Первый поток «Базового онлайн-курса рисования 2.0» завершился, самое время подвести итоги. Расспросили Евгению Мельникову о том, как создавался курс и чем он отличается от программы классической художественной школы, а заодно узнали, как научить рисовать человека без художественного таланта и сколько времени занимает путь от новичка до художника. Читайте содержательный монолог Жени с ответами на самые волнующие вопросы.
Высшая цель — сделать что-то очень хорошее
Все началось с того, что я почти год проверяла базовый курс, который мы сделали еще очень давно. И так получилось, что в процессе проверок я увидела важные нюансы, требующие доработки: я начала предлагать что-то для совершенствования, вносить свои идеи. К тому же, у нас случались обсуждения с учениками внутри курса — я интересовалась, что бы им хотелось услышать, что для них было бы важно. Я даже составила себе список задач.
Со временем мы решили все вместе, что пора курс прокачивать, пора делать что-то новое. Так и получился «Базовый курс 2.0», в котором я собрала все знания и постаралась передать все навыки, которыми сама владею, которыми уже делилась на живом «Базовом курсе рисования». Мне хотелось еще и прокачать всевозможные техники — чтобы мы могли совмещать разные материалы, чтобы студентам было интересно работать и с карандашами, и со смешением техник (как, например, маркеры и карандаши).
Я постаралась внести в программу курса что-то такое свежее и оригинальное, при этом оставить серьезную базу: там много объяснений и по объему, и по тону, и по всевозможным силуэтам, и по грамотности рисования пятнами. В общем, присутствуют все основные знания, которые я сама получила в институте и в училище. У меня была такая высшая цель — сделать что-то очень хорошее и очень полезное для людей. Первый поток показал, что это получилось. Надеюсь, так будет и дальше.
В любом студенте очень много потенциала
Метод моего преподавания в принципе кардинально не похож на любое преподавание в институте, любое преподавание в художественной школе. К сожалению, у меня самой был горький опыт общения с тяжелыми преподавателями. Да и в принципе наша образовательная система в России имеет такую особенность — традицию уничижения студента. Я это не могу понять, если честно. Тем более, мы работаем со взрослыми людьми. У нас нет людей, которые не хотят заниматься, которыхх нужно из-под палки, как в институте, гонять.
Мы все здесь собрались, потому что нам интересно это, и нам хочется этим заниматься. Соответственно, нет никакого смысла вводить эти педагогические задачи, которые ставит институт — какое-то воспитание непонятное. Или которые ставятся в школе — «сиди, рисуй, пока ты 108 набросков не нарисуешь, иначе ты будешь самым бездарным учеником в классе».
Это же ужасно, вообще нельзя говорить такие вещи! Поэтому наша система направлена на то, чтобы находить в каждом студенте лучшие моменты и их развивать. Внимание акцентируется на том, что у тебя уже все получается, просто вот это, вот это и вот это надо подтянуть.
Я считаю, что в любом студенте очень много потенциала, но дальнейшее развитие зависит только от желания человека. У меня были, кстати, случаи когда мне задавали вопросы с подвохом: «Окей, Женя, вы вели уже столько курсов, вы преподаете 6 лет, у вас такой опыт, столько студентов оффлайн и онлайн — есть ли у вас бездарные студенты?»
Я всегда говорю, что, во-первых, нет такого слова, это просто неэтично. А, во-вторых, есть просто немножко ленивые студенты или те, кто не верят в себя. Вот эти два момента я пытаюсь ликвидировать на курсе. Внутренний рост есть только тогда, когда мы кладем рисунок, нарисованный месяц назад, и спустя 30 дней упорного труда кладем рядом рисунок, нарисованный сейчас. Мы их сравниваем и говорим «ох и ничего себе».
Мы все время должны сравнивать себя только с собой, не ориентироваться на других. Тогда будет рост — это и мой опыт, и опыт моих друзей, с которыми мы учились. Мы прошли довольно суровую школу, которая нас чуть не съела в какой-то момент, поэтому я бы не хотела ни в коем случае так жестоко преподавать.
