Светлана Шанталь — художница-портретист, которая любит дождь и рисовать по ночам — рассказывает о любимом жанре, творческих методах, истории псевдонима, первом полноформатном авторском онлайн-курсе и многом другом.
История моей творческой жизни не оригинальна — я рисовала с детства, ходила в художественную школу. Всегда тянуло рисовать лица, людей. Все эти бесконечные натюрморты и драпировки в художке очень не любила.
Когда училась на философском факультете МГУ, тоже в общем-то не оставляла художественную сферу — подрабатывала графическим дизайнером, рисовала стенгазеты для факультета. А после окончания ВУЗа мы с партнерами открыли типографию I LOVE PRINT, я закончила профессиональные курсы Adobe и стала делать макеты клиентам.
Три года мы работали практически круглосуточно, и, когда наш небольшой бизнес стал развиваться и появилась возможность делегировать свои обязанности в типографии, я снова начала рисовать — но все равно приходилось это делать вечерами и по ночам.
Шанталь как «дождь» по-французски
С псевдонимом связана забавная история. Когда я искала себе творческое имя, задумалась — что бы это могло быть. И так как я родилась в сентябре и очень люблю осеннюю погоду, решила поискать, как будет звучать слово «дождь» на разных языках. В какой-то момент в поисковике выскочил вариант «шанталь», якобы, как перевод с французского. Я подумала: «Светлана Шанталь — прекрасно звучит!» И только спустя какое-то время случайно узнала, что Шанталь — это просто французское женское имя, но для меня это слово все равно остается «дождем по-французски».
Погрузиться в акварель
В онлайн-школе Вероники Калачевой я стала одной из первых учениц — давно следила за ее Инстаграмом и когда появилась возможность учиться у нее, без раздумий сделала это.
Я прошла, пожалуй, все онлайн-курсы Школы по акварели, изучила этот материал во всех проявлениях, прочла массу книг по разным техникам, в том числе и по портретным, училась на западных курсах онлайн — и наконец рискнула приступить к портретам.
И тут я поняла, что все эти методики, взятые в чистом виде, не дают возможности строить и рисовать лица так, как я этого хочу, как я это вижу.
В итоге я стала анализировать лица, старалась понять, как они устроены, старалась соединить в одно разные способы рисования портретов — и в итоге вывела свою формулу построения и рисования лица.
Она основана в общем-то на известном способе построения «по кругам», только за «единицу измерения» я беру размер глазного яблока. От него и «строю» все лицо — нос, губы, подбородок. На словах, конечно, сложно объяснить, а вот на своем онлайн-курсе по портрету все показываю очень наглядно.
Почему лица?
В лице — вся жизнь человека, его суть. Портрет — способ передать эмоцию, вызвать сопереживание у зрителя, и даже разбудить фантазию. У зрителя должно что-то откликнуться внутри: «Да, я тоже так себя чувствовал. Я вижу в этом портрете себя». Многие подписчики рассказывают мне целые истории о моих портретах: придумывают, кто этот человек, то с ним случилось, о чем он сейчас думает.
Большинство моих работ меланхоличные. Задумчивые. Это состояние мне кажется особо важным — как момент погруженности в себя, осознания жизни. А может быть это просто результат того, что мы живем в климате, где девять месяцев — зима, или от того, что я рисую по ночам.
Портрет — это диалог
В среднем на один портрет у меня уходит 5-7 часов. Всегда рисую с фото, с натуры рисовать не очень удобно — нужна модель, нужно, чтобы свет не менялся, а значит нужно студийное освещение... Сейчас я дружу с массой хороших портретных фотографов, которые любезно делятся со мной своими работами в качестве референсов.
Когда я рисую портрет, я как бы веду диалог с этим образом. Не просто схематично и автоматически копирую черты лица, а сопереживаю ему, стараюсь ловить настроение — схватить именно те черты, морщинки, которые это настроение и мое видение передадут. И да, я могу добавить то-то от себя: добавить где-то локонов побольше, цвет глаз изменить... Это и есть часть моего видения.
Выставки и «на заказ»
На заказ я не рисую вообще, потому что не интересно рисовать «селфи». Работы постоянно выставляю, организаторы как-то сами меня находят. Я никогда не ставила себе целью выставляться как можно больше. Последняя выставка, в которой я участвовала, проходила в Центральном доме художника в Москве.
От баттла к курсу
Мне всегда нравилось преподавать. В школе, когда делала уроки, представляла, как будто учу других детей.
Несколько лет назад мы с единомышленниками организовали первый онлайн-марафон Portrait battle: каждую неделю один из художников рисовал портрет в своей технике разными материалами, участники марафона рисовали свои варианты — прокачивали свои навыки.
Это был в общем-то первый опыт «преподавания»: мне начали писать участники с вопросами, просили что-то пояснить, и я с радостью это делала. И мои советы действительно работали. Это классно — видеть, как твои знания и опыт помогают другому.
Потом были вебинары, онлайн мастер-классы, индивидуальные и групповые занятия. Кстати, занятия в группе мне нравятся больше, они более эффективно проходят, чем частные уроки. В первую очередь эффективнее для самих учеников — нет ощущения «тет-а-тет», что все время и внимание преподавателя якобы в твоем распоряжении.
Первый онлайн-курс
Очень здорово, что в Школе есть возможность создать свой полноформатный курс.
Мне как преподавателю важно, чтобы ученик получил максимум от него и прошел до конца, не заснул от скуки. Все-таки мы разбираем серьезнейшую тему — портрет.
Я выстроила курс так, чтобы не отбить желание рисовать, чтобы придать уверенности.
Мы не начинаем с академических правил построения лица и только с карандаша. Начинаем с губ, их нарисовать проще всего. Человек начинает верить в себя, потому что получается даже у новичков.
В плане работы с акварелью, с тоном придают уверенности и универсальные выкраски. Каждый ученик собирает себе «шпаргалку» — подбирает тот или иной тон и записывает составляющие его цвета.
На курсе рисуем разные типы губ, глаз, волос — чередуем карандаш и акварель. Осваиваем и живопись, и построение. Разбираем разные типажи элементов лица, а потом в портрете собираем это воедино, достигая и портретного сходства, и эмоций.
Когда ученик берется за цельный портрет, страх пропадает — ведь все элементы лица он уже отработал.
Что дальше?
Большие форматы и зарубежные выставки. Хочу сделать серию больших работ — это профессиональное развитие и возможность выйти на международный уровень. Планов много, надеюсь, все сбудется :)
Онлайн-курс Светланы Шанталь «Портреты акварелью» — для всех, кто хочет научиться рисовать эмоциональные портреты: от новичков до уверенных акварелистов.
авторизуйтесь
рисовала вместе со Светланой, Полный восторг! Нравится манера преподавания, легкость какая-то, спокойствие и несуетность. Благодарна за постоянно звучащую поддержку и веру в успехи учеников! Очень понравился педагог ! Спасибо