерка и стиль на стыке живого скетчинга и диджитала.

иллюстрация VALENTINO
Вероника: Расскажи про свой творческий путь. Как начала, как оказалась в фэшн-иллюстрации?
Оля: Я всегда рисовала.
Училась в художке, но не закончила ее — оттолкнул академизм.
К осознанному творчеству вернулась в 2018. Начала вести соцсети, сразу позиционируя себя как иллюстратора. Без опыта, без портфолио. Просто рисовала каждый день, участвовала во всех творческих конкурсах
и активностях.
Моим первым заказом были акварельные иллюстрации — ракушки и водоросли, — для португальского бренда одежды. Оригиналы отправляла почтой из Томска в Лиссабон. Мои работы потом вышили и напечатали на ткани — они стали частью капсульной коллекции бренда. Тогда я и подумала, что хочу развиваться в модной сфере, хотя продолжала рисовать все подряд.
Чем я больше рисовала, тем больше узнавала о жанрах в иллюстрации. Так, примерно к 20-му году я и пришла в фэшн-иллюстрацию. Мода всегда была моим увлечением. В детстве я пачками скупала журналы, мечтала прикоснуться к этому миру глянца. И чаще всего меня приводили в трепет не только фото великих фотографов, но и эскизы дизайнеров и фэшн-иллюстрации.

португальский бренд Monarte, капсульная коллекция «Under the Sea» с иллюстрациями Оли
Вероника: Поделись, пожалуйста, как ты пришла к своей технике, долго ли ты нащупывала свой визуальный почерк?
Оля: Мне кажется, что я искала свое видение просто бесконечно долго!
В 2022 году я нарисовала и оформила в портфолио серию GUCCI. Основная фишка была в том, с какой скоростью она нарисованы. Я рисовала работы буквально по таймеру, из десятков вариантов выбирала удачные, сканировала и дорабатывала в цифре. Это и стало отправной точкой к моему стилю, по этим работам меня стали узнавать.
Понадобилось около четырех лет поиска и обучения, чтобы немного устаканить свой почерк и найти свои «фишки». Сейчас я все еще в поиске, но у меня уже есть визуальный фундамент. Я развиваю свой стиль, а не ищу с нуля.
Вероника: Ты работаешь в диджитал, но твои работы похожи на нарисованные традиционными материалами. Почему так? И какую роль в твоем творчестве играют живые наброски?
Оля: Я обожаю традиционные материалы и начинала именно с них.
При этом я люблю возможности, которые дают технологии. И я просто решила это совместить!
Сначала я сканировала наброски, а в цифре добавляла цвет, сохраняя текстуру бумаги. И, в целом, получалось уже так, как мне хотелось.
Потом, в процессе экспериментировала с режимами наложения, настраивала кисти в Procreate, чтобы максимально приблизиться к эффекту живых материалов. Результат при этом позволял мне без проблем вносить правки и был идеальным для коммерческой иллюстрации.
А живые наброски мне необходимы для выплеска энергии. Сейчас я делаю их в основном только по настроению и не системно, потому что много работаю на заказ. У меня нет ни одного идеального скетчбука, я очень хаотична в этом аспекте. Не особо люблю пленэры и рисовать с натуры.

Вероника: Что отличает скетч от готовой иллюстрации? Как соблюсти баланс между живой линией скетча и завершенным собранным видом итоговой иллюстрации? Как вовремя остановиться и не «замучить» работу?
Оля: Скетч — это образ, в котором ещё нет выбора художника.
В итоговой иллюстрации выбор сделан — художник определился, расставил акценты. А скетч — это образ, в котором он еще не решил, где оставить или отсечь массу объекта. Этим скетч и прекрасен, — он как-будто находится сразу в нескольких позициях одновременно. Такая суперпозиция линий.
Именно проблема «замученных» рисунков привела меня к моему способу рисовать на скорость. Я раньше слишком старалась и зажимала линию. Поэтому прошла через этап быстрого рисования. Но я быстро поняла, что такой подход непредсказуем и для заказов не годится.
Сейчас я намеренно рисую дрожащие линии. Выбираю кисти с неровными краями. Меняю нажим. Делаю заливку с погрешностями и пропусками, чтобы оставлять флер цифрового следа в виде неокрашенных пикселей, — чтобы в рисунках был дух моего времени.
Чтобы сохранить живость рисунка, я выбрала способ — вовремя остановиться, когда чувствуешь усталость, и принять несовершенство результата. Так я борюсь с перфекционизмом. Очень терапевтично! :)
Вероника: За какими художниками ты следишь? Чьими работами вдохновляешься?
Оля: Я обожаю графику!
Самые-самые мои любимые художники это Бакст, ранний Уорхол (который начинал с того, что был иллюстратором и в том числе рисовал моду), Матисс и Пикассо, Эрте, Антонио Лопес. Их линии меня окрыляют.
Особенно нравится связь поколений: Матисс — Пикассо — Уорхол. Матисс и его рисунки, Пикассо, который вдохновлялся Матиссом, и Уорхол, который стоял на плечах у них обоих и в то же время привнес в свою работу с линией что-то абстолютно особенное.
А вдохновляюсь я часто живописцами, в том числе современными: у Оли Шевченко непохожая ни на что акварель, у Якова Хомича классный микс из красок, баллончиков и пастели. Завораживают работы Евгении Дудниковой.