Мне безумно повезло с потоком
Прошлый поток базового курса прошел просто замечательно, я очень горда студентами, очень рада результату, который я получила по каждому занятию и каждому заданию, большое им спасибо!
Я на самом деле очень довольна, для меня курс был подарком — мы трудились над ним так много, так много! И сколько писала программу, сколько мы ее конструировали, распределяли на эти три направления всю необходимую педагогическую занудность, которую я максимально незаметно старалась туда впихнуть, сколько мы снимали, сколько старались! Конечно, когда я вижу результат вот такого высокого качества, для меня это просто невероятный подарок.
Поначалу у меня было ощущение, что мне придется очень много комментировать работы учеников, давать правки, помогать улучшать работы. Бывает часто, что студент, вроде, посмотрел видео, все сделал по инструкции, а вышло все равно что-то не то. На предыдущем «Базовом» присылали очень много вопросов — «а как вот это?», «а как мне быть в этой ситуации?», «почему не получается?». Конечно, я ожидала таких вопросов, было даже страшновато комментарии к первым урокам получать. Я волновалась — вдруг что-то недоговорила, не до конца объяснила.
Но такого не было — студенты каждый раз присылали практически готовые работы. Мне даже в какой-то момент стало неловко, потому что просто отвечала: «потрясающая работа, все здорово, вы молодец». Было много этих фраз, которые я писала в течение всего курса почти каждому студенту. И все это искренне! Я считаю, что мне безумно повезло с потоком: все студенты подобрались такие крепкие, боевые, трудолюбивые. В конце мне было очень грустно расставаться с ними. Но впереди другие потоки — следующий стартует 4 августа, и я уже жду встречи с новыми студентами!
Неудачи будут, и да, это больно, но это нормально
Я, наверное, не буду называть имен, но, конечно есть у меня разные студенты. Вот одна из замечательных женщин, которая училась до этого на первом «Базовом курсе» — она была очень неуверенной в себе, мы с ней долго работали именно над созданием благоприятной атмосферы. Я всегда говорила ей, что все нормально, все хорошо, вы замечательно все делаете, и это действительно было так — я всегда пишу правду, иначе в преподавании вообще нет смысла.
Оптимальный срок, необходимый для достижения хорошего уровня рисования, на самом деле небольшой. Тут есть два простых момента: первое — нужно освоить всю базу, все законы, которых не очень много, как я уже говорила; а второе — нужно проявить упорство. На самом деле процесс обучения растягивается только из-за затрат непосредственно на практику, на рисование.
Если у студента есть возможность рисовать один раз в неделю, то он будет долго учиться, а если он может каждый день хотя бы один час рисовать — он будет прекрасно развиваться. Вопрос почти всегда в том, сколько ресурсов — времени, сил, нервов — ты можешь посвятить этому. Ну и способен ли ты не пасть духом, когда что-то не получается.
Неудачи будут, и да, это больно, но это нормально. Мы не можем все время выдавать классный результат — это вообще в принципе в жизни не получается. Я не очень люблю эту поэзию и лирику насчет вдохновения, потому что вдохновение приходит во время работы. В рисовании меньше поэзии, чем все думают, потому что искусство — это 90% труда и 10% идеи, вдохновения.
Что касается как раз вот этой теоретической базы и полезной информации, которую важно получить, оптимальный срок — полгода, если заниматься постоянно. Это потолок, за это время можно освоить все самое важное. Ничего такого архиважного, что можно было бы за полгода не услышать, в рисовании нет. Было бы желание и время.
Нужно избавить себя от стереотипов
У студентов, которые только-только начинают рисовать, есть какие-то критерии, по которым они себя немножко блокируют. «Вот есть талантливые, а я нет», — обожаю эту тему! На мой взгляд, нет такого понятия — талантливый или неталантливый. Ну да, у кого-то есть способность чуть-чуть больше к музыке, у кого-то — чуть-чуть больше к литературе, у кого-то чуть-чуть больше к маркетингу. Да, разные бывают направления. Но если ты действительно чего-то искренне хочешь — ты добьешься, никаких проблем нет.
Может не получиться с первого раза акварель, конечно же, потому что это очень капризная техника. Но капризная она в основном потому, что мы ее боимся. Тут нужно просто сто раз пытаться: не получилось сразу сделать заливку — делаем еще раз, не получился какой-то объект, который мы рисуем — делаем еще раз.
Может быть, в пастели не надо так много тренироваться, она довольно графичная. Да, конечно, мы стремимся к реализму, но в работе пастелью, если вы проходите какой-то этап, то все точно получается. Акварель — буквально чуть-чуть ошибаетесь в сочетании воды и краски, и все становится не так, поэтому требуется много труда и повторений.
Раз от раза каждый тортик, каждый кит, каждый пейзаж, который мне присылается, становится лучше — это стопроцентный факт. Мы с учениками часто это отслеживаем: «вот первая работа, а вот третий вариант — видите разницу?»
Ошибки могут возникать еще тогда, когда кто-то не очень ответственно подходит к тренировкам, а тренировки — это важно. Именно поэтому я сделала их огромное количество.
Местами они ужасно занудные, конечно, но при этом какая-то нотка веселости там есть: это и силуэты деревьев, и силуэт рыбки, которая плавает, все это надо как-то скомпоновать интересно, чтобы как будто бы даже принт получился, есть такой легкий элемент дизайнерской работы. Огромный простор для творчества, но и очень серьезные требования — ровные заливки, ровные закраски, мелкие детали, мелкие повороты формы. И вот если там не получается, нужно тренироваться еще и еще, дальше смысла идти нет.
Важный момент — нужно избавить себя от каких-то заранее сложившихся стереотипов, что у вас нет таланта. Нужно выключить все чужие мнения, которые кто-либо когда-либо высказывал — забыть, как мама в детстве говорила, что художники бедные и несчастные, живут на чердаке, им никогда не заработать никаких денег. Это не так.
Нужно постараться выключить все эти психологические блоки. А дальше мы просто начинаем работать, и тут нужно упорство. Важно знать, что впереди будет много боли и много побед, но побед будет больше. Это всегда так. На пути к какому-то серьезному уровню перед каждым новым витком всегда идет сильный провал. Я по себе это знаю: когда случается огромный душевный кризис, спустя неделю или месяц ты делаешь то, чего ты никогда бы раньше не сделал. И вот это круто, не надо этого бояться — просто ты растешь.
Чтобы каждый остался с ощущением, что он справится с задачей
Студент записался на курс, и дальше происходит знакомство: «меня зовут Женя, я из такого-то города, вот мои материалы». Обычно студенты немножко рассказывают о себе, о своих целях. Это очень здорово, что у нас есть общий чат, в котором ученики могут общаться. Становится очень весело, у нас появляется огромная такая тусовка, мы друг перед другом хвалимся работами, какими-то достижениями.
После того, как мы знакомимся и обсуждаем материалы, начинаются сами уроки. Первые уроки — это самое простое и совсем не страшное, там можно попробовать поштриховать чуть-чуть. Не получится — ну еще раз сделаем, ничего страшного. И мы начинаем вот так очень плавно через простые тренировки постигать элементарные законы, переходить к чему-то посложнее. Конечно, сразу нет никаких тяжелых уроков, которые бы отвлекли ученика и заставили его сомневаться в своих способностях.
Я хотела сделать курс таким, чтобы каждый человек, который туда придет, остался с ощущением, что он справится с задачей. Мы начинаем с простых вещей и заканчиваем реально очень сложными — такими, что под конец все пишут: «Женя, это был очень сложный урок, но было круто»!
Все то, что мы проходим в начале, мы повторяем в конце, но при этом сами задания в финале совсем другого уровня. С одной стороны — это такое достаточно занудное повторение, у студента возникает уверенность, что он все знает, все довел до автоматизма. А с другой — всем интересно, задания разноплановые и подача материала не сухая.