работы Антонио Лопеза
Вероника: Твои иллюстрации востребованы. Они есть на обложках модных изданий, ты сотрудничаешь с классными брендами. Как думаешь, какие важные шаги нужно сделать иллюстратору, чтобы построить успешную карьеру? А чего точно не нужно делать?
Оля: Это сложный и долгий путь, — это стоит держать в голове, чтобы иметь силы продолжать.
Портфолио — это база. Нужно работать над ним. Работая над ним, иллюстратор прокачивает все необходимые навыки, которые ему понадобятся в работе. Оно должно быть в едином стиле, но разнообразно по сюжетам, планам, темам. Персонажам и ракурсам, уровню детализации.
Я хотела, чтобы на меня обратило внимание лучшее агентство в России, и эта цель помогла мне. Чтобы заинтересовать опытных людей из индустрии, пришлось сильно постараться. Я изучала весь материал, который был доступен от этого агентства в интернете. Их кейсы, их требования, ожидания. Я писала им много-много раз, и мне отвечали вежливым отказом. До тех пор пока у меня не сформировался почерк и портфолио. Тогда они уже сами написали мне.
Поэтому полезно иметь вот такие промежуточные цели, которые как бы недосягаемы, но в целом возможны. Пытаясь до них дотянуться, попутно развиваешь необходимые навыки, нарабатываешь опыт и в итоге достигаешь цели.
Чего точно не нужно делать? Ожидать, что все получится само.
Если рисовать одну картинку в неделю, месяц. Рисовать только по настроению и не браться за то, что кажется очень сложным. При таком подходе вряд ли получится сделать из хобби-рисования профессиональную карьеру иллюстратора и выстроить творческий путь.

иллюстрация Оли на обложке второго выпуска журнала Fashion Paper
Вероника: Что тебе дает Behance, ведение соцсетей? Где еще ты публикуешь портфолио? Много ли времени ты тратишь на эту часть работы?
Оля: Behance — как паспорт в мире специалистов креативной сферы.
Просто правило игры, он должен быть, и всё. И чем круче он прокачан, тем лучше. Когда я это поняла, я начала им плотно заниматься.
Частные заказчики, которые заказывают картинки раз в никогда, могут не знать что такое Behance. Но даже им очень удобно показать примеры своих работ одной ссылкой на проект. А специалисты из индустрии часто только Behance и рассматривают, — такое неписанное правило, «если иллюстратор – профи, у него есть Behance».
Мой уровень прокачки Behance дает мне поток запросов от профессионалов.
С ними мне проще всего работать. У меня были международные заказы, которые состоялись потому, что мой профиль на Behance передавали друг другу специалисты из разных сфер, люди, которых я лично не знаю. Такое сарафанное радио. Также он — часть экосистемы моих соцсетей. На ее выстраивание ушло много сил и несколько лет.
Мои основные площадки — это известная соцсеть с картинками и Behance. Но в общем, помимо них у меня все связано: dribbble, VK, Pinterest, Telegram. Да, эти соцсети носят поддерживающий характер, — в каких-то я публикую точечно, а какие-то, например Pinterest и Telegram, стараюсь активно развивать. Тем не менее, ведение соцсетей — это отдельная работа, на которую у меня уходит от 3 часов в день и больше.

работа Оли с брендом сумок и аксессуаров Madame Chatelet
Вероника: Используешь ли нейросети в работе?
Оля: В иллюстраторской работе не использую.
Пока не вижу для себя смысла, ведь мой стиль ценят как раз за ручной эффект.
Использую как эффективный поисковик и для мозгового штурма, — очень помогает откинуть самые очевидные решения, потому что часто именно их ИИ
и предлагает.
Вероника: Какую роль в твоем творчестве играет анимация иллюстраций?
Оля: По сути, сейчас я занимаюсь в анимации тем же самым, чем несколько лет назад занималась в иллюстрации.
Ищу свой визуальный язык, учусь, отрабатываю приемы. Формирую портфолио, чтобы начать получать стабильные заказы на анимацию, увеличивать доход. Мне это очень интересно, я вижу отклик и интерес в том числе со стороны заказчиков.
Вероника: Что тебе это дает?
Оля: Мне это нравится.
Анимация всегда меня завораживала, я мечтала когда-нибудь попробовать себя в этом занятии, а сейчас для этого есть специальные приложения, которые дают полную свободу для реализации своих идей.
Плюс, это довольно сложный навык, и он очень хорошо держит мыслительный процесс в тонусе. Анимация требует полного сосредоточения, терпения, подготовки. И преодоление этих «сложностей» меня подзаряжает, — как такой «дорогой дофамин» :)

Вероника: Твои red flags в работе иллюстратора? С какими заказчиками ты не сотрудничаешь?
Оля: О, у меня есть отдельный пост на эту тему! :)
Я не работаю без предоплаты. Не работаю с теми, кто не обращается в запросе по имени, — по опыту знаю, что коммуникация будет невыносимой.
Не работаю с теми, кто не дает вносить правки в договор. С теми, кто требует отчуждения прав на иллюстрации без необходимости и без адекватной отчуждению оплаты (минимум x5 стоимости иллюстрации).
С теми, кто неумело\некачественно преподносит итоговый продукт в соцсетях. Такие проекты не добавить в портфолио.
И не рисую на чуждые мне темы.
Вероника: Есть ли у тебя иллюстраторская мечта?
Оля: Есть. Я хочу повлиять на визуальную среду своего времени.
Для этого в первую очередь нужно много познавать. В целом, задача на всю жизнь.
авторизуйтесь