Я хотела, чтобы по окончанию нашего курса у человека было портфолио, которое можно показывать, можно публиковать в инстаграме, которым можно хвалиться. И действительно у меня выпустилось много студентов, у которых, например, в анималистике практически готовые иллюстрации к книгам.
Еще очень важным при подготовке программы курса для меня было разнообразие материалов. Обычно существуют какие-то узконаправленные курсы, углубленные в технику, а здесь важно было дать людям, которые никогда не рисовали, возможность протестировать материал. Понравится техника или я вообще никогда в ней не смогу работать — это важно выяснить в самом начале творческого пути.
Вот мы и начинаем с карандаша, потом переходим на графику в угле, после осваиваем смешанную технику на цветной бумаге, то есть мы немножечко вводим цвет, очень аккуратно, пробуем различные приемы с белыми мелками, чтобы уже какие-то контрасты появлялись. Дальше плавно-плавно переходим к разнообразию техник.
После базы можно расширяться и выходить на пастель, на акварель, на скетчинг. Скетчинг в данном случае — тоже такое связующее звено между графикой и живописью. Уже после того, как студент попробует себя в скетчах, он может идти на более суровые техники — это акварель, реалистичные работы в пастели.
Наши три направления — анималистика, пейзаж и натюрморт — выбраны потому, что мы очень ориентировались на нашу аудиторию, на интересы потенциальных учеников, ну и вообще на актуальные тренды.
Я замечаю на живых и онлайн-курсах, что людям нравится анималистика, меня много спрашивали, будем ли мы где-то рисовать животных. Они пользуются бешеной популярностью. Пейзажи в разнообразных техниках — тоже круто и полезно. Человек на любом пленэре, в любом месте, даже на отдыхе, может сделать работу любым материалом. Вообще чем угодно, что в руку попадет, сделать крутую работу. Это же интересно! А натюрморт — это нестареющая классика, которая пригодится каждому студенту.
В курсе есть стоп-уроки, они очень важны, потому что по ним мы можем идентифицировать уровень студента. Если мы просто проходим все подряд абсолютно ровно и спокойно, у студента нет каких-то важных вех. А они должны быть, должно быть ощущение, что мы достигли какого-то определенного этапа и проверили свои знания на стоп-уроке. В них учник может выложиться по полной программе и проверить, какого уровня достиг, чтобы потом перейти на следующий.
Есть еще бонусные уроки. Идея их создания принадлежит и мне, и всей команде Школы, которая работала над курсом. Эти задания — для того, чтобы любой студент получил максимально качественный результат от своего уровня и от картинки, которая ему предложена. Бонусные уроки — самые вкусные, в них все самое интересное.
Если мы на обычных уроках проходим просто что-то интересное, то в бонусах я стараюсь и животное подобрать такое, чтобы его обязательно хотелось нарисовать, и пейзаж прямо какой-нибудь хитрый, и поставить задачу так, чтобы нужно было применить максимум полученных знаний. Бонусы очень полезны с точки зрения обучения и очень красивы с точки зрения результата.
Ограничений нет
На курсе я жду людей, которые любят рисовать, которые хотят получать от этого удовольствие и становиться профессионалами, которые хотят создавать что-то новое, на основе моих тренировок и каких-то уроков делать свои похожие работы. Если я показываю одну бабочку, это не значит, что не нужно рисовать другую бабочку или пять разных бабочек, красиво расположенных в листе. Я очень жду таких креативных и влюбленных в процесс изучения материала и в рисование людей, которые хотят в итоге найти себя.
Ограничения по возрасту нет, но я рассчитываю на упорную аудиторию, которая знает, чего она хочет, поэтому для меня важен именно мотив студента. Есть люди, которые на дельтапланах летают в 83 года, почему нет? И почему бы не начать рисовать в этот период времени? В этом нет сверхъестественного, тем более, если человек сознательно подходит к задаче, если он очень хочет этого, если он любит это. Так что никаких ограничений нет.
авторизуйтесь
Коплю финансы.:blush